Стало привычным, что упоминание о духовной жизни Востока, в первую очередь Китая и Индии, включает в себя как религию, так и философию этих народов. Более того, ученые ведут бесконечные дискуссии на тему: являются ли конфуцианство или буддизм философией или религией? Христианской церкви почти две тысячи лет удается сохранить жесткую монополию на истолкование учения Иисуса Христа только в качестве религиозной доктрины, но не философии. Труды множества христианских ученых, считающихся философами, ограничены рамками церковных догматов и по своей сути являются больше теологическими, чем философскими.
Л.Н. Толстой, будучи великим мыслителем, попытался выйти за их пределы, но сразу же впал в ересь, так как дать философское толкование учению Иисуса Христа, сравнивая его с учением церкви и не впадая в еретические размышления, невозможно. В «Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевский также сделал попытку философского осмысления роли католической церкви, но как бывший каторжанин, переживший ужас приготовления к смертной казни, в силу своего «особого» положения перед цензурой не мог критично отзываться о православии, чтобы не прослыть еретиком, как и Л.Н. Толстой.
В наши дни христианская церковь продолжает ревниво отстаивать свое монопольное право на истолкование учения Иисуса Христа, возможно, по этой причине в глазах современных ученых-философов христианство продолжает оставаться только религией. Они, как правило, не обращают внимания на философские аспекты в учении Христа, несмотря на то, что оно несет глубочайшую философскую основу, на идеях которой сформировалось гуманистическое мировоззрение современной европейской цивилизации.
Неприязнь христиан к философии имеет исторические корни. В период своего становления христианство столкнулось не только с преследованием со стороны Римских императоров, но и с неприязнью античных философов. В Деяниях Святых Апостолов упоминается о том, что по прибытии в Афины апостола Павла: «Некоторые из эпикурейских и стоических философом стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение». [46] Видимо по этой причине в Послании к Колоссянам Павел предостерегает: «Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением…» [47] В этом предостережении Павла содержится глубокий смысл. На протяжении трех веков после появления христианства стоицизм и эпикурейство в борьбе с ним пытались вдохнуть жизнь в умирающее язычество. Философия эпикурейцев вообще противоречила учению Христа. Эпикур отрицал бессмертие души, утверждал несотворенность и вечность вселенной, а боги, по его мнению, хоть и существуют, но находятся где-то в пространстве между мирами и совершенно не вмешиваются в жизнь людей. Современные ученые считают философскую школу эпикуреизма главным носителем идей материализма и атеизма в античности. Естественно, что подобная философия противоречила новой религии, согласно которой Сын Бога пришел к людям, чтобы спасти их.
Иисус Христос противопоставляет всевластию необузданного исполина, дикаря-хищника, который благодаря своей силе держит в повиновении и страхе всех окружающих, для которого власть нужна для обладания богатствами и чувственными наслаждениями, образ совершенно другого человека, живущего по законам совести, основанной на божественной нравственности. Время такого языческого тирана в истории уже закончилось. Об этом говорит глубочайший символизм и мистицизм истории христианства. Время рождения и детства Христа приходятся на период высочайшего расцвета Римского государства во время правления императора Октавиана Августа, а его казнь и тридцатилетие после нее совпадают с правлением самых отвратительных в безнравственном падении императоров: Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона. Языческий мир словно демонстрирует, нарождающемуся христианству зловонный тупик, в который его завела погоня за материальными благами и сексуальными удовольствиями.
Ницше увидел пропасть, в которую катился материалистический (неоязыческий) человек под давлением развивающегося капиталистического монстра и не нашел ничего лучшего как взять своего «сверхчеловека» из дикого прошлого. Он не понял вопиющего различия между человеком из учения Христа и человеком из учения церкви. Это происходило по причине глубочайшего отвращения, которое воспитали Реформация и Просвещение к христианской церкви, представлявшие ее, а вместе с ней и учение Христа как сплошное мракобесие, обман или в лучшем случае заблуждение. Если хорошо поразмышлять, то можно явственно увидеть, что человек Христа – это действительно сверхчеловек, но не в смысле силы и жестокости, как представлял Ницше, а вершина духовной эволюции - высокообразованный интеллектуал, живущий по законам божественной нравственности.
Попытаемся рассмотреть образ человека из учения Христа в сравнении с языческим идеалом. Главными положительными качествами человека в глазах язычника были сила, умение воевать и убивать. На место их Христос ставит умение любить. Он говорит: «Возлюби ближнего, как себя самого». Более того он убеждает: «А я говорю вам: любите врагов ваших…»; «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». [45. 5:39, 44] Враги Христа смеются над необходимостью подставлять другую щеку, да и многие его последователи не понимают этого. Только великие гуманисты ХХ столетия, такие как Махатма Ганди, в Индии и Мартин Лютер в США поняли то, о чем говорил Иисус Христос. Речь идет о непродуктивности насилия, что выход из любого конфликта нужно находить путем взаимного согласия. Конечно, такой образ действий часто очень труден и кажется невозможным, но Христос рисует идеал, к которому мы должны стремиться, и не его вина, в том, что люди в силу своей необразованности, алчности или других причин не хотят следовать его заветам. Он поставил перед нами сияющие вершины, а захотим мы на них подняться или нет, зависит уже от нас.
Сильный должен держать окружающих в страхе, иначе его перестанут бояться, а, значит, он не сможет властвовать и повелевать, поэтому он просто обязан не считаться с другими людьми и даже презирать их. Человек Христа своей целью ставит не доминирование, а служение людям. Он предписывает своим ученикам: “ Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». [45. 25-27]
Вместо подавления и угнетения людей Иисус провозглашает служение им. Он указывает и вершину этого служения: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». [48] Христос производит переоценку ценностей. Богатство и власть являлись для язычника смыслом жизни, но у Христа этот смысл в другом: «“Горе вам богатые! Ибо вы уже получили свое утешение” [49] «Не можете служить Богу и маммоне (богатству)”. [49. 16:13] “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе…» [45. 6:19-20]. Цель накопления небесных сокровищ состоит в том, чтобы приблизиться в своем духовном состоянии к идеалу: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” [45. 5:48].
Для язычника секс имеет только биологическую и даже материальную природу, в которой вместо золота, украшений, богатых одеяний, замечательных лошадей выступают люди: мужчины и женщины, которыми он может наслаждаться и утолять свои самые разнузданные фантазии. При возможности язычник собирал многочисленные гаремы, как из женщин, так и из мальчиков. Дети его начинали интересовать только в качестве наследников, в которых он находил удовлетворение своему эгоизму. В брачных отношениях господствует полигамия, а если существует моногамия как в Греции и Риме, то права женщины в ней ограничены, она обязана хранить верность, а мужчина оставляет за собой право решать, является ли новорожденный его ребенком.
Христос подобным отношениям положил конец. Во-первых, секс вне брака для него не существует: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», потому что в браке: «… Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». [45. 19:5, 6] Многие толкователи Нового Завета понимают под словами «и будут два одною плотью» мужчину и женщину, ставших необычайно близкими в результате любовного слияния, но у них возможно и другое толкование достаточно вспомнить о последствиях такой близости. Ребенок соединяет в себе биологические и психические индивидуальности этих двоих. Много лет в католических странах, в которых были запрещены разводы, говорили об узах христианского брака, которые тяжким грузом ложатся на плечи, главным образом мужчин, мешая его расторжению. Добиваясь разрешения свободы разводов, мало кто думал, о том, что делается в сердце маленького человечка, которое развод разрубает пополам. Из чьих интересов исходил Христос, когда говорил: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой тот прелюбодействует». [45. 5:32]
У язычников почитание богов приняло разнообразные культы и ритуалы. Но некоторые элементы были всеобщими: жертва, суеверия, магия, язычество не требовало от человека самосовершенствования. До наших дней все магические ритуалы, в которых шаман или колдун обращается к потусторонним силам, предназначены узнать будущее и повлиять на него. Одни ритуалы дают колдуну возможность наслать на человека порчу, а другие изгнать ее. Все языческие культы предполагают овладение колдуном или шаманом властью над потусторонними силами и способностью повелевать ими. Шаманы рассказывают, что во время камланий они улетают в мир духов, где сражаются с ними, стремясь победить, чтобы добиться желаемого результата. Обычай принесения в жертву богам человеческой крови и сердец у майя и ацтеков позволяет некоторым ученым восхищаются их гуманизмом по отношению к остальному человечеству, так как они делали эти изуверские жертвоприношения с целью заставить солнце всходить, тем самым давая человечеству возможность существовать. Но без особого напряжения мы видим в этих ужасных обрядах стремление язычников влиять на силы природы, заставляя их делать то, что нужно жрецам.
Язычник еще не знает молитвы, которая у христиан является способом общения с богом. У ламаистов ее заменяет вращение барабана, с написанными на нем мантрами, что само по себе верх рационализма. Жертва была главным средством общения с богами. Римляне в ознаменование особо важного события могли пожертвовать одновременно сто быков. Не трудно представить, сколько крови и нечистот оставалось после нее. Можно приравнять жертву к своеобразной форме торга, при котором человек покупает благоприятное расположение потусторонних сил.
Совершенно иному учит людей Иисус Христос. Он сокрушает языческие представления и нравственность одной фразой: «Пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы?» [45. 9:13]. Милосердие отличает верующего в Христа от язычника. Милость выше добра, правды и справедливости. Справедливое воздаяние может быть очень жестоким, правда убийственной, а добро слепым. Милость же основана на прощении, сострадании и любви. Она исходит из понимания слабости человеческой природы. Если отношения между людьми построить только на справедливости без милости, то добра может не достаться никому.Современное правовое государство, образцом для которого послужило языческое римское право, очень часто делает справедливость необычайно жестокой. У Христа милосердие нужно не Богу, а самим людям, так как он приравнивает служение людям к служению Всевышнему: «Так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». [45. 25:40]
Христос впервые в истории почти за две тысячи лет до появления психологии как науки о свойствах психики человека говорит об особенностях феномена веры. В Евангелии от Матфея он говорит ученикам, что если они будут иметь веру величиной всего лишь «с горчичное зерно» [45. 17:20], то будут способны передвигать горы. А больных, которые просили исцелить их, он предупреждал: «По вере вашей, да будет вам». Он утверждает, что истинная вера заключается не в формах и способах поклонения, поэтому: «… Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». [48. 4:23] Дух и истина – это внутренние составляющие веры, на которые способен только духовный человек. Вера, которую Христос принес людям, отметает всяческие суеверия. Еще Моисей в своем законе очень лаконично и жестоко выразился по отношению ко всевозможному чародейству: «Ворожеи не оставляй в живых». [50]
Погоня за материальным успехом невозможна без сокрытия своих истинных намерений. По этой причине язычник не только хочет, но и вынужден скрывать правду, а, следовательно, лгать. Слабый лжет, чтобы избежать насилия, а сильный, чтобы обеспечить свободу действий. Христос положил конец такому поведению. Он говорит: «Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы…А Я говорю вам: не клянись вовсе. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх от этого, то от лукавого». [45. 5:33 -37] В законе Моисея содержится требование не лжесвидетельствовать, то есть не преступать клятвы, как мы понимаем, клятва давалась, в каких-то особых случаях, а про обыденную жизнь не говорилось ничего, что давало повод лгать. Христос толкует заповедь Моисея наоборот, запрещая клясться, он вообще запрещает лгать.
Мы упоминали, что язычник не знает абстрактных понятий добра и зла. То и другое для него носят конкретный характер. Добром является все, что приносит ему пользу, а злом все, что наносит вред. У Христа понятие зла тесно связано с понятием греха и в конечном счете ведет к оценке человеком своего поведения. Его ключевая фраза, заставляющая человека думать о последствиях собственного поведения гласит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха». [48. 8:34]
А теперь коротко охарактеризуем основные черты человека, данного в учении Иисуса Христа. Во-первых, Христос в принципе отрицает насилие в отношениях между людьми, а на их место ставит любовь. Если в языческом обществе любовь как высокое духовное чувство была еще слабо развитой, то ко времени Христа люди оказались способными понимать и разделять это чувство. Христос считал основой любви умение прощать, быть милосердным и сострадательным. Иисус самым беспощадным образом разоблачает человеческие пороки, но при этом он призывает бороться не с людьми, а с их слабостями и недостатками. Он понимает, что человеческая натура слаба и не может самостоятельно справиться с мирскими соблазнами, поэтому необычайно высока роль прощения, прощая других, человек способен получить прощение и за свои прегрешения.
Во-вторых: страх, бывший доминирующим чувством в сознании человека по отношению к Богу, уступает место вере, основанной на любви. Религия страха в язычестве и религия силы у Моисея преобразуется в религию любви в учении Христа. Иисус указывает на роль веры как особого состояния человека, помогающего преодолевать любые трудности. Вера становится духовной составляющей личности человека. Она является одним из главных качеств, которое отличает человека от животного. Вера не может возникнуть на почве инстинкта или какого-либо физиологического процесса. Она может быть продуктом только душевной деятельности в сочетании с умственным напряжением и нравственной направленностью.
Лишь в XX столетии психологи всерьез начали изучать влияние веры на психику человека. В связи с этим привычные всем и даже затертые слова: НАДЕЖДА, ВЕРА И ЛЮБОВЬ в учении Иисуса приобретают особый смысл. Они становятся тремя основаниями нравственного фундамента, на котором происходит формирование личности. Вера дает силы, надежда освежает душу, а любовь приносит человеку счастье. Только любящий человек может творить доброе и прекрасное.
В третьих, учение Иисуса Христа направлено к душе человека, к его уму и совести. Для него все люди равны, независимо от их социального и имущественного положения. Причем не только равны, но и являются братьями между собой. В качестве примера он показывает самого себя. “Я пришел не судить людей, а послужить им и душу свою отдать за них”. При этом любовь распространяется не только на близких, но и на врагов. Служение людям приравнивается к служению Богу.
В - четвертых, немыслимую до сих пор цель ставит перед людьми Иисус: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” [45. 5:48]. Людям указывается цель, которая состоит в развитии, самосовершенствовании человека и устремлении его к идеалу. Этим идеалом является сам Всевышний.
Потрясает его высказывание: “Царствие Божие внутрь вас есть”, [49. 17:21] то есть человек своими поступками и верой создает в собственной душе и сердце рай или ад.