double arrow

Глава VI 9 страница

Особую значимость и роль данный критерий приобретает, если новаторство в художественном творчестве сочетается с его гуманистической направленностью. Просто новаторство без гуманистической направленности может вызвать неоднозначную реакцию. Примером может служить творчество чрезвычайно талантливого живописца, яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Его произведения действительно поражают воображение своей необычайной вычурной фантазией, оригинальностью, виртуозным техническим мастерством. Но они же могут вызывать и непроизвольное отторжение, неприятие благодаря подчеркнутому стремлению автора к шокирующему эффекту, эпатажу.

Седьмой критерийиндивидуальная неповторимость в творчестве. Он тесно связан с новаторством, но все же, по нашему мнению, является самостоятельным критерием. Если проанализировать "акме" многих выдающихся творческих личностей, то в первую очередь обращаешь внимание именно на их индивидуальность и "непохожесть" на других. Думается, данный критерий не требует каких-либо обоснований, все очевидно.

Предложенные критерии являются обобщающими, с их помощью можно анализировать "акме" практически в любом виде художественно-творческой деятельности. Обобщающие критерии могут конкретизироваться в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и в соответствующих более детальных показателях. Думается, данная критериальная система будет дополняться и развиваться. Однако предложенные критерии уже позволяют решать акмеологические задачи.

Каковы перспективы развития и детализации предложенной критериальной системы? Они видятся в выходе на уровень особенного и единичного. Основное направление на уровне особенного может осуществляться в направлении поиска личностных составляющих "акме" в конкретных видах художественно-творческой деятельности. В частности, если речь идет о сценическом или исполнительском творчестве, важным критерием может стать большой творческий диапазон (разножанровые роли или произведения, исполненные с высоким мастерством, новаторски, а также выдающиеся достижения личности в разных видах творчества). Примером здесь может служить великий Чаплин – актер, режиссер, сценарист и композитор, – который свою комедийную маску превратил в образ огромной силы, поднявшись до высот истинной трагедии.

Очевидно, что критерием "акме", правда в сфере потенциального, может стать уровень креативности творческой личности, сильная творческая интуиция. Д.Б. Богоявленская особо отмечала роль творческой активности и инициативы. На уровне единичного критериями могут стать уровень акмеоло-гических инвариантов профессионализма, индивидуальные предпочтения "акме ", акмеологические стандарты и эталоны, образ "Я" и др. Повторимся, предстоит серьезная аналитическая работа для создания разноуровневой критериальной системы изучения и описания "акме" в художественно-творческой деятельности.

Резюме

Поставлена проблема изучения "акме" в художественно-творческой деятельности. Обосновано содержание объекта, предмета, целей и задач, ракурса акмеологических исследований в этой области. Обоснованы базисные критерии "акме" в художественно-творческой деятельности и особенности методологических принципов.

Список литературы

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд. перераб. и доп. Калуга, 2001.

Васильев В. В. Путь к мастерству // Художественное творчество. Л.: Наука, 1983.

Конюхов Н.И., Шаккум МЛ. Акмеология и тестология. М., 1996.

Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

Фетисова Е.В., Зазыкин В.Г. Акме с художественно-творческой деятельности // Акмеология. 2001. N° 1.

© Зазыкин В.Г., 2002

© Фетисова Е.В., 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: