double arrow

Глава VI 3 страница


Итак, личность – это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жизненную стратегию, и в этом его важнейшая функция.

Стратегия жизни в самом общем определении – это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия – приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу.

Стратегия является индивидуальным достоянием, достижением каждого. Как очевидно из термина "стратегия" (в отличие от "тактики"), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать.

Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни.




Отсутствие стратегии – тактика жизни – преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоятельств.

Стратегия – это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления.

Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все "содеянное и упущенное"*. Ответственность – гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации, другие же – на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.

* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

Типы активности человека – характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни с целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е. способности субъекта жизни.

Высшие достижения – "акме" в жизненном пути личности

Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.Г.Ананьевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином. В "Основах общей и прикладной акмеологии" А.А.Бодалев всесторонне проанализировал его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, "стартовые" (по выражению Б.Г.Ананьева) предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы "акме".



Акмеология – активно развивающаяся наука. Сделанные исследователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам можно сделать существенные дополнения.

Во-первых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме – это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер.

Другой тип достигает своей кульминации ("акме") как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни – год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни).



Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин.

Одним из важнейших поставленных С.Л. Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности.

Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.Н. Ланге – известного русского психолога. Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы ("ресурсы") и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею ("их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим, умножает силы личности).

Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.

Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии.

Резюме

По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам, биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни.

В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту жизни: сознание, активность, организация времени жизни, – и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути:

– способ организации жизни (включающий самоорганизацию);

– способ разрешения противоречий;

– способ совершенствования.

Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему типу личности.

Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие "акме": высшие жизненные достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности. Время жизни. М., 2001.

Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. М., 198О. Т.1, 2.

Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет. М., 1997.

Психология личности в социалистическом обществе. 4.2. Личность и ее жизненный путь. М., 1990.

© Абульханова К.А., 2002

4. "Акме" в личностном развитии человека

План

1. Постиндустриальный вызов.

2. Личностная зрелость как основание профессионализма.

3. "Я" – социальное качество личности с психологическим статусом "Мы".

4. Профессиональная самореализация как путь личности к "акме".

Ключевые слова: постиндустриальное общество, личность, акмическая личность, "Я", экзистенциональный, миссия, акме.

- постиндустриальное общество – стадия общественного развития, приходящая на смену индустриальному обществу. Главная характеристика – тенденция этого общества – науко-емкость. Массовое внедрение наукоемких технологий (ноу-хау) во все сферы жизни общества приводит к революционным изменениям в требованиях к личности как субъекту жизни. На первый план выходят: уровень образованности, духовная и гражданская культура; профессионализм как форма реализации жизненного замысла личности. Акмеологическая значимость постиндустриализма заключается в том, что онтологическая реальность этого общества ставит вопрос о расширенном воспроизводстве человеческих, гуманистических, т. е. акмеологических основ общественной жизни;

личность – социальная способность индивида жить через свое "Я", выступать самоопределившимся, активным и авторским субъектом. Чем выше уровень социального и духовного развития личности, тем более ярко и рельефно сформировано и выражено ее ядро - "Я". Зрелость "Я" проявляется как способность личности жить через свой социальный и психологический выбор и ответственность за него;

акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной ценностью которой выступает стремление "быть личностью". Данное потребностное стремление у акмической личности воплощено в способности "быть личностью". И потребность, и способность "быть личностью" у акмической личности имеют духовную и гражданскую направленность;

"Я"– центральная, "ядерная", "соборная" характеристика личности, интегральное выражение самопознания и самосознания. В абсолютном смысле "Я" – это и есть личность. Все личностное совпадает с "Я – выражением". Все, что человек не идентифицирует (не отождествляет) со своим "Я" (личностный смысл), не является для него психологически личностным;

– экзистенциональный (от лат. exsistentia – существование) – относящийся к существованию. Основной принцип существования – быть в мире. "Быть" – значит то же, что "быть при", "жить при", "быть приобщенным к", "быть посвященным в". Причем "быть при" – это всегда мое существование: "мое владение" и "моя ноша". Экзистенциальность в подлинном смысле - это стремление принять вызов времени (жизни, судьбы), устремленность вперед через свой выбор и свою ответственность, т. е. через свой жизненный путь. В этом и заключается психолого-акмеологическое содержание данного понятия;

- миссия – стратегическая смысловая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь;

Постиндустриальный вызов, перед которым стоит Россия (вместе с остальным миром), подразумевает преобразование производства и всех форм жизнедеятельности на основе наукоемких технологий (ноу-хау). По-новому в этих условиях встает вопрос и о субъекте деятельности, субъекте труда. Субъект этот должен быть "наукоемким". И дело не только в уровне образования, качестве подготовки. Вопрос – о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее научному (технико-технологическому) оснащению. Такой субъект может быть только личностным, авторским. В этом его главное, базовое отличие от работника индустриального общества, где доминирует субъект в статусе общественного индивида – носителя и выразителя нормативной детерминации. В этом (не всегда выделяемом моменте) и заключается историческая (антропологическая) знаковость постиндустриализма. Впервые современное массовое производство (в предельно широком понимании) востребовало (тенденция эта проявляется все более и более четко) субъекта труда в статусе не "исполнительской", а именно творческой личности. И само выступает основанием развития такой личности. Именно личностная зрелость предопределяет профессиональную высоту постиндустриального субъекта.

Личностная зрелость (если предельно коротко выразить ее суть) выступает как переход к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через свое "Я", т. е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Эта черта является главной и в характеристике творческого, авторского субъекта профессиональной деятельности. Отсюда необходим новый взгляд и на содержание профессионализма.

Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки и умения (умелость), но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал в современном значении слова – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое "Я" (составляющие его смыслы) через "деловое поле" той или иной социальной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. Именно этот момент является ключевым в подлинном профессионализме.

Возможно, что многих насторожит сама мысль связать профессионализм с такой личностной характеристикой, как "Я". Чаще его связывают с государственным и общественным интересом, с таким социальным образованием, как "мы". Но здесь нет противоречия. Психологически "Я" – центр самопознания (самосознания) и саморегуляции. В основе содержания системы Я (Я-конструктов) лежит социальная память и механизм идентификации. В итоге – открытие личностного смысла в явлениях окружающей действительности и психологическое слияние с ними (персонификация). То, что человек пережил как "свое", входит в содержание его "Я". И чем более развита личность (как тип социальности и индивидуальность), тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее соборное ядро -"Я". Именно это позволяет сделать вывод, что "Я" – это социальное качество индивида с психологическим статусом "Мы". Главным отсюда в нашем аспекте анализа выступает ответ на вопрос: входит ли в систему смыслов, составляющих содержание "Я" конкретной личности (ее базовых жизненных ценностей), чувство Отечества, народа, человека? Способна ли она откликаться на их проблемы, ожидания, надежды? Откликаться сердцем (социальным сопереживанием) и прежде всего предметным делом.

В мировосприятии, в концепции жизни субъекта обозначенного типа происходит как бы слияние личностного и профессионального: жизненного пути и профессионального пути в единый путь – цель. Происходят качественные изменения и во взаимоотношениях работника и деятельности, работника и предмета труда. Как мы уже отметили, личность "несет" в себе потенциал не только субъекта деятельности, но и субъекта жизни (жизненного пути). Работник "исполнительного" (функционального) типа реализует в деятельности необходимое, но ограниченное в пространстве и времени "субъект-объектное отношение". Работник творческого (авторского) типа реализует в деятельности еще и открытое в бесконечность смысловое (смысложизненное) отношение "человек – мир". Происходит не только функциональный процесс деятельности, но и акт экзистенциальный – самореализация работника как личности. Этот акт и переживается как акме – чувство самоактуализации (чувство жизни). Происходит акмеологический синтез личностного и профессионального. Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируются с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой – рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности, "смысловую вертикаль"*. Деятельность (со своей логикой) включается в драматургию жизненного пути личности. Ее цель и задачи, не теряя своей функциональной определенности, одухотворяются жизненным замыслом личности. Ведущие мотивы деятельности обретают характер миссии. Субъект не просто работает ("для себя", "для других", "для тех, кто после нас"). Он еще и творит – для Вечности. И в этом проявляется подлинно творческое измерение деятельности как формы жизни.

* Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 137–147; Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999. С. 284-298.

"Акме" в этих условиях не просто жестко фиксированная "объектная" точка отдельного достижения, а процесс жизнетворчества, самореализация и качественный рост человека как личности в профессиональном пространстве. "Акме" выступает здесь как дело самого человека – реализация стратегии жизни и жизненного замысла через участие в делах социума, в творении Мира.

"Человек и мир... – писал С.Л. Рубинштейн, – вершина философской проблематики. Нет верного отношения к человеку без верного отношения к миру, нет верного отношения к миру без верного отношения к человеку"*. И важно отметить, что развитие Мира, Деятельности и Личности только тогда достигают социальной, экологической и духовной сбалансированности, когда в них (в их взаимоотношениях) фиксируются и сознательно развиваются основные акмеологические закономерности человеческой жизни**.

* См.: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М., 1997.

** См.: Бодалев А.А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 11-23.

Резюме

Новый этап общественного развития – постиндустриальный и, прежде всего, наукоемкая экономика впервые ставят вопрос (социальная потребность) об опережающем и именно личностном развитии массового человека, а не только элиты.

Только личность, живущая в режиме акме (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации (и каждого отдельного социума). В роли универсальных ресурсов развития выступают: ВРЕМЯ (прежде всего, время человеческой жизни); ИНФОРМАЦИЯ (в том числе как новая форма капитала – ноу-хау, банки данных; основание образованности и духовности); КРЕАТИВНОСТЬ (творческие способности человека, профессионализм).

Все это и ставит так остро вопрос об самоопределяющейся, самоорганизующейся акмической личности как субъекте социального развития и его ведущем критерии.

Список литературы

Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1.

Бодалев АА., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2.

Братусъ Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятель-ностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999.

Деркач А.А. Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

© Маркин В.Н., 2002

5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека

План

1. Индивидуальность в системе качеств человека и акме.

2. Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека.

3. Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой.

4. Типология стилей.

Ключевые слова: индивидуальность, интегральная индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, стиль профессиональной деятельности.

- индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость;

- интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека как его целостная характеристика;

- индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности;

стили профессиональной деятельности – интегральные иерархические биполярные динамичные системы психологических средств осуществления деятельности, детерминированные индивидуальностью субъектов и организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов).

Индивидуальность в системе качеств человека и акме

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития; наука, изучающая постижение человеком смысла своего существования, достижения личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида*. Соответственно под акме понимается состояние высокой эффективности субъекта как профессионала, человек в фазе его наивысшей духовной зрелости, подчиняющей себе и организующей его физические и психические функции. Понятно, что акме определяется сложными причинно-следственными отношениями физического, психического и духовного состояния человека или, иначе, сложными отношениями таких "составляющих" человека, как "индивид", "субъект", "личность", "индивидуальность".

В акмеологическом изучении человека интегрировано особое понимание его сущности как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, проявляющихся в таких феноменах, как жизненный путь личности, субъект жизнедеятельности, активная жизненная позиция, самореализация, профессионализм, индивидуальный стиль и др.

* См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1990; Бодалев А.А. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения. М., 1998; Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000 Кн. 2

Если в психологии субъект (от лат. subyectum – подлежащее) понимается как существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира (субъект – это человек, познающий и преобразующий окружающий мир); как индивид или группа – источник познания и преобразования действительности; носитель активности), то при акмеологическом подходе понятие субъекта несет дополнительную смысловую нагрузку. Субъект - это не только особое отношение человека к миру и деятельности, в частности, но и особое качество, которое человек может обретать по мере своего развития, в зависимости от степени интеграции внешних и внутренних условий и принятия роли активного субъекта своей жизнедеятельности*; это человек на высшем для себя уровне активности и профессионализма, человек как творец собственной истории, как воплощение качественно определенного способа саморегуляции и самокоординации всех психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, как важнейшее из бесконечно противоречивых качеств человека**.

* См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1990.

** См.: Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. М., 1999.

Если в психологии традиционно индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) понимают как неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; как человек, "характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость", то при акмеологическом подходе понятие "индивидуальность человека" обретает новое смысловое содержание и выступает как одно из ключевых понятий феномена "человек".

В широкой естественно-научной постановке проблемы человека как предмета познания Б.П. Ананьевым* понятие индивидуальности занимает центральное место. Именно в индивидуальности интегрируются другие проявления человека: как индивида и как представителя определенного биологического вида, опосредствуемые его онтогенезом; человека как представителя биологического вида и как представителя человеческого общества, опосредствуемые человеческой историей; человека как личности и как представителя общества, проявляющиеся в его жизненном пути; человека как индивида и как личности, воплощающиеся как следствие взаимосвязи онтогенеза и жизненного пути. Индивидуальность человека, таким образом, понимается как триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

* См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968

Очевидно, что акмеологическое понимание основных качеств человека предполагает не только их концептуальное выделение, но и эмпирическое обоснование. При дифференциально-психологическом подходе с опорой на обширную эмпирическую базу феномены и процессы становления высших качеств человека могут рассматриваться как "интегральная индивидуальность"*.

* См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека

Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В.С.Мерлин обозначил понятием индивидуальная интегральность, рассматривая ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе*. Теория индивидуальная интегральность возникла в русле дифференциальной психофизиологии, что и предопределило ее особенности. Согласно теории, индивидуальная интегральность есть частный случай саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, состоящих из относительно замкнутых подсистем метасистемы "человек – общество". Индивидуальная интегральность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. Индивидуальная интегральность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. Индивидуальная интегральность содержит ряд иерархических уровней свойств человека: биохимических, физиологических, психологических, личностных, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости, организованных в подсистемы и структурированных по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. В свойствах разных уровней проявляются разные этапы развития материи. В индивидуальной интегральности выделяют ряд подсистем: а) индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); б) индивидуальных психических свойств (ее подсистемы – темперамент и личность); в) социально-психологических свойств (ее подсистемы – социальные роли в группах и социально-исторических общностях)**.

* См.: Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. С. 10.

** См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

В становлении индивидуальности человека, согласно теории, выделяются два основных феномена – интегральная индивидуальность как своеобразное объединение всех его свойств в процессе развития и функционирования и индивидуальный стиль как своеобразие активной адаптации человека к среде (условиям профессиональной деятельности, специфике контактных социальных групп и общества в целом). Становление индивидуальной интегральности и индивидуального стиля взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль рассматривается как психологическая система, опосредствующая взаимодействия индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Индивидуальный стиль выполняет системообразующую функцию. Стили можно различать соответственно иерархическим уровням индивидуальная интегральность человека*.

* См. там же.

В своем развитии, как уже отмечалось, теория интегральной индивидуальности все более "разворачивалась" от первоначального изучения взаимосвязей и взаимодействия биологически обусловленных свойств человека с некоторыми условиями его деятельности (профессиональной и учебной) к изучению его взаимодействия с социальной средой в целом, в процессе которого и формируется его индивидуальная интегральность как следствие взаимодействия его "внутренних" и "внешних" условий, как процесс преобразования самих этих условий. Именно в результате этих процессов, сменяющих друг друга на протяжении жизни, человек развивается и восходит к вершинам своих возможностей, к своему "акме". Одним из основных механизмов становления индивидуальной интегральности выступает индивидуальный стиль как психологическая система сопряжения, согласования индивидуальных особенностей человека с социально заданными приемами и способами деятельности, поведения, образа жизни*. Рассмотрим эти системы более обстоятельно.