Рынок - это обязательный компонент товарного хозяйства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие:
¨ общественное разделение труда и специализация;
¨ экономическая обособленность производителей, полностью
самостоятельных, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведённую продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.);
¨ разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере
обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы,
связанные с получением лицензии на выбранную субъектом хозяйственную
деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров и т.п.;
¨ для эффективного функционирования рынка необходима самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсами. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
|
|
Рынок охватывает сферу товарного обращения и характеризуется совокупностью экономических отношений по поводу купли-продажи товаров. Рынок как экономическую категорию можно рассматривать в узком и широком смысле слова.
В последнем случае имеется в виду «рыночное хозяйство» или рыночная экономика, где на всех фазах общественного воспроизводства широко используются товарно-денежные отношения с соответствующими им институтами - биржами, коммерческими банками, службами маркетинга и т.д.
В узком смысле рынок - это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Следовательно, субъектами рыночных отношений могут быть общество в целом в лице государства, предприятия различных форм собственности, отдельные лица. Объектами выступают различные товары и услуги, рабочая сила, ценные бумаги, научно-технические разработки и т.д.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений является движение товара и денег.
|
|
Структура рынка (внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка) очень многообразна и в основе классификации могут лежать различные признаки:
¨ по общественному разделению труда выделяют местный (в пределах села, города), региональный, национальный и мировой;
¨ по правовому признаку можно выделить легальный и нелегальный (теневой) рынки;
¨ по характеру продаж различают оптовый и розничный, экспортный и импортный рынки;
¨ по уровню насыщения различают равновесный, дефицитный и избыточный рынки;
¨ по степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся;
¨ по отраслевому признаку выделяют: автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д.;
¨ по степени ограничения конкуренции различают свободный, монополистический, олигополистический, смешанный рынки;
¨ согласно экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют рынки предметов потребления, услуг, жилья, средств производства, земли, инвестиций, ценных бумаг, труда и т.д.
Все вышеперечисленные рынки взаимосвязаны, и нарушения в становлении и развитии любого из них будут отражаться и на всех других.
Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях, отражающих основное назначение данной категории и её сущность (рис. 2).
Рис. 2. Основные функции рынка
Интегрирующая функциясостоит в соединении сферы производства, потребления, а также торговцев-посредников; во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая функцияпредполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок даёт ответы на вопросы: что, как и для кого производить?
Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Рынок выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функциясводится к контролю конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функцияобеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Информационная функциядаёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.