double arrow

Глава VI 6 страница

– соответствием целей группы потребностям ее членов;

– удовлетворенностью групповой деятельностью;

– возможностью людей участвовать в выработке коллективных решений;

– благоприятной психологической атмосферой в группе;

– оптимальным объемом группы.

Высокая сплоченность важна с точки зрения эффективного функционирования команды, поскольку способствует:

– сохранению членства в группе;

– более активному участию индивидов в жизни группы;

– росту индивидуальной адаптации к группе и чувства личной безопасности;

– более высокой групповой продуктивности.

Совершенно очевидно, что высокая групповая сплоченность – важное условие эффективного функционирования рабочей команды, развития ее "акме".

Акмеологические особенности управления рабочей командой. Они обнаруживают себя в стилевых характеристиках поведения руководителя. Одна из таких особенностей – стиль соучаствующего управления. Его отличают:

– регулярные совещания руководителя с подчиненными;

– открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

– вовлеченность подчиненных в разработку и принятие коллективных решений;

– делегирование руководителем подчиненным ряда управленческих полномочий;

– предоставление работнику возможности автономно разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи и т. п., внося тем самым вклад в развитие инновационных процессов;

– поддержка личностного и профессионального роста работника.

Другая акмеологическая особенность управления рабочей командой – стиль преобразующего, инновационного руководства. Он включает в себя четыре специфических стилевых компонента, носящих выраженный акмеологический характер:

– Индивидуализированное внимание – в его основе концентрация руководителя на диагностике потребностей и способностей подчиненных, учет их индивидуальных особенностей, делегирование полномочий, консультирование и обучение людей, содействие их личностному развитию.

– Воодушевляющую мотивацию – проявляется в том, что руководитель вселяет бодрость, повышает оптимизм и энтузиазм подчиненных, передает им свое видение (картину) будущего, которое стимулирует активность подчиненных в направлении достижения более высоких уровней выполнения рабочего задания и личностного роста.

- Интеллектуальное стимулирование – оно предполагает побуждение подчиненных к новому взгляду на старые методы и проблемы, развитие у них креативности и интуиции, поощрение инновативных действий.

- Харизматическое влияние – его способны оказывать руководители, обладающие видением будущего, осознающие свою миссию, достигшие успеха, уверенные в себе и пользующиеся доверием у подчиненных, подчиняющие личные интересы интересам команды, готовые в любой момент поддержать подчиненного.

Использование этих стилевых компонентов, как свидетельствуют данные исследований, способствует значительному росту эффективности рабочих команд и, как нетрудно убедиться из приведенных выше кратких их характеристик, является важным условием роста акмеологической составляющей функционирования команды.

Резюме

Было показано, что рабочая команда является социально-психологическим полем "акме" в групповой профессиональной деятельности. Причем само коллективное "акме" выражается во владении членами рабочих команд рядом важных прикладных умений, в том числе функциональными, связанными с принятием решений и интерперсональными. Развитие коллективного "акме" обусловлено рядом внешних (организационных) и внутренних (групповых) условий.

Список литературы

Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 2000

Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999.

Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд. М., 1998.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

© Кричевский Р.Л., 2002

8. "Акме" гражданственности

План

1. Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе.

2. Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность".

3. Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства.

4. Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности.

5. "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала.

Ключевые слова: гражданственность, гражданское воспитание, гражданское становление, "акме" гражданственности.

гражданственность – принадлежность к населению какого-либо государства; сознаваемая возможность пользоваться всеми правами гражданина, обеспеченными законами этого государства; определенный уровень сформированности актуальных гражданских качеств и гражданских отношений личности, а также осознанная степень готовности исполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благе и благополучии государства;

- гражданское воспитание – стихийное и произвольное воздействие государственных и других структур гражданского общества на личность в интересах формирования у нее личностно и профессионально важных гражданских качеств, определяющих возможность достижения акме. Существующая и реализуемая в обществе концепция гражданского воспитания наполняет акме определенным содержанием;

- гражданское становление – достигнутый в процессе развития личности уровень и продолжающийся процесс становления гражданских качеств личности, системы ее отношений к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям.

-" акме" гражданственности – достигнутая вершина гражданской зрелости личности, сформировавшаяся в результате стихийного и целенаправленного развития. Это актуальный набор качеств личности, система и программа отношений (к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям, к себе как гражданину), способствующая успешной социальной и профессиональной самоактуализации.

Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе

В общенаучном определении акмеологии как науки, исследующей закономерности развития человека и его восхождения к вершине личностного и профессионального развития, отмечается, что это длительный, целенаправленный процесс.

Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления. Это, в частности, нашло отражение в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1999), где уже первая фраза гласит: "Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства..."*. Там же обозначены принципы государственной политики в области образования, предполагающие "воспитание гражданственности", "демократический, государственно-общественный характер образования". Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации (январь 2000 г.) также определяет одной из задач "воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства". Об актуальности гражданственности и обеспечения гражданского становления личности в современной России свидетельствуют также усилия, предпринимаемые на рубеже веков правительством: проведение Гражданского форума (ноябрь 2001 г.), разработка Программы патриотического воспитания граждан России (2000 г.), развернувшаяся дискуссия в средствах массовой информации о проблемах, связанных с формированием гражданского общества (2000 - 2001 гг.).

* Закон Российской Федерации "Об образовании". М., 2000 С.2.

Во многом ориентация на гражданственность становится актуальной в связи с происходящими экономическими и политическими преобразованиями в России. Становление личности в сложной ситуации изменения социальной парадигмы, изменения координат гражданского сознания должно предполагать определенные ориентиры становления гражданственности. Особенно это важно применительно к выработке и реализации стратегии подготовки кадров государственной службы России. На основании проведенных прикладных исследований (А.А. Деркач, А.А. Мироедов и др.) определено, что акмеологический уровень государственных служащих предполагает наряду с другими составляющими, социальную ответственность и гражданскую позицию*. В связи с этим, необходим обоснованный механизм формирования гражданской позиции личности, разработанные условия гражданского становления.

* См.: Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000 С. 436.

Что же означает становление гражданина, что есть достижение "акме" гражданственности? Что есть гражданственность вообще? Имеет ли это понятие какую-либо историю?

Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"

Если сопоставить определения понятий "гражданин", "гражданский", приводимые в различных, изданных в разное время энциклопедических изданиях, становится очевидным, что они существенно отличаются. В.Даль в Толковом словаре живого великорусского языка приводит следующее определение: "Гражданин – городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство"*. В. Даль соотносит понятие "гражданский" с "относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству". Автор отмечает, что гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему. В словаре приводятся также определения понятий "гражданская доблесть" (мирная и военная).

* Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 389-390.

В. Макиенко и Т.Г. Никитина, исследовав, как трактовалось понятие "гражданский" в период 1920 – 1930 гг. в России, отмечают, что "гражданский" понимается здесь как относящийся к гражданину, гражданам государства; относящийся к патриоту, свойственный патриоту. "Гражданственность" рассматривается в данный исторический период (1920 – 1930-е гг) как гражданская активность, гражданский долг и гражданская зрелость*.

* См.: Макиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка совдепии. СПб., 1998. С. 32.

Словарь современного русского литературного языка, изданный на сложном переломном этапе развития российского общества (в 1991 г.), определяет понятие "гражданин" как*:

* См.: Словарь современного русского литературного языка / Под ред. К.С.Горбачевич. В 20 т. М., 1991. Т. 3. С. 301

а) лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности;

б) человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе.

Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно определяет понятие, позволяет строить более конкретное представление о его сущности.

Приведенные, выработанные на различных конкретно-исторических этапах развития российского общества и государства определения "гражданского" и "гражданственности" свидетельствуют о проявляющихся во времени различиях интересов общества или государства, сложности достижения оптимального баланса. Толковый словарь русского языка конца XX в., под редакцией Г.Н.Скляревской, приводит определения появившимся в данный период в России понятиям "гражданское неповиновение", "гражданское общество", "гражданское примирение", "гражданское согласие"*, что само по себе характеризует обострившуюся проблему достижения баланса интересов личности и общества, личности и государства. Предпринимаемые сегодня различными государственными и общественными организациями усилия во многом направлены на снижение остроты данной проблемы, на формирование гражданского общества в России.

* Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н.Скляревской. СПб., 1998. С. 181.

Сейчас, в начале нового столетия, говоря словами Президента Российской Федерации В.В.Путина, "есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества. Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным. Тем более что простое понятие "гражданин" всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством. И потому гражданственность и патриотизм от одной лишь записи в документе не появляются"*.

* Выступление Президента России В.В.Путина на Гражданском форуме 11 ноября 2001 года

Решение проблемы во многом может быть предопределено реализацией стратегии гражданского воспитания. Этой идеи придерживаются многие специалисты в области гуманизации образования. Так, по мнению И.А. Зимней, сегодня "в основе разрабатываемой общей стратегии воспитания должна лежать концепция приоритета активной, творческой, созидательной жизни человека, в контексте чего "воспитание – это социально-обусловленное становление индивида, как человека, личности, гражданина в процессе институциональной, межличностно-рефлексивной социализации и инкультурации"*. Соответственно возникает проблема гражданского воспитания личности, гражданского становления, достижения "акме" гражданственности.

* Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Кн. 1 / Под ред. И.А.Зимней. М., 2001. С. 254.

Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства

Гражданское воспитание имеет древнюю историю. История гражданского воспитания также отражает дуализм интересов личности, общества и государства. Еще Платон отмечал в своих работах значение гражданской добродетели как следствия государственной власти*. Он мыслил нравственность только как субстанциальную всеобщность государственного организма, а индивидуальность – как слом и разрушение этой всеобщности. В XVIII в. философская мысль европейских ученых породила размышления о полисе** и разделении государства и общества как самостоятельных субъектов организации общежития. В данный период дифференцируются представления о гражданине как citoyen, активном члене гражданской общности, и гражданине как bourgeois, ее экономическом субъекте. В данный период возникает и проблема гражданского воспитания: "Под давлением необходимости бороться или с природою, или с общественными учреждениями приходится выбирать одно из двух - создавать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно того и другого"***.

* См.: Платон. Государство // Соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т. 3.

** См.: Руссо Ж.Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 г. по вопросу, предложенному этой же Академией: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" // Трактаты. М., 1969. С. 21.

*** Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Соч. М., 1981. Т. 1. С. 27.

Государственное и общественное, общественное и личное в соотнесенности и взаимовлиянии всегда было в сфере внимания ученых. Эти проблемы наряду с учеными древности и позднего средневековья рассматривали философы Д.Готье, Т. Гоббс, И.В. Ильенков, Б. Констан, И. Кант, Х. Крингс, А.Ф. Лосев, Н. Луман, Н.О. Лосский, К. Маркс, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А. Фергюсон, А. Шопенгауэр, Л. Штраус, Ф. Энгельс и др. Об этом на разных этапах развития науки размышляли и писали психологи и педагоги К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А. Адлер, В.М. Бехтерев, Ш. Бюлер, А.В. Брушлинский, Л.А. Вербицкая, Б.Г. Гершунский, А.А. Деркач, И.А.Зимняя, П.Ф. Каптерев, Н.В.Кузьмина, С.В. Рождественский, В. Райх, В.А. Сластении, Э. Эриксон и др.

Что же понимается сегодня под гражданским воспитанием? Характеризуя объем понятия, многие исследователи определяют его как воздействие общества на личность в целом; целенаправленную деятельность, призванную формировать систему качеств, взглядов и убеждений личности.

Таким образом, гражданское воспитание, становление гражданственности происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием контролируемых обстоятельств, специально создаваемых условий. Гражданское воспитание, являясь элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества. Наряду с другими определяемыми в педагогике направлениями воспитательной работы (политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание), гражданское воспитание личности является необходимым для достижения "акме".

По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях*. Современные психолого-педагогические исследования (А.А. Гудзовская, Н.Л. Жильцов, Н.А. Коваль, С.В. Калинина, Л.Е. Миловидова, Е.С. Романова, Ф.Д. Рассказов, и др.) позволяют утверждать, что наиболее важным возрастным этапом становления гражданственности является старший школьный и студенческий возраст – возраст профессионального самоопределения и становления личности в профессии. В связи с этим можно говорить о возрастном этапе гражданского и профессионального становления личности на пути к "акме".

* См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. М., 1993. Т. 1. С. 165.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистское и другое воспитание*. Следует полагать, что доминирующая в обществе концептуальная модель воспитания будет в определенной степени определять особенности формирования и выраженность гражданской позиции личности, а также особенности ее проявления в общественной жизни и профессиональной деятельности.

* См.: Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.М.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М., 2000 С. 227.

Если "акме" человека складывается из многих систем общественных отношений, общественных связей (я – мои друзья, я – моя семья, я – мой трудовой коллектив, я – жители моего города, я – граждане моей страны и пр.), то реализуемая в обществе концепция гражданского воспитания неизбежно будет наполнять "акме" определенным содержанием.

В то же время следует отметить, что психические образования личности, складывающиеся в гражданственность как свойство, практически не исследованы, как, впрочем, не исследованы и психолого-педагогические условия становления гражданственности.

Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности

Как известно, основополагающей категорией акмеологии, на данном этапе ее развития, является категория профессионализма. По мнению известного ученого А.А. Бодалева, профессионал - "это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист*". Н.В.Кузьмина, также ориентирована в определении профессионализма на деятельностное составляющее**. Вместе с тем справедливо, что нет деятельности, как таковой, ее всегда выполняет кто-то, да и сама направленность деятельности имеет значение. Еще А. Адлер утверждал, что только труд, предполагающий социальный интерес и приносящий пользу людям, заслуживает одобрения. Гражданственность профессиональной деятельности, гражданственность труда вообще является определяющим фактором для его приятия или неприятия в обществе. Данная посылка позволяет предположить, что в акмеологии наряду с профессионализмом важной категорией дальнейшего развития науки должна быть категория гражданственности, государственности личности профессионала.

* Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000. С. 27.

** См.: Кузьмина И.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

В акмеологии определены условия и факторы, способствующие становлению профессионала (Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.). По мнению ученых, "в случае, когда некие условия и факторы способствуют развитию профессионализма, их называют акмеологическими"*. В настоящее время сложились операциональные определения этих базовых акмеологических категорий, которые могут быть востребованы для исследования становления личности в целом:

* Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000. С. 39.

– акмеологические условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности;

– акмеологические факторы – основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма.

Различие данных категорий определяется в их объективной составляющей (применительно к условиям) и субъективной (применительно к факторам).

В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий называются задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и прочее, что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). По мнению Н.В. Кузьминой, акмеологические факторы могут быть субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.) и субъективно-объективными, связанными с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей. Важнейшими акмеологическими факторами определяются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.

Важно, что А.А. Деркач определяет акмеологические инварианты профессионализма как "основные качества и умения профессионала (или, в ряде случаев, необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности"*. Гражданская зрелость личности, на наш взгляд, также является одним из таких важнейших инвариантов профессионализма, независимо от содержания и специфики деятельности специалиста. В связи с этим возникает проблема исследования акмеологических условий становления гражданственности.

* Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. С. 10.

Проблема становления в психологии трактуется неоднозначно. Не существует однозначного определения и разграничения понятий "становление", "формирование" и "развитие". В целом становление рассматривается как изменение качеств человека, предполагает развитие его функциональных механизмов психики и усвоение опыта. К.А. Абульханова пишет: "Личность объективирует себя определенным образом, творит свои отношения с миром... Становление личности – это и есть становление ее основных отношений. Мера их сформированности и есть мера зрелости личности"*. Если согласиться с данным определением, то становление гражданственности личности профессионала – есть становление системы его отношений к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям и т. д. Е.О. Смирнова, исследовав понятие "отношение", полагает, что само слово "отношение" в русском языке является отглагольным существительным (от глагола "носить"), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то кому-то что-то относит. Специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.) Поэтому отнести можно только то, что является своим (или присвоенным)**. Что же может являться своим? Что же предполагает гражданскую зрелость как систему отношений? Изучение трудов Б.И.Додонова, В.Н.Мясищева, В.В.Сталина*** позволяет предположить, что основополагающими составляющими становления гражданской зрелости, как системы и программы отношений, являются: потребности, мотивы, интересы, оценки, эмоции, убеждения. Такая "программа отношений", говоря словами Б.И.Додонова, "побуждает индивида активно искать или создавать жизненные ситуации, в которых запроектированные им отношения могли бы реализоваться и действительно реализуются. Его деятельность в этих ситуациях – источник объективных ценностей. С другой стороны, с этими же программами отношений человек постоянно сверяет свои ситуативно возникающие чувства и мысли и, если они оказываются не такими, какие запрограммированы, стремится подавить их, не дав формироваться "порочному" намерению и прорваться неприемлемым для него мотивам в действие****". Научно обоснованный подход к исследованию становления гражданственности, гражданской зрелости как системы и программы отношений личности, на наш взгляд, представляет актуальный интерес для акмеологии.

* Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 198О. С. 136-137.

** См.: Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5 – 15.

*** См.: Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности: Дисс... д-ра психол. наук. М., 1985; Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1998; Сталин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс... д-ра психол. наук. М., 1985.

**** См.: Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности. С. 42.

Исследование становления гражданственности может опираться на обоснованный и строгий категориально понятийный аппарат науки, разработанный учеными (О.С. Анисимов, АА Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.). В результате проведенных теоретико-методологических исследований акмеология разработала систему методологических принципов, которые могут быть применимы и в интересах. При этом одним из важнейших будет являться методологический принцип изучения человека в его движении к данному свойству как индивида, личности, субъекта гражданского общества, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип предполагает изучение становления гражданственности в многообразии проявлений.

По мере развития акмеологии исследование гражданственности, несомненно, будет опираться на реализацию приведенного принципа при изучении трех равноценных объектов: человека, государства, деятельности. Безусловно, в ходе исследования явления могут быть применимы и другие конкретные методологические принципы акмеологии: личностный, субъекта, деятельности, жизнедеятельности, активности, потенциальности, единства личности и деятельности, психосоциальный, оптимизации, прагматичности, реалистичности (А.А. Деркач, Г.С. Михайлов, А.С. Огнев и др.).

Принимая во внимание определенные положения и выводы известных исследований акмеологических условий профессионального становления личности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.), можно предположить следующие акмеологические условия становления гражданственности:

– воспитание у личности социального и государственного интереса, формирование актуальной системы ценностей и убеждений по отношению к явлениям природы и миру вещей, к людям и общественным явлениям, к самому субъекту-личности* начиная с раннего детства (в семье, школе, вузе и т. д.);

* Мясищев В.Н. Психология отношений. С. 210.

– обоснованная гражданская и государственная направленность общего и профессионального обучения;

– культурация "социального и государственного интереса" в окружающей среде;

– заданность и подкрепление гражданским обществом желательных образцов для подражания;

– доступ личности к общечеловеческим культурным и гражданским ценностям.

Акмеологическими факторами при этом следует полагать следующее:

– соотнесенность "Я-концепции" личности с "Мы-концепцией"*;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: