И Жемайтского

С середины XIII в. на древнебелорусских землях начинается формирование нового государства — Великого княжества Литов­ского, Русского и Жемайтского (далее - ВКЛ). К концу XV в. — это уже одно из могущественных государств Европы во всех от­ношениях: политико-военном, экономическом, культурном. Рост городов, получение ими магдебургского права способствовали быстрому экономическому и культурному развитию страны.

Вследствие тесной интеграции с Европой Великое княжество Литовское проходит те же, что и европейские страны, культур­но-исторические этапы - Возрождение (от франц. Renaissance - Возрождение или Ренессанс; эпоха перехода от феодализма к ка­питализму и становления раннебуржуазной культуры в Европе. Возрождение ориентировалось на идеалы античной культуры, гу­манизм и свободомыслие), Реформацию (от лат. reformatio — пре-

Раздел II

образование, исправление); в широком смысле — это социально-политическое и религиозное движение XVI—XVII вв. против мо­нополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в уз­ком — это пересмотр основных догматов католической церкви, ко­торый привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants — публично доказывающий).

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X. Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавел­ли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного — с его идеей греховности человека и возможно­стью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает че­ловеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интел­лектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также пробле­мы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, вой­ны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гар­монии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в оте­чественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не по­лучил решающего развития принцип индивидуальной свободы.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Человек должен служить общему благу — таков основной лейт­мотив отечественных мыслителей.

Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.

Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрожде­ния находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Кра­ковский, а затем и другие европейские университеты,в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечествен­ной общественной мысли с европейским Ренессансом и Рефор­мацией. Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ. Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период прав­ления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а пра­вила его молодая жена - королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протес­тантов всей Европы.

Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в от­ношении к предшествующей философии, так и во взглядах на со­циально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей об­щественных преобразований и религиозно-теологической тради­ции, можно разделить на три направления:

1) гуманистическое — наиболее видные представители — Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Ан­дрей Волан и Лев Сапега;

2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;

3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом изКалиновкии Мартином Чаховицом.

3Зак.2314 65

Раздел II

образование, исправление); в широком смысле — это социально-политическое и религиозное движение XVI—XVII вв. против мо­нополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в уз­ком — это пересмотр основных догматов католической церкви, ко­торый привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants - публично доказывающий).

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X; Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавел­ли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного - с его идеей греховности человека и возможно­стью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает че­ловеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интел­лектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также пробле­мы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, вой­ны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гар­монии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в оте­чественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не по­лучил решающего развития принцип индивидуальной свободы.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Человек должен служить общему благу — таков основной лейт­мотив отечественных мыслителей.

Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.

Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрожде­ния находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Кра­ковский, а затем и другие европейские университеты,в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечествен­ной общественной мысли с европейским Ренессансом и Рефор­мацией. Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ.Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период прав­ления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а пра­вила его молодая жена — королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протес­тантов всей Европы.

Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в от­ношении к предшествующей философии, так и во взглядах на со­циально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей об­щественных преобразований и религиозно-теологической тради­ции, можно разделить на три направления:

\) гуманистическое — наиболее видные представители -Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Ан­дрей Волан и Лев Сапега;

2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;

3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом изКалиновкии Мартином Чаховицом.

ЗЗак. 2314 65

Раздел II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: