Государственная политика занятости

Социально-экономическая политика государства имеет своей конечной целью благосостояние граждан. Очевидно, что важнейшим условием достижения этой цели является полная занятость экономически активного населения, т. е. удержание безработицы на уровне не выше естественного. Уровни занятости и безработицы главным образом обусловливаются ключевыми составляющими экономической политики государства (финансовой, инвестиционной, промышленной и др.), обеспечивающими устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные преобразования экономики и, как следствие, спрос на рынке труда. Однако это не является гарантией полной занятости. Цикличность развития экономики делает неизбежными спады в спросе на рабочую силу. Проводимые структурные преобразования изменяют сегментацию рынка труда. Поэтому социально-экономическая политика государства с необходимостью должна включать специальную составляющую, направленную на решение отмеченных проблем рынка труда. Это направление принято называть государственной политикой занятости. Она может носить преимущественно активный или пассивный характер.

Пассивная политика занятости не предполагает воздействия государства на спрос и предложение рабочей силы. Такая политика фактически базируется на либеральной экономической доктрине, утверждающей, что автоматическое действие рыночного механизма в конечном счете приведет к состоянию равновесия на рынке труда. В этой связи задача государства видится в смягчении обострившейся социальной обстановки в течение периода установления равновесия и сводится к социальной поддержке безработных. При этом государственная служба занятости населения в основном сосредоточена на функциях регистрации безработных и оказании им социальной помощи (выплате полагающихся пособий по безработице, а после истечения срока выплаты – оказание материальной помощи в различных формах: денежными выплатами, выдачей недорогих товаров первой необходимости, предоставлением дешевого питания в специальных столовых и т. д.). Разумеется, выполняется перманентная функция мониторинга спроса и предложения рабочей силы, ведения соответствующих банков данных.

Активная политика занятости отличается тем, что в ней отмеченные выше меры пассивной политики дополняются мерами воздействия на спрос и предложение рабочей силы с целью смягчения дисбаланса на рынке труда. Регулирование спроса осуществляется такими мерами, как поддержка предпринимательских инициатив граждан, содействие их самозанятости, организация общественных работ, временной занятости, квотирование вакансий для социально слабозащищенных граждан. Регулирование предложения связано с изменением профессионально-квалификационной структуры лиц, ищущих работу, приближением ее к структуре спроса. Это достигается за счет переобучения и повышения квалификации. К мерам регулирования предложения относится также квотирование привлечения иностранных работников.

Активный характер политики занятости Российской Федерации недвусмысленно заявлен в законодательстве и отчетливо прослеживается в практической деятельности власти. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации» сформулированы следующие основные направления государственной политики содействия занятости населения:

– развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

– обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

– поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

– обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначенную трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие малолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

– предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

– поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

– сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

– координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направления экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

– координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

– обеспечение занятости в местах проживания коренных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Политика в области занятости населения находит свое выражение в программах содействия занятости населения на различных уровнях хозяйственной деятельности: федеральном, территориальном и отраслевом.

Стратегия развития российского рынка труда, как важнейшей составляющей инновационной экономики, определена в соответствующем разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач.

Первая задача – повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости.

Вторая задача – улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.

Третья задача – развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:

– повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

– создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

– реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

– использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

– создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего, в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;

– разработка новых направлений активной политики занятости населения;

– предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);

– формирование механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;

– осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

– развитие частногосударственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, местных и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;

– использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для привлечения бизнеса в трудоизбыточные регионы.

Четвертая задача – создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.

Пятая задача – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Ключевые показатели реализации поставленных задач в течение 2008–2020 годов следующие:

– снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5–10 %;

– повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70–80 %;

– снижение уровня общей безработицы с 6 до 2–3 %.

Кроме того, будут охвачены внутрипроизводственным обучением
(с периодичностью обучения не более 5 лет) 80 % работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением –
40–50 % работников, подлежащих высвобождению.

Сформулированная в данной Концепции долгосрочная политика занятости реализуется через соответствующие региональные программы. Например, в Омской области приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 02.04.2008 г.
№ 15-п была утверждена ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Омской области на 2008–2010 годы» с объемом финансирования 944 млн руб. из областного бюджета в части субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий в области содействия занятости населения. Непосредственные результаты выполнения этой программы предусматривали:

1) оказание государственных услуг в области содействия занятости населения не менее 100 тыс. человек ежегодно;

2) организация профессионального обучения не менее 5 тыс. человек ежегодно;

3) трудоустройство в рамках реализации специальных программ занятости более 22 тыс. безработных граждан в год;

4) подбор подходящего места работы для 48 тыс. ищущих работу граждан в год.

Ожидаемый конечный результат реализации программы – ежегодное трудоустройство не менее 53 % граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в бюджетные учреждения службы занятости населения Омской области с учетом трудоустроенных после прохождения профессионального обучения.

Реализация стратегии государственной политики занятости сочетается с решением относительно краткосрочных проблем, возникающих на рынке труда вследствие изменений в трендах экономического развития. Так, разразившийся в 2008 году мировой финансовый и экономический кризис обусловил резкое и весьма существенное сокращение производства в большинстве отраслей народного хозяйства России и, как следствие, значительное высвобождение работников. С целью сглаживания кризисной ситуации Правительство РФ своим постановлением инициировало специальную программу, представляющую собой комплекс программ субъектов РФ, на финансирование которых из федерального бюджета было выделено более 43 млрд руб. В порядке реализации данного постановления во всех субъектах РФ на условиях софинансирования были приняты соответствующие региональные программы. Например, в Омской области приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 06.03.2009 г. № 8-п была утверждена ведомственная целевая программа «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год» с общим объемом финансирования 243,4 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 201,4 млн руб., из бюджета Омской области – 25 млн руб., из бюджетов муниципальных образований – 8,3 млн руб., из средств работодателей – 8,7 млн руб. Аналогичная программа с объемом финансирования 285,4 млн руб. была принята и реализована в 2010 году. Итоговые показатели этой программы:

1) прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) – 700 работников, находящихся под угрозой увольнения;

2) создание 5800 рабочих мест в рамках временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения;

3) создание 4800 рабочих мест в рамках общественных работ;

4) прохождение стажировки 700 выпускниками образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

5) содействие трудоустройству 120 инвалидов;

6) создание 78 дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, созданных в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;

7) создание 1600 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, включая 800 дополнительных рабочих мест для безработных граждан;

8) коэффициент напряженности на рынке труда – не выше 2,7 безработных граждан в расчете на одну вакансию;

9) уровень регистрируемой безработицы – не выше 1,9 % от численности экономически активного населения.

9.3. Социальное партнерство в обеспечении
занятости населения

Мировой опыт развития взаимодействия работников и работодателей (труда и капитала) доказал, что высокое качество социально-трудовых отношений, характеризующееся оптимальным учетом интересов их сторон, может быть обеспечено лишь на основе системы социального партнерства. Очевидно, что важное место в ней занимает регулирование вопросов занятости населения.

Система социального партнерства регламентируется Трудовым кодексом РФ (Раздел II «Социальное партнерство в сфере труда»). Она включает пять уровней, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда, соответственно, в РФ, в субъекте РФ, в отрасли, в муниципальном образовании, а также конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями (уровень предприятия). Социальное партнерство осуществляется в установленных формах, в частности в коллективных переговорах по подготовке и заключению договоров и соглашений. В этих правовых актах устанавливаются общие принципы регулирования и взаимные обязательства сторон в сфере труда, в том числе касающиеся вопросов занятости населения.

На федеральном уровне заключается Генеральное соглашение. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008–2010 годы включает специальный раздел III «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» из
12 пунктов, которые касаются совершенствования функционирования рынка труда, устанавливают согласованные ориентиры его развития, в частности, по предельному уровню общей безработицы в 2008 году – 7,2 %, в 2009 году – 7 % и в 2010 году – 6,8 % от численности экономически активного населения.

На уровне субъектов РФ заключаются региональные соглашения.
В качестве примера можно привести Соглашение о социальном партнерстве на 2010–2012 годы между Правительством Омской области, Территориальным общественным объединением Федерации омских профсоюзов, Региональным объединением работодателей Омской области, в котором вопросы согласованных действий на рынке труда играют приоритетную роль. Им посвящен раздел II «Развитие рынка труда и содействие занятости населения», включающий подразделы 1 «Развитие трудовых ресурсов и кадрового потенциала» (15 пунктов) и 2 «Содействие занятости населения» (18 пунктов). Ниже приведены отдельные наиболее существенные обязательства сторон данного Соглашения.

Правительство взяло на себя обязательство готовить предложения по квоте на привлечение иностранной рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности на территории Омской области, исходя из приоритетного использования трудовых ресурсов Омской области. Осуществлять контроль использования иностранной рабочей силы.

Работодатели обязуются в случае принятия решения о массовом сокращении работающих уведомлять об этом профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца и содействовать в этот период трудоустройству персонала, попадающего под увольнение. Принимать участие в финансировании учебного процесса при заключении договоров на профессиональное обучение безработных граждан под гарантированное трудоустройство.

Работодатели и профсоюзы совместно приняли обязательство предусматривать в коллективных договорах финансирование программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников ежегодно не менее 15 % персонала организаций, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения. В целях предупреждения массового сокращения работников организовывать до наступления срока расторжения трудового договора подготовку и переподготовку кадров, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению, с предоставлением им дополнительных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Предусматривать в коллективных договорах финансирование данных мероприятий.

Все три участника Соглашения совместно обязуются осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников организаций, находящихся в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством). Обеспечивать ежегодную организацию не менее 10 тысяч временных рабочих мест, в том числе в рамках общественных работ, для безработных граждан, граждан ищущих работу, на территории Омской области. Принимать меры по предотвращению случаев нелегального привлечения работодателями иностранной рабочей силы.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В качестве примера можно указать отраслевое Соглашение по агропромышленному комплексу Омской области на 2009–2011 годы, заключенное между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Омской областной общественной организацией профсоюза работников агропромышленного комплекса и Областным отраслевым объединением работодателей – Агропромышленный союз Омской области. Партнерство сторон в содействии занятости населения отражено в разделе III «Обязательства в области содействия занятости населения, подготовки кадров, их закрепления на селе». Среди многочисленных пунктов этого раздела, в частности, интересен пункт, устанавливающий совместно принятый критерий массового увольнения для организаций АПК Омской области – 10%-е сокращение работников в течение шести месяцев со дня первого изданного приказа об их высвобождении.

Всего в Омской области в 2010 году действовало 21 региональное и территориальное отраслевое соглашение.

Территориальные соглашения устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работников на территории соответствующего муниципального образования. Например, в Омской области подобные соглашения заключены во всех 32-х сельских муниципальных районах и в
г. Омске. Срок действия соглашений, как правило, 2–3 года.

Всего в Омской области в 2010 году было заключено и зарегистрировано в установленном порядке около 3,5 тыс. коллективных договоров в организациях с численностью более 15 чел. Коллективными договорами было охвачено 70 % таких организаций.

Ход выполнения ведомственной целевой программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на
2010 год обсуждался на заседании Омской областной трехсторонней комиссий по регулированию социально-трудовых отношений от 09.07.2010 г.

По результатам обсуждения рекомендовано Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области:

1) усилить взаимодействие с Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» по вопросам содействия трудоустройству инвалидов;

2) внести изменения в программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год в части увеличения количества участников и объемов финансирования по мероприятиям: содействие самозанятости, организация и проведение общественных работ, опережающее профессиональное обучение.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под инфраструктурой рынка труда? 2. Какие органы государственной власти обладают полномочиями в вопросах занятости населения на федеральном и региональном уровнях? 3. Какие функции выполняют центры занятости населения? 4. Какие направления государственной политики в области содействия занятости населения определены Федеральным законом «О занятости населения Российской Федерации»? 5. В каких формах осуществляется социальное партнерство в области занятости населения?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: