double arrow

Рыба, которую ел Иисус


Несколько лет назад вышла популярная кулинарная книга, в которой предлагалось сто способов приготовления гамбурге­ров. Эта книга стала бестселлером. Думаю, что во времена Иисуса бестселлером стала бы книга под названием «Сто один рецепт рыбных блюд».

В библейские времена ловля рыбы в реке Иордан и Гали­лейском море была важным средством добывания пищи. Во время исхода из Египта израильтяне ловили рыбу в Красном море. Евреи были искусными рыбаками; даже некоторые ученики Иисуса по профессии были рыбаками. Многие проповеди и чудеса Иисуса были связаны с ловлей рыбы.

Мы знаем, что Иисус почти ежедневно ел свежую и, как мы сказали бы сегодня, «экологически чистую» рыбу Я думаю, что основными продуктами в рационе Иисуса были хлеб и рыба. Почему я так считаю? Потому что в те дни рыба была главным пищевым продуктом животного происхождения.

Во времена Иисуса рыбу ловили главным образом в Гали­лейском и Средиземном морях и в реке Иордан. Израильтяне ели разнообразную рыбу. На рынках Иерусалима рыбы было так много, что одни из ворот в старую часть Иерусалима на­зывались Рыбными.

Во времена Иисуса обычный человек мог позволить себе мясо только по праздникам, а рыба была дешевой и составля­ла постоянную часть ежедневного рациона. Жители Галилеи, по всей вероятности, ели рыбу каждый день.




Иисус часто упоминал рыбу в своих проповедях. Напри­мер, в Евангелии от Луки говорится о том, что он включил рыбу в число «благих даяний»:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и от­ворят вам... Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы... Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Луки 11:9, 11, 13).

Когда Иисус творил чудеса, Он в некоторых случаях ис­пользовал рыбу.

Два раза Он накормил множество народа несколькими не­большими рыбинами. Евангелист Матфей рассказывает, как Иисус взял два хлеба и две рыбы, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы они накормили пять тысяч человек, «кроме женщин и детей» (см. Матфея 14:16-21). В другом случае Иисус взял семь хлебов и немного рыбок, «воздал бла­годарение, преломил и дал ученикам Своим, а те – народу. И ели все, и насытились... А евших было четыре тысячи чело­век, кроме женщин и детей» (Матфея 15:36-38). Рыбки, упо­мянутые в этих отрывках Писания, могли быть сардинами, которые относятся к семейству сельдевых. В обоих случаях много рыбы еще осталось после того, как все наелись!

Как считают некоторые историки, в дни Иисуса в Гали­лейское море выходили рыбачить около пятисот лодок. Вре­менами они приносили богатый улов.



Два выдающихся улова рыбы упоминаются в связи с Иисусом и Его учениками. Однажды Иисус проповедовал с лодки, как с кафедры, и после проповеди посоветовал Петру и его товарищам закинуть сети на глубину. Будучи успешным и умелым рыбаком, Петр знал, что в середине солнечного дня рыба уходит из сетей, но, подчиняясь приказу Иисуса, зашел в глубокие воды и раскинул сети. Сети принесли неви­данный улов, поразивший Петра. «И говорит им (Иисус): идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матфея 4:19). Рыбаки тут же бросили свои сети и пошли за Ним.

В другом случае Иисус послал Петра рыбачить, сказав ему: «Пойди на море, брось уду и первую рыбу которая попадется, возьми; и открыв у ней рот, найдешь статир» (мелкую монету) (Матфея 17:27). Затем Иисус велел Петру отдать эту монету в качестве подати церковным сборщикам налогов, которые требовали от него и Иисуса денег на храм (см. Матфея 17:24). Ловля рыбы с Иисусом действительно приносила плоды!

После Воскресения однажды утром Иисус появился на бе­регу Галилейского моря. Петр и другие ученики ловили рыбу всю ночь, но ничего не поймали. Иисус окликнул их с берега, сказав, чтобы они забросили сети справа от лодки. Они так и сделали и поймали столько рыбы, что не смогли втащить сети в лодку В то же утро, придя на берег, ученики увидели, что Иисус уже развел костер и приготовил для них завтрак из рыбы и хлеба.

«Чистая» и «нечистая» рыба

В Законе Моисея даются указания по поводу рыбы, при­годной и непригодной для употребления в пищу:



«Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, сквер­ны для вас. Они должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте, и трупов их гнушайтесь. Все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас» (Левит 11:9-12).

Ритуальное применение относилось только к животным и птицам, но не к рыбе. Рыбу делала «чистой» только ее при­надлежность к определенному виду.

Чешуей считается то, что человек может счистить с тела ры­бы, не задевая при этом кожу. Костные выросты чешуей не считаются. К рыбам с чешуей, которые считаются «нечисты­ми», относятся рыба-меч, осетр, акула, пинагор и камбала. Сом, некоторые виды бычков и морской черт не имеют чешуи.







Сейчас читают про: