double arrow

Глава VI 7 страница


– систему отношений личности, ее направленность, интересы, мотивы, убеждения;

– компетентность, способности, знания и умения;

– комплексы "психической неполноценности" (А.Адлер) и соответствующие им ведущие тенденции личности;

– самооценку личности.

* См.: Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. С. 81-82

Необходимость исследования становления гражданственности сответствует доминирующей в акмеологии научной парадигме, по образному выражению К.А.Абульхановой, "идущей от реальности". Акмеологические исследования гражданственности, с учетом наработанного в акмеологии, могут предполагать решение нескольких ключевых задач:

– акмеологический анализ, т. е. определение акмеологических условий и факторов;

– прогноз оснований, возможностей и перспектив формирования гражданственности у членов общества до уровня акме;

– разработку акмеограммы и осуществление акмеографических описаний;

– разработку на основе акмеограммы программы гражданского воспитания;

- выбор актуальных методов и акмеологических технологий для решения задач воспитания гражданственности;




- реализацию планов и программ с необходимым мониторингом.

"Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала

На основании осуществленных исследований (А.С. Гусева, А.А Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова) можно предположить, что достижение "акме" гражданственности как высшей ступени гражданской зрелости подчиняется определенным акмеологическим закономерностям, которые являются устойчивыми связями и отношениями. Например, связи и отношения в микросреде воспитания (семье) и особенности движения личности к "акме". Другой пример устойчивой связи – уровень интереса к стране проживания и динамика становления гражданственности. Поиск, описание этих и других существующих акмеологических закономерностей достижения "акме" – важная перспективная задача исследователей.

Достижение "акме" гражданственности – это процесс и результат формирования личности (в широком смысле), несущей в себе общественные (гражданские) ценности, но не абсолютизированные, не доведенные до абсурда государственной системой, а соотнесенные с интересами личности, общечеловеческими ценностями, где под гражданскими ценностями понимаются идеи, взгляды, концепции, опыт, способствующие формированию гражданской позиции, обеспечивающей успешную адаптацию и самоактуализацию личности в условиях гражданского общества и государства. Ценностное отношение личности к государству, стране проживания и ее гражданам определяется системой субординационных взаимообусловленных характеристик: когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой или деятельностной.



"Акме" гражданственности, как достигнутая вершина гражданской зрелости, есть сформировавшаяся в результате целенаправленного развития личности система и программа ее отношений (к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям, к себе как гражданину), способствующая успешной социальной и профессиональной самоактуализации.

Гражданственность в то же время есть чувство Родины, чувство и состояние принадлежности к стране, в которой родился, воспитывался, получал образование, жил и развивался человек. Чувство Родины звучит как завет в словах великого реформатора Петра Великого: "А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и во славе для благосостояния Вашего!" "...Отчизне посвятим души прекрасные порывы", – призывает нас великий поэт А.С. Пушкин.

Быть гражданином – значит знать историю, традиции и культуру своей страны; следовать правовым нормам гражданского общества, принимать на себя ответственность за их соблюдение и пользоваться предоставляемыми гражданскими правами. При этом гражданственность личности соотносится с общечеловеческими ценностями и осознанием себя "гражданином планеты Земля".

Формирование гражданской зрелости личности во многом зависит от особенностей существующей системы отношений в звене "государство – личность". Такой тип отношений определяет:



– ценность личности в условиях государства, возможность для многих занять место в системе государственной власти, политике, экономике, идеологии;

– требования государства к личности, ее качествам и соответственно образованию;

– механизм встроенности человека в систему государственных отношений в целом, а также амплитуду его общественной активности – пассивности;

– соотнесенность потребностно-мотивационной сферы человека с интересами государства;

– номенклатуру социальных ролей человека, стимулируемых государством и государственными органами;

– номенклатуру профессиональных ориентаций, стимулируемых государством;

– "личностный образец" носителя образа государства и социокультурного феномена в целом.

"Степень желаемой зрелости" личности, говоря словами А.А.Деркача, - есть "многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность"*.

* Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. С. 52.

Любой профессионал несет в себе внутреннюю систему личностной регуляции поведения и отношений. В этом смысле он является результатом действия системы социализации, а также собственного внутреннего контроля. В итоге такого действия оказывается сформированным определенное отношение профессионала к себе как представителю социальной группы, общества, государства; стремление соответствовать соотносимой с ним социальной группе, так называемому личностному образцу; ориентация на формирование у себя качеств и умений, адекватных образцу; понимание собственных возможностей как представителя группы, государства. Гражданственность, таким образом, оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления гражданственности в профессиональной сфере:

- отношение к профессии в связи со степенью ее актуальности для общества, государства;

- роль и самооценку профессионалом себя как государственного человека, имеющего определенное значение для общества;

- чувство причастности профессионала к делу государственной важности;

- ощущение себя необходимым, актуальным для общества и государства;

- соотнесенность личностных профессиональных стандартов с государственными требованиями к профессии;

- атрибутивное соотнесение (соотнесение успехов и неудач государства с собственными профессиональными);

- единение себя с другими тружениками – гражданами страны проживания;

- реализация установок, эталонов и норм профессиональной деятельности во взаимосвязи с общегражданскими установками, нормами и эталонами поведения.

Опираясь на разработанный в акмеологии подход (Е.Н.Богданов), структуру системы регуляции профессионализма гражданственностью можно представить следующими базисными компонентами:

– мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в профессии на благо обществу и государству);

– когнитивный (знания о профессиональной этике и государственных профессиональных стандартах);

– гностический (способность к рефлексии собственной профессиональной и гражданской позиции);

– регулятивный (сформированное чувство профессионального и гражданского долга);

– эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию другим людям, эмоциональному соотнесению с позицией граждан своей страны);

– оценочный (способность относиться к себе и оценивать себя как гражданина, члена гражданского общества).

Способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, самоопределение, самоотношение, рефлексия, смыслообразование, уровень притязаний, самоорганизация, саморегуляция – во многом определена системой связей в звене "государство – личность". Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к "акме" гражданственности, имеет сегодня не только теоретическое но и практическое значение. В связи с этими перспективами акмеологии как науки является выход за рамки исследования проблем развития профессионализма. Уже сегодня необходимы научные разработки проблем гражданского становления, нравственного совершенствования и духовного развития личности.

Значительная роль в решении этой государственно важной задачи отводится образованию, профессиональному обучению. А.А.Деркач подчеркивает важность профессионального образования как "ведущего в формировании основ профессионализма". Автор определяет содержание этапа профессионального обучения и его составляющие*:

* См.: Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. С. 411.

- понимание целей и задач профессиональной деятельности;

- принятие данных целей и задач профессиональной деятельности;

- соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной деятельности;

- использование уже сформированных знаний, навыков и умений в период практики и стажировок;

- становление собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в период практики и стажировок;

- соотнесение личной системы мотивов и установок с профессиональными целями и задачами;

- формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;

- выстраивание и планирование профессиональной карьеры;

- формирование отношения к традициям, ценностным ориентациям, детерминированным профессией;

- соотнесение личной системы мотивов и установок с нормами образа жизни профессионала в данной области.

В то же время очевидно, что адаптация в профессиональной деятельности, профессиональное становление в целом востребует не только обучение профессии (формирование профессионально важных качеств, знаний и умений личности), но и формирование актуальной системы отношений субъекта деятельности и гражданского общества, государства. Становление профессионала обусловлено социальными, гражданскими отношениями, характером прав и обязанностей, связей и взаимодействий. Это объективно существующий контекст, в который включен человек. В связи с этим акмеология исследует проблемы психолого-педагогического обеспечения гражданского становления специалиста как важного слагаемого на пути к достижению "акме" гражданственности.

Резюме

Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления.

Гражданское становление, являясь элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества, что предполагает соответствующие условия.

Необходимость исследования становления гражданственности, условий и факторов, влияющих на этот процесс, соответствует доминирующей в акмеологии научной парадигме, идущей от реалий жизнедеятельности общества.

Гражданственность оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления гражданственности в профессиональной сфере. Акмеологический уровень государственных служащих предполагает наряду с другими составляющими социальную ответственность и гражданскую позицию.

Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к "акме" гражданственности, имеет сегодня актуальное теоретическое и практическое значение.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 198О.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000

Закон Российской Федерации "Об образовании". М., 2000

Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Кн. 1 / Под ред. И.А.Зимней. М.: Исслед. центр. проблем кач-ва п-ки спец., 2001. С. 254.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластении, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000 С. 227.

© Князев А.М., 2002

9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности

План

1. Общетеоретические и акмеологические предпосылки применения акмеологических критериев к групповым субъектам.

2. Соотношение социального, психологического и акмеологического подходов в исследовании "акме" как феномена развития группы, организации, общности.

3. Акмеологические критерии и показатели достижения группой акме.

Ключевые слова: "акме", "акме" группы, "акме" организации, критерии достижения группой "акме", условия и факторы развития групп и достижения "акме".

– "акме" группы – показатель наивысших достижений в ее деятельности, уровне организации и самоорганизации, сплоченности людей на основе общих целей, интересов, ценностей;

"акме" организации– высшее проявление способности к организации и самоорганизации, направленных на решение значимых для нее и для общества задач;

"акме " общности – совокупность базовых, значимых для группы в целом и входящих в нее людей ценностей, объединяющих людей не только общими целями и совместной деятельностью по их достижению, но и обеспечивающих их духовное единство, сознание и чувство "мы";

критерии достижения группой "акме": объективные (результативность деятельности, эффективность работы, высокий уровень организации и самоорганизации), субъективные (сформи-рованность общегрупповых целей, интересов, ценностей) -каждый из критериев необходимо соотносить с этапами, стадиями развития группы и показателями, отражающими уровень ее развития (от стадии образования, далее – становления, до зрелости). Высшим показателем развития группы, ее "акме" является превращение внешних полагаемых целей и ценностей в значимые для группы и отдельных ее членов;

– условия и факторы развития группы и достижения ею "акме"– внешние и внутренние условия, стимулирующие выполнение группой ее социальных функций, гармонизация внутри-и межгрупповых отношений; сбалансированность основной деятельности и сопутствующих ей видов деятельности; согласованность индивидуальных и групповых интересов и ценностей; преобладание нравственных и духовных начал в деловых и межличностных отношениях.

Развитие личности как субъекта деятельности в период "взрослости", "зрелости" Б.Г. Ананьев характеризовал как фазу онтогенеза, "когда человек живет наиболее продуктивной творческой, профессиональной и социально-активной жизнью". Следовательно, одним из показателей зрелости личности является система социальных отношений, которыми он связан с другими людьми, как отдельными индивидами, с личностями, ассоциированными и объединенными в соответствующие группы, организации, общности. Таким образом, человек на стадии зрелости выступает не только в качестве субъекта деятельности, но и субъекта отношений. В этой связи его статусную и ролевую характеристику целесообразно включать в общую систему показателей и критериев достижения акме. Богатство личности определяется богатством ее объективных отношений и связей с миром, другими людьми, ее субъективного отношения к миру и другим людям. Логично при этом предположить, что ассоциированный индивид, т. е. сформированная из отдельных личностей группа, тоже может быть рассмотренна с точки зрения акмеологических критериев зрелости и достижения вершин своего развития, что выражается в системе объективных отношений и субъективных показателей.

Каковы же теоретические предпосылки, которые дают основание применить критерий акме и к "совокупному человеку" – группе, организации, общности?

Прежде всего, это деятельностный, а вместе с ним субъектный подходы в акмеологическом исследовании, которые, будучи общенаучными принципами социального и гуманитарного познания, используются и в акмеологии. В самом общем виде деятельность рассматривается как форма активности личности, посредством которой удовлетворяются ее основные потребности, осуществляется усвоение и изменение внешней среды, а вместе с этим и самого человека.

Деятельность предстает как взаимопереходы субъекта в объекты (Г.С. Батищев). Так как системообразующим признаком деятельности является предметность, она выступает основой человеческой активности и творчества. Деятельное отношение к окружающей природе, миру, обстоятельствам заставляет человека создавать, творить некую реальность, которой нет в естественном мире, но в которой человек нуждается в соответствии со своими потребностями. Так, человек из существа, приспосабливающегося к обстоятельствам, превращается в существо, их творящее, а значит, он приобретает свойства субъекта деятельности: предметная деятельность есть строительство культуры как единство и тождество освоения и творчества (Г.С.Батищев).

Как отмечает Г.С. Батищев, культурно-исторический субъект деятельности представляет собой тождество общественного человека и человеческой общественности. Субъект представляет собой совокупность межиндивидуальных сущностей человека-творца. Что же это за сущности? Это не существующие между людьми или независимо от них, над ними и не образующие сумму индивидуальных, а качественно новые образования – сущности второго порядка, высшего порядка – социальные сущности.

Чтобы понять характер этих сущностей, необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что деятельность человека, будучи предметной, имеет еще одну существенную характеристику: она носит совместный характер. Исторически способствуя сохранению человека в борьбе с природой и возмещая его индивидуальную слабость в этой борьбе, совместная деятельность и жизнедеятельность обеспечили развитие родового человека в филогенезе. Вместе с тем каждый раз совместное бытие с другими обеспечивает становление человека как личности, как субъекта, как индивидуальности (в онтогенезе). Включаясь в совместную жизнедеятельность, человек вступает в сложную и многообразную систему отношений (объективных и субъективных) с другими людьми. Непосредственно реальной формой этих отношений выступает общение, процесс, в котором внутренний мир одного человека открывается для другого. Но чтобы это произошло, группа, общность должна стать референтной, т. е. такой, ценности которой принимаются этими людьми.

В такой группе ассоциации, общности отношения взаимной зависимости, определяющиеся общностью целей и совместных действий по их достижению, не ограничивают индивидуальные проявления, а способствуют их развитию, и поэтому в такой группе-общности возможна подлинная свобода как самосущность, самоценность, а не как свобода "от чего-то", "от кого-то".

Если личность выступает в качестве субъекта взаимодействия, то группа, общество могут быть рассмотрены как некие субъекты, представляющие собой совокупность взаимодействующих индивидов и вместе с тем качественно новые образования, которые можно описать или охарактеризовать через систему относительно устойчивых критериев, а также динамических показателей, изменяющихся в зависимости от уровня развития группы.

Чтобы раскрыть специфику акме группы, организации, общности, необходимо синтезировать философский, психологический и акмеологический подходы. Начнем с философского подхода.

Применительно к обществу как системе и составляющим его элементам, социальной структуре – различным социальным группам мы уже говорили не просто о субъекте, а о социальном субъекте, следуя определенной логике действительного мира и познания.

Общество как система функционирует и развивается, обеспечивая производство и воспроизводство: 1) живых людей; 2) материальных и духовных средств жизни; 3) форм общественных отношений и общения. Совместная деятельность (социальная практика) осуществляется в контексте общественных отношений, которые выступают как внутренняя, устойчивая, существенная связь, носящая объективный характер, не учитывая которую человек не может добиться адекватного действия. Однако "безличные" общественные отношения существуют лишь в абстракции, поскольку историю делают люди, и в их деятельности и отношениях (уже персонифицированных) эти отношения "оживают", приобретая всегда конкретную персонифицированную форму. Историю делают люди, преследующие определенные цели, имеющие свои интересы, знающие или не знающие ее законы, учитывающие или не учитывающие реальные обстоятельства, поступающие сознательно или под воздействием страсти.

В совместной деятельности люди объединяются в те или иные группы, ассоциации, объединения. Так появляются социальные субъекты: большие и малые социальные группы, общности, институты, обеспечивающие функционирование общества и личности, вовлечение отдельного индивида в совместную деятельность. Между различными групповыми субъектами складывается специфический вид общественных отношений – социальные отношения. Они могут носить характер сотрудничества, соперничества, взаимопомощи и конкуренции, единства или конфронтации, противостояния вплоть до конфликта. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость согласования действий отдельных людей, организации их индивидуальных усилий на достижение общих целей и отражается в осознании каждым своей причастности к сообществу как условии собственной выживаемости, успешности, самореализации.

Категория "социальное" употребляется в разных смыслах. В науке можно выделить понимание "социального" в узком смысле слова как специфической сферы "общественного". Однако имеет место понимание "социального" в широком смысле слова как синонима общественного, означающего принадлежность, включенность явлений в сферу надорганического, обладающего определенными субстанциональными характеристиками, не сводимыми к свойствам других сфер реальности. Для определения качественной специфики социальной системы необходимо учитывать внутренние и внешние обстоятельства, которые во взаимодействии образуют ее целостный образ жизни, способ воспроизводства в среде обитания. Способом существования, выделяющим людей из природы, является целенаправленная деятельность отдельного и совокупного человека. Социальный субъект осуществляет свою жизнедеятельность в конкретном историческом и социокультурном контексте, что определяет характер этой деятельности, а также рамки активности и самореализации субъекта. Исторически и логически индивидуальный и социальный субъекты формируются в связи и взаимодействии. Из этого следует, что постановка вопроса о том, что возникает раньше индивидуальный или совокупный субъект, – является не совсем корректной. Признавая тот факт, что феномен индивидуального субъекта по своему происхождению, детерминации, содержанию несет в себе признак социальности, что признаки субъектности формируются у человека через отношения с другими людьми, обществом, многие исследователи не считают возможным выделять в качестве отдельной категории "социальный субъект". Однако многие ученые считают правомерным выделение категории "социальный субъект" как самостоятельной, имеющей свое содержание и формы проявления.

Отличный от субъекта вообще, субъект социальный не может быть понят путем механического прибавления прилагательного "социальный" к подлежащему "субъект". Их синтез рождает качественно новое образование "социальный субъект". Социальный субъект представляет собой социальное образование, детерминированное системой каузальных, системно-структурных и динамических связей и обеспечивающее равновесие и поступательное развитие общественной системы в целом и отдельных ее частей.

Применительно к социальному субъекту базовые характеристики субъекта – активность, деятельность, сознание, самосознание, отношения – приобретают новый признак "социальность". Таким образом, мы уже имеем дело с категорией социальной активности, социальной деятельности, социальным сознанием, социальным мышлением, социальными отношениями и их отражениями в "духе субъекта".

Можно с определенной степенью уверенности сказать, что выделенный выше феномен социального субъекта может составить объект и предмет такой отрасли акмеологии, как социальная акмеология, а анализ его свойств, динамики факторов формирования и развития составить ее проблемное поле. Такая область знания может быть создана на стыке социальной философии, социальной психологии и акмеологии.

Многообразие социальных субъектов делает необходимым их классификацию. Дифференциацию субъектов можно произвести по трем основаниям. В качестве критериев выделения того или иного вида субъектов приняты: субстанциональный, сферный и институциональный. В соответствии с первым основанием выделены и охарактеризованы следующие виды субъектов: личность, группа (большая и малая, организованная и стихийная). В связи с разделением труда используется сферный подход, и в соответствии с ним рассматриваются субъекты: экономики, политики, права, нравственности, искусства, религии и т. д. Институциональный аспект позволяет выделить в качестве субъектов институты, организации, союзы, общественные объединения. Каждое общество характеризуется определенным набором субъектов и их качеством. Субъектная структура в значительной степени определяется уровнем развития общества, конкретно-исторической ситуацией, характером межсубъектных отношений.

В качестве специфического критерия типологии социальных субъектов выступает уровень развитости субъекта соответственно стадиям: образования, становления и зрелости. На стадии зрелости субъект приобретает свою качественную определенность, превращаясь из группы в общность, из простой совокупности людей в их целостное объединение, из суммы отдельных "Я" в интегрированное "мы". Перефразируя известное выражение, можно сказать, что показателем ставшей субъектности является превращение группы, личности из потенциального "субъекта – в себе", в действительный "субъект – для себя", что выражается в самосознании, самодеятельности, внутренней сплоченности, деятельностном самоопределении и активности.

Интегральным критерием выступает критерий акме, который можно выделить в следующих показателях:

Сознание и самосознание группы выступают как показатель духовной общности, однако эта общность по-разному проявляется на разных этапах формирования группы. Различают следующие общности:

– низший типологический уровень – сходство психологических черт в силу сходства условий (типичный рабочий, типичный интеллигент типичный бизнесмен);

– средний – идентификационный уровень, – когда отдельный член группы осознает свою принадлежность к данной группе, группа – к обществу на основе сознательно принимаемых ее ценностей, образа мыслей, целей и отличает себя от тех, кто принадлежит к другим группам (мы - "реформаторы", они - "консерваторы");

– высший уровень общности – уровень солидарности (консолидации) – психологическая готовность к совместным действиям во имя общих интересов и целей.

Ценности больших социальных групп кристаллизуются и "оседают" в психологии "ячеек" – малых групп и отдельных людей, в индивидуальном сознании. Уровень идентификации личности с общностью зависит от множества факторов, в том числе и конкретной ситуации.

Важно не только выявить уровни общности, но и изучить факторы, действующие на повышение или снижение уровня общности. При переходе с первого на второй уровень действуют следующие факторы: социальная структура общества, объективное положение группы в ней, ее социальная роль, уровень развития; внутригрупповая структура (процессы идентификации происходят по-разному в однородных и разнородных по структуре группах); эмпиричность, очевидность, непосредственность отражения в сознании людей признаков, позволяющих идентифицировать себя и группу, при этом имеют значение не только глубинные признаки, обеспечивающие общность, но и вторичные, лежащие на поверхности, доступные и понятные каждому.

При переходе от второй к третьей стадии значимы следующие факторы: интенсивность коммуникаций – степень концентрированное группы, совместный образ жизни, общность интересов "Мы", развитость внутригрупповой организации; практика совместных действий; лидеры; символы.

В становлении группы-субъекта как общности действуют социально-психологические механизмы "Мы" – "Они", закономерности межгруппового и внутригруппового взаимодействия (идентификации, обособления, репродукции, группового фаворитизма, аутгрупповой агрессии, каузальной атрибуции и др.). Развитие социально-философской теории, а также использование разработок различных наук позволяет не только эксплицировать понятие "социальный субъект", но и наполнить его конкретным содержанием и выявить формы проявления социальной субъектности. Вместе с тем он позволяет расширить содержание феномена "акме".







Сейчас читают про: