С середины XIII в. на древнебелорусских землях начинается формирование нового государства — Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (далее - ВКЛ). К концу XV в. — это уже одно из могущественных государств Европы во всех отношениях: политико-военном, экономическом, культурном. Рост городов, получение ими магдебургского права способствовали быстрому экономическому и культурному развитию страны.
Вследствие тесной интеграции с Европой Великое княжество Литовское проходит те же, что и европейские страны, культурно-исторические этапы - Возрождение (от франц. Renaissance - Возрождение или Ренессанс; эпоха перехода от феодализма к капитализму и становления раннебуржуазной культуры в Европе. Возрождение ориентировалось на идеалы античной культуры, гуманизм и свободомыслие), Реформацию (от лат. reformatio — пре-
Раздел II
образование, исправление); в широком смысле — это социально-политическое и религиозное движение XVI—XVII вв. против монополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в узком — это пересмотр основных догматов католической церкви, который привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants — публично доказывающий).
Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.
В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X. Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.
Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного — с его идеей греховности человека и возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.
Наряду с этим отечественные мыслители решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.
Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.
Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
Человек должен служить общему благу — таков основной лейтмотив отечественных мыслителей.
Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.
Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрождения находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Краковский, а затем и другие европейские университеты,в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечественной общественной мысли с европейским Ренессансом и Реформацией. Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ. Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период правления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а правила его молодая жена - королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протестантов всей Европы.
Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в отношении к предшествующей философии, так и во взглядах на социально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.
Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей общественных преобразований и религиозно-теологической традиции, можно разделить на три направления:
1) гуманистическое — наиболее видные представители — Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;
2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;
3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом изКалиновкии Мартином Чаховицом.
3Зак.2314 65
Раздел II
образование, исправление); в широком смысле — это социально-политическое и религиозное движение XVI—XVII вв. против монополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в узком — это пересмотр основных догматов католической церкви, который привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants - публично доказывающий).
Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.
В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X; Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.
Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного - с его идеей греховности человека и возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.
Наряду с этим отечественные мыслители решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.
Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.
Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
Человек должен служить общему благу — таков основной лейтмотив отечественных мыслителей.
Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.
Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрождения находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Краковский, а затем и другие европейские университеты,в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечественной общественной мысли с европейским Ренессансом и Реформацией. Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ.Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период правления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а правила его молодая жена — королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протестантов всей Европы.
Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в отношении к предшествующей философии, так и во взглядах на социально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.
Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей общественных преобразований и религиозно-теологической традиции, можно разделить на три направления:
\) гуманистическое — наиболее видные представители -Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;
2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;
3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом изКалиновкии Мартином Чаховицом.
ЗЗак. 2314 65
Раздел II