Понятие финансов и финансовой системы

Финансы - экономические отношения, возникаю­щие в процессе распределения и перераспределения части национального продукта в стоимостном выражении, и создания, использования на этой основе денежных фон­дов, необходимых для удовлетворения по­требностей общества.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с рас­пределением и перераспределением части стоимости обще­ственного продукта. Вторая обу­словлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться соответствующими показателями. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их движения.

Финансовые отношения осуществляются соответствующими учрежде­ниями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отноше­ний и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему.

Известны два основных принципа построения финан­совых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизованное руководство финансами сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности республикам, пред­приятиям, учреждениям в использовании имеющихся денежных средств. В-третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских и мест­ных бюджетов в основном совпадали.

Принцип фискального федерализма лежит в основе постро­ения финансовых систем развитых стран. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. К примеру, в США доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти формируют­ся за счет разных источников. В разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Правительство, штаты, местные власти незави­симы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расхо­дов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам.

В целом принципы построения финансовой системы в значи­тельной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (уч­реждений, организаций), являются ее исходным звеном - в финансовой системе они занимают определяющее положе­ние. В зависимости от формы собственности выде­ляют финансы государственных предприятий, кооператив­ных, унитарных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйствен­ных, строительных, торговых предприятий и т.д.

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических и полити­ческих функций. В состав государственных финансов вклю­чают государственный бюджет, внебюджетные фонды, госу­дарственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финан­сов — внебюджетные фонды. Они имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются ор­ганами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования целевых мероприятий. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные.

Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью при­влечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Его основными формами являются государст­венные займы, заимствование средств общегосударствен­ного ссудного фонда, казначейские ссуды.

Государственные займы связаны с аккумуляцией сво­бодных денежных средств населения, предприятий, орга­низаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг. Государство является заемщиком средств, а население, предприятия — кредиторами.

Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора, оказывая финансовую помощь от­дельным предприятиям в форме предоставления казначей­ских ссуд из бюджетных средств.

Таким образом, кредит помогает формированию допол­нительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: