Глава VI 8 страница

Применительно к группе показатели "акме" раскрываются через социально-психологические ее характеристики, которые окончательно оформляются и получают более или менее устойчивый характер. Среди них: групповое (а на более высокой стадии – коллективное) сознание, включающее групповые цели, программы действия, взгляды на внутреннее бытие группы и внешние условия), групповые ценности (отражающие или находящиеся в противоречии с общественными или индивидуальными), групповые традиции, нормы, регулирующие отношения между людьми. Поскольку группа является элементом структуры общества, на нее не могут не влиять принятые в обществе идеи, идеалы, образцы, ценности. Усваивая их и преобразуя с учетом собственного опыта, группа поднимается до уровня субъекта своей жизнедеятельности, показателями этого уровня выступают: совместность, сработанность, сплоченность (А.И. Донцов), а кроме того, общность общегрупповых целей, интересов, ценностей, психологическая совместимость, готовность к сотрудничеству и взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.

Для такой группы характерна определенная иерархия ценностей: ориентация на продуктивную работу; коллективистские отношения, превращение общественно необходимых целей в коллективно и личностно значимые, ориентация на "другого", положительная мотивация, готовность к совместной работе.

Можно также выделить ряд акмеологических показателей группы: компетентность, ответственность, организованность (высший уровень самоуправления), дисциплинированность, инициативность, принципиальность, трудолюбие, хозяйственность, справедливость, сотрудничество, критичность, корпоративная культура, самосознание, чувство "Мы".

Интегральным показателем акме группы можно считать оптимальное соотношение общественных, групповых и личных целей, интересов и ценностей, их согласованность и сбалансированность. Все это позволяет группе превратиться из объекта управления в субъект самоуправления. Это означает, что, выполняя функцию посредника между личностью и обществом, группа вместе с тем создает непосредственную благоприятную среду для самореализации, самораскрытия и саморазвития каждой личности, используя для этого многочисленные механизмы и методы стимулирования активности, как индивидуальной, так и групповой.

Совершенно понятно, что достигнутое группой акме требует значительных усилий для его поддержания. Вместе с тем, учитывая сложность и многообразие внутренних и внешних факторов жизнедеятельности группы, ее динамику, нельзя себе представить, что возможен и "обратный" ход, могут наступить периоды спада, кризиса, даже разрушения. В этой связи, исследуя группу в акмеологии, важно учитывать разработанные в философии понятия, характеризующие "субъект" в такие кризисные периоды. Употребляя понятие субъект в позитивном плане (как "работающий" на общество, группу, других, себя), исследователи считают возможным говорить и о субъекте в негативном, деструктивном смысле, т. е. о субъекте, активность и деятельность которого носит разрушительный характер или, во всяком случае, по своей направленности противостоит или не совпадает с общепринятыми нормами и ценностями. В таком случае говорят об "асоциальном субъекте", который характеризуется девиантным поведением. Таким образом, оставаясь внешне вполне активным, субъект направляет свою активность не на конструктивные задачи, а на разрушительные, и вряд ли в таком случае можно применить к нему критерий "акме".

Резюме

При разработке категории "акме" правомерно ее употребление не только по отношению к личности, но по отношению к группе, общности.

Как субъект совместной деятельности и отношений, складывающихся в ее процессе между отдельными ее участниками, группа проходит в своем развитии несколько стадий развития: создания, становления, зрелости. Именно на стадии зрелости возможно акме группы, интегральным показателем которого является превращение группы в общность на основе общих интересов, целей, ценностей.

Существует определенная связь между акме личности и группы. Оба этих феномена оказывают друг на друга воздействие при соответствующих условиях и предпосылках. Группа – в том случае, если создает благоприятные условия для самовыражения, самореализации личности; личность – если она принимает ценности группы как собственные, что стимулирует проявление и развитие ее творческих начал.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1969.

Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.

© Яблокова Е.А., 2002

10. "Акме" в художественно-творческой деятельности

План

1. Введение (постановка проблемы).

2. О ракурсе изучения "акме" в художественно-творческой деятельности.

3. Объект, предмет, цели и задачи изучения "акме" в художественно-творческой деятельности.

4. Базовые критерии, характеризующие "акме" в художественно-творческой деятельности.

5. Методологические принципы исследования "акме" в художественно-творческой деятельности.

6. Обоснование проблемы "акме" в исполнительской художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, "акме" в художественно-творческой деятельности, критерии "акме" в художественно-творческой деятельности.

художественно-творческая деятельность – это процесс и результат создания художественных образов и художественных произведений;

– " акме" в художественно-творческой деятельности – это многомерное состояние творческой личности в период ее интенсивного и прогрессивного развития, связанное с большими социально значимыми личностными и творческими достижениями, имеющими высокую художественную ценность и гуманистическую направленность;

критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – это сложная интегративная характеристика, описывающая высокий уровень достижений в художественном творчестве, высокий уровень личностного и профессионального развития субъекта художественно-творческой деятельности.

Проблема "акме" в художественно-творческой деятельности слабо разработана и в смежных науках. В психологии художественно-творческая деятельность и сами творческие личности неизменно вызывали живейший интерес. В центре внимания находились способности к творческой деятельности, духовные потребности творческой личности, мотивация творческой деятельности, художественная одаренность, психические состояния и особенно вдохновение, процессы творчества, восприятие художественных произведений и т. д. Сами исследования проводились в предметном поле психологии личности, творчества и психологии искусства. Немало интересных работ, имеющих прямое отношение к "акме" в художественно-творческой деятельности, было опубликовано искусствоведами и литературоведами. Примером могут служить работы В.В. Вересаева "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", исследования В.Я. Лакшина о творчестве М.А. Булгакова, ИЛ. Андроникова о М.Ю. Лер-монтове, В.М. Красовской о великих русских балеринах и танцорах и т. п. В то же время высокая доля субъективизма в восприятии и оценках, отсутствие строгой системы критериев снижают их значимость для акмеологии.

В акмеологическом изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности в первую очередь надо конкретизировать содержание предмета и объекта исследований, точно поставить цели и задачи и определить вид изучаемой художественно-творческой деятельности. Исходя из общих теоретико-методологических оснований акмеологии на нынешнем этапе ее развития, можно предложить следующие трактовки.

"Акме" в художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать в соответствии с ее сущностными общими характеристиками. "Акме" в самом общем виде рассматривается как многомерные характеристики и состояния человека, охватывающие определенный период его прогрессивного развития, связанный с большими личностными, профессиональными и социальными достижениями. На первых этапах изучения "акме" в художественно-творческой деятельности, безусловно, очень трудно подходить к проблеме в столь широком понимании. Поэтому на сегодняшний день мы предлагаем рассматривать проблему в узком плане – через влияние личностных характеристик творческой личности на процесс и результативность созидания выдающихся творческих достижений. Исходя из такого понимания, определяются объект, предмет и центральные задачи исследования "акме" в художественно-творческой деятельности на данном этапе.

Объектом является творческая личность, самореализующаяся, главным образом, в конкретном виде художественнотворческой деятельности и достигающая в ней выдающихся результатов.

Предметом в широком понимании являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, способствующие достижению "акме" в художественно-творческой деятельности.

Центральные задачи связаны с изучением "акме" в художественно-творческой деятельности, а также изучением и описанием на уровне общего, особенного и единичного субъективных или личностных условий и факторов, способствующих выдающимся достижениям в художественно-творческой деятельности.

Решение данных задач позволит выйти на раскрытие содержания и описание других важных акмеологических категорий – личностно-профессионального развития и профессионализма в художественно-творческой деятельности.

При изучении "акме" в художественно-творческой деятельности имеются немалые трудности методологического характера. В частности, доминируют процессуальный и деятельностный аспекты рассмотрения, т. е. главным считается выделение этапов создания художественного произведения или образа, описание их содержания. Правда, при этом обычно отмечается высокая самоотдача, напряженность работы творческой личности и т. д. Иными словами, не в полной мере соблюдается важный методологический принцип единства личности и деятельности, на что мы уже обращали внимание. Сама творческая личность как бы остается в стороне, в лучшем случае описываются эмоциональные реакции, настроения, состояния. Французскому художнику-импрессионисту Дега приписывают психологически очень точную мысль о том, что "...в творчестве важно не столько, что и как делается, сколько – кто это делает"*. На наш взгляд, это прекрасная иллюстрация важности принципа единства личности и деятельности в акмеологическом изучении вершин в художественно-творческой деятельности.

* Ершов П.M. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997

Следует также больше опираться на принцип субъектности, особо выделяя у творческой личности личностные корреляты таких качеств, как ответственность, самостоятельность, инициативу, творческую свободу. Очень важны в акмеологическом изучении выдающихся творческих достижений и принципы развития, психологического детерминизма, потенциального и актуального.

Изучение "акме" в художественно-творческой деятельности в теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно-творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования "акме" в живописи будет существенно отличаться от исследований "акме" артистов драматических театров в силу совершенно разного их содержания и различия требований, предъявляемых субъекту творческой деятельности. К этому следует добавить, что существуют виды художественно-творческой деятельности, в которых создаются художественные произведения, живущие столетия, а то и тысячелетия. Это, прежде всего, скульптура, живопись, литература, прикладные виды художественного творчества. Можно привести немало показательных примеров. В это смысле близким к ним видом художественного творчества является музыкальная композиция – с момента появления "нотной грамоты" музыкальные произведения стали, по сути, вечными. К созданным в данных видах художественно-творческой деятельности произведениям обращаются многие поколения, к ним и сами исследователи могут обращаться сколь угодно много раз. К тому же созданы подробные жизнеописания авторов многих шедевров, что существенно облегчает ак-меологическое исследование.

Существенно большую трудность для акмеологического исследования представляют те виды художественно-творческой деятельности, которые называют сценическими или исполнительскими. К ним относятся музыкальное исполнительское и театральное актерское и режиссерское творчество. До недавнего времени создаваемые произведения или образы никак не фиксировались для воспроизведения или это делалось настолько технически несовершенно, что судить об исполнительском мастерстве чрезвычайно сложно. К примеру, как танцевала Авдотья Истомина? Ведь это ей Пушкин посвятил свои стихи:

"Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна..." Но это стихи очень впечатлительного гения... Интересно, а как Пушкин описал бы танец Екатерины Максимовой? А как играл великий русский драматический артист Михаил Щепкин? Каким он был с точки зрения психологии и акмеологии как творческая личность? Восторженных отзывов современников очень много, но в них много и субъективного. К этому следует добавить, что исполнительское творчество подвержено влиянию духа времени: танец балерин первой половины XX в., который вызывал слезы восторга у зрителей, сейчас может показаться наивным, а то и смешным. Заметим также, что техника исполнения постоянно совершенствуется: сейчас виртуозные скрипичные произведения Паганини исполняет любой конкурсант, а сложнейшие фуэте "крутит" любая выпускница хореографического училища.

Изучение "акме" в исполнительской художественно-творческой деятельности по мемуарной литературе также затруднено, ввиду того что очень мало творческих личностей, за исключением, пожалуй, Ф.И. Шаляпина, В.В. Маяковского, Леонардо да Винчи, обладали должным уровнем интроспективной компетентности. Скорее они сами создавали имидж своей творческой деятельности и личности. Вряд ли можно полностью полагаться и на воспоминания современников – во многих из них отчетливо просматривается желание повысить собственную значимость ссылками на близость к выдающимся творческим личностям (или, напротив, желание посплетничать о великих, свести какие-то личные счеты).

Теперь хотелось бы остановиться на еще одной важной проблеме: акмеологический подход в изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности может быть реализован только в том случае, если опирается на состоятельную систему критериев. Действительно, каковы критерии "акме" в художественно-творческой деятельности? Это на самом деле фундаментальнейшая научная проблема, требующая глубокого анализа. В смежных научных областях она стоит также очень остро. Например, в психологии творчества и искусствоведении давно дискутируется вопрос о способностях к художественно-творческой деятельности, критериях одаренности и соответственно методах их определения. Опубликовано немало интересных исследований, высказываются различные, порой даже противоположные мнения авторитетных специалистов, осуществляется конкурсный набор в соответствующие учебные заведения, а единой общепринятой системы до сих пор нет. Напомним, речь идет всего лишь о способностях, а не о системе субъективных предпосылок выдающихся творческих достижений. Очевидно, что проблема "акме" в художественно-творческой деятельности существенно сложнее, естественно, это касается и соответствующей критериальной системы. И все же...

Исходя из сущностных характеристик феномена "акме", ак-меологического понимания общенаучной категории "критерий", используя материалы анализа психологических и искусствоведческих исследований художественно-творческой деятельности, мемуарной и биографической литературы, общения с выдающимися творческими личностями, можно предложить ряд критериев "акме" в художественно-творческой деятельности и представить их обоснование. Допускаем, что данные критерии, скорее всего, не являются исчерпывающими, вероятно, существуют и другие. Нужно также отметить, что приведенные ниже критерии не ранжированы по степени значимости.

Первый критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – это гуманистическая направленность самой творческой деятельности, создаваемых художественных произведений, образов. В гуманистическом понимании ценно то, что направлено во благо людей, что делает их более человечными, добрыми, благородными. Создаваемые художественные произведения или образы должны нести людям добро – "чувства добрые лирой пробуждать", обращаться к совести, сочувствию и сопереживанию, влиять на гуманистическую направленность самой личности. Это, в свою очередь, формирует у личности очень ценные гуманистические нравственные нормы поведения и отношений. Высокохудожественные гуманистические произведения или образы обладают свойством сильного эмоционального воздействия, которое не теряет своего влияния на протяжении многих и многих лет. Если же художественное произведение или создаваемый образ - даже и очень талантливые - не отличаются гуманистической направленностью, то их воздействие оказывается иногда и очень сильным, но скорее эпатирующим и обычно подверженным моде (как мода на самоубийства, "любовь к смерти, греху и пороку", воспеваемая некоторыми представителями декадентского искусства конца XIX – начала XX в.). Поэтому, как правило, влияние таких произведений сказывается недолго и проходит вместе с модой, да и подвержены ему бывают в большинстве своем люди, отличающиеся соответствующими психологическими (а зачастую и психопатическими) особенностями.

Второй критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – это художественная ценность созданных произведений, образов. Художественная ценность является фундаментальной научной и эстетической категорией, одинаково значимой для всех наук, включенных в процесс изучения художественного творчества. Данная категория прочно вошла в лексикон искусствоведов и эстетов еще в начале XX в., потом она стала междисциплинарной, однако до сих пор ее точное содержание не раскрыто, хотя сущностные характеристики всеми понимаются практически одинаково. По мнению П.В.Соболева, "художественная ценность есть прежде всего благо, благо действительное, а не мнимое, благо осознанное"*. Художественные ценности призваны удовлетворять высшие духовные потребности человека, которые, в свою очередь, тесно связаны с интеллектуальными, нравственными и эстетическими потребностями. Художественная ценность представляет собой идеальный объект – "это чувственно-психологическое и идейное содержание системы образов произведения, совокупность заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов"**. Художественная ценность обладает свойством интегральности, ее образуют многие ценностные значения и смыслы в их единстве, которое неразрывно и не сводится к простой сумме художественных достоинств (например, "психологической глубины и точности, прогрессивности идей, выразительности, правдивости и искренности и пр."). По мнению специалистов в области эстетики, ценностная квалификация произведения или художественного образа невозможна без обсуждения вопросов о том, в какой мере реализованы в нем сущностные свойства и возможности искусства: способствует ли это произведение или созданный художественный образ познанию себя и действительности, ставят ли они жизненно важные проблемы, обогащает ли реципиентов духовно, воздействует ли возвышающе на их чувства и разум, доставляют ли эстетическую радость. Ответы на данные вопросы можно рассматривать как своеобразные показатели данного критерия. Отмечалось также, что высшей ценностной значимостью обладают произведения, в которых "при гуманистической направленности достигнуты глубокие художественные обобщения жизненных ситуаций, человеческих характеров, отношений и судеб, общезначимых психологических состояний и чувств, содержатся творческие открытия".

* Соболев П.В. "Художественная ценность": к вопросу о содержании понятия // Художественное творчество: Сб. Л., 1983.

*См. там же

Проблема художественной ценности заостряет внимание на явлении ложных ценностей (псевдоценностей) и антиценностей. Последние представляют собой такие произведения-артефакты, с помощью которых, используя возможности искусства, преследуются антигуманные цели, находящиеся в противоречии с природой человека и назначением искусства.

Если обобщить сказанное, то можно утверждать, что художественная ценность – это свойство произведения искусства, достигнутое в процессе художественного творчества, придающее произведению осознанность и духовность, имеющее высокую духовную и эстетическую значимость, способное оказывать благотворное влияние на сознание и жизненные позиции, направленность личности. Очевидно, что критерий "художественная ценность" тесно связан с первым критерием – "гуманистической направленностью" художественного произведения, образа.

Понятно, что художественная ценность – это качественный и очень сложный критерий, поэтому при его применении следует особое внимание уделять аргументированности оценочных суждений. При этом при определении художественной ценности произведения или образа следует разделять категории ценности и оценки. Оценка – непосредственный акт сравнения с эталонами или другими объектами. Ценность же – категория, прежде всего, смысловая.

Третий критерий "акме" в художественно-творческой деятельности можно свести к известной крылатой фразе "истинное неподвластно времени". Это некий своеобразный временной императив. Действительно, может ли устареть "Троица" А. Рублева? Или "Мелодия" Глюка? Или "Ромео и Джульетта" Шекспира?.. Время – вот один из главных критериев духовной и художественной ценности произведения, оно "все расставляет на свои места". Выдающиеся художественные произведения волнуют людей, влияют на них, пока есть возможность воспринимать их. Вместе с ними живет и слава их творца. Русский поэт Ф.Глинка психологически очень точно выразил эту мысль в своих стихах: "Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений".

Случается, что некоторые выдающиеся произведения не оцениваются должным образом современниками. После премьеры "Лебединого озера" П.И.Чайковского критики писали: "...музыка нового балета довольно монотонна, скучновата"; "В "Лебедином озере"... проявился обычный недостаток г. Чайковского: бедность творческой фантазии и, как следствие этого, однообразие тем и мелодий"; "скандальным провалом" назвала пресса премьеру "Чайки" А.П.Чехова: "Чайка" погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики"; "Это просто дикая пьеса... в ней все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо"; "Это не чайка, просто дичь"; у Рембрандта потребовали обратно деньги заказчики картины "Ночной дозор"; король Филипп отверг картину Эль Греко "Мученичество св. Маврикия" и заказал этот сюжет другому художнику; "Севильский цирюльник" Россини не сразу был признан современниками. Примеров можно привести очень много, но главное – подлинные шедевры живут во времени, не исчезая и благотворно воздействуя на поколения.

Четвертый критерий "акме" в художественном творчестве – это высочайший уровень исполнительского мастерства. Данный критерий, думается, не требует каких-либо обоснований. Очевидно, что невозможно создать значимое художественное произведение, не обладая мастерством. Именно мастерство помогает передать тончайшие оттенки состояний, мастерство помогает адекватно передать идеи замысла и отношений. Мастерство позволяет сделать произведение выразительным, оказывающим сильное эмоциональное воздействие на людей. Случается, что именно особые грани мастерства (а, например, не новизна или оригинальность сюжета) являются главным в определении художественной ценности произведения. Сколько талантливейших живописцев обращалось к евангельским темам за сотни лет до Александра Иванова, сколько гениальных произведений было до него посвящено Иисусу Христу? Кажется, невозможно было сказать здесь что-то принципиально новое. Но мастерство и вдохновение Иванова позволило ему создать подлинный шедевр – "Явление Христа народу" – монументальное многофигурное полотно, в котором он достиг необычайной глубины философского обобщения в своем особом видении этой вечной темы.

Исполнительское мастерство в художественном творчестве является не только центральным критерием, но и важнейшим условием достижения "акме". Об этом много сказано в акмеологических исследованиях. Заметим, что акмеологические свойства мастерства в художественно-творческой деятельности на уровне общего сходны с мастерством в других видах деятельности: высокий уровень гибких профессиональных умений и навыков, творческий подход, постоянное стремление к совершенствованию, очень высокая продуктивность. На уровне особенного мастерство связано с конкретной спецификой художественно-творческой деятельности. На уровне единичного – с неповторимостью творческой индивидуальности.

Достижение высокого уровня мастерства доступно далеко не всем, отсюда и известная уникальность выдающихся творческих личностей. Именно здесь наглядно проявляется психологический и акмеологический принцип единства личности и деятельности. Случается, что "технологии" мастерства держатся в строжайшем секрете или передаются только избранным. К тому же не все выдающиеся мастера обладают необходимыми педагогическими качествами и умениями, чтобы передать другим накопленный опыт.

Пятый критерий "акме" в художественно-творческой деятельности - это общественное признание. Иногда его не вполне справедливо отождествляют с признанием власти или господствующих групп. Данный критерий, пожалуй, один из самых противоречивых, хотя и несомненно высокозначимых. Можно привести немало примеров, когда выдающиеся творческие личности не получали признания при жизни и умирали в нищете: Моцарт (даже тело его было опущено в общую могилу для нищих), Фирдоуси (по легенде, султан Махмуд решил наконец вознаградить его за поэму "Шах-Наме", но когда караван с дарами входил в ворота города, из противоположных ворот вынесли носилки с телом покойного поэта), Модильяни, Чюрленис... В отчаянии от непризнания бросил писать стихии стал торговым агентом Артюр Рембо; чтобы заработать на жизнь, работал таможенником художник Анри Руссо... Слова Эдгара По, сказанные на следующий день после смерти Эдуарда Мане: "Мы не знали, как он велик!" – можно отнести ко многим и многим творцам, не понятым, не принятым и зачастую гонимым при жизни. С другой стороны, часто случается, что вокруг какого-то художника или артиста возникает небывалый ажиотаж, "мода на художника", а лет эдак через десять про него мало кто может вспомнить или воспринимать его творчество серьезно. Можно отметить и официозных творцов, работающих по заказу власти и обласканных ею за это. Например, скульптор Н.Томский снискал небывалую любовь властей и всевозможные награды, в основном создавая памятники В.И.Ленину и другим партийным деятелям. Кто его помнит сейчас?

Известно немало случаев, когда власть не принимает ту или иную творческую личность, всячески мешает ее публичной деятельности. И это проходит. Например, при жизни Владимир Высоцкий постоянно подвергался остракизму и прессингу властей, зато в каждом доме, где имелся магнитофон, были записи его песен (кстати, и в домах его официальных гонителей тоже – вспомним его песню "Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков"...").

В то же время можно привести яркие примеры, когда выдающиеся творческие личности при жизни заслуженно пользовались признанием властей и всеобщей народной любовью. Это поэты и государственные деятели И.-В. Гете, Г.Р. Державин, художник П. Рубенс, балетмейстер М. Петипа, великие артисты - балерина Г.С.Уланова, певец С.Я Лемешев, артист театра и кино М.И. Жаров и многие другие.

Таким образом, данный критерий является весьма гибким и его использование при изучении "акме" конкретной творческой личности всегда нуждается в серьезном обосновании.

Шестой критерий " акме" в художественно-творческой деятельности – новаторство в творчестве. "Проторенные пути", повторение того, что сделано другими творческими личностями, подражание никогда не способствовали достижению "акме" в художественно-творческой деятельности. Именно поиск и созидание нового часто приводили к выдающимся результатам. Надо подчеркнуть, что многие творческие личности, достигшие "акме", как правило, были не только новаторами, но и основоположниками новых направлений в искусстве. Мария Тальони в 1832 г. на премьере балета "Сильфида" первая встала на пуанты и тем самым открыла небывалые выразительные возможности классического танца, французские импрессионисты, по сути дела, стали основателями нового вида техники письма в живописи, Ф.И. Шаляпин не только великий певец, но и создатель поразительного симбиоза вокала и драматического искусства, В.В.Маяковский привнес в поэзию удивительный динамизм, новые формы и образы, К.С.Станиславский создал систему, когда артист не играет, а "живет в образе", А.Н. Скрябин сумел соединить цвет и музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: