Николай Гусовский

Точная дата и место рождения Н. Гусовского до сих пор ос­таются невыясненными (ок. 1480 — после 1533). Родился он, бе­зусловно, на белорусской земле, по некоторым источникам — в семье лесника-охотника. Учился вначале в кафедральной школе, затем — в Вильно и Польше. Возможно, как и многие выходцы из Беларуси, — в Краковском университете. Знал хорошо античную литературу, труды Плиния (имеется в виду Плиний Старший — римский ученый, автор истории-энциклопедии естественнонауч­ных знаний античности). Примечательно, что Н. Гусовский сам подчеркивал, что обучался «по книгам славянским — грамотам русским».

Благодаря своей природной одаренности и самообразова­нию достиг выдающихся успехов в поэзии, став одним из ярчай­ших славянских поэтов-латинистов XVI в. Поэтический талант и образованность Н. Гусовского привлекли внимание Эразма Ви-теллиуса епископа, затем секретаря канцелярии Великого княже­ства Литовского, человека такого же незнатного происхождения, как Гусовский, но образованнейшего ценителя и покровителя та­лантов, ставшего на долгие годы его меценатом и другом.

В 1518 г. Н. Гусовский сопровождает Э. Вителлиуса с дипло­матической миссией в Рим, цель- убедить Ватикан в создании во­енно-политического блока христианских государств против Турции. Н. Гусовский не числился официальным членом делега­ции, а был включен в дипломатическую миссию, видимо, как поэт-интеллектуал.

Нам неизвестна поэзия Н. Гусовского дорийского периода. Итальянский же период стал в его творчестве самым плодотвор­ным. Можно предположить, что Италия эпохи ренессанса оказала на него огромное влияние. В Риме он познакомился с папой Львом X Медичи, известным деятелем итальянского Возрождения. Папа уже в 14 лет стал кардиналом. Он был сыном знаменитого правите­ля Флоренции (с 1469 по 1492 г.) Лоренцо Великолепного, под по-

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

кровительством которого находилась Флорентийская платоновс­кая академия во главе с известным философом Марсилио Фичи-но, подвергшим ренессансной переработке неоплатоновскую философию. Лоренцо Великолепный спас от преследования инк­визиции и приютил у себя знаменитого философа Пико делла Мирандолу. В их доме частым гостем был Микеланджело, другие известные личности итальянского Возрождения. Поэтому буду­щий глава Римской церкви вырос в обстановке ренессансного свободомыслия, преклонения перед творческим гением человека. Он обратил внимание на литературные способности Н. Гусовско­го и заказал ему поэму о неизвестном в Италии северном короле лесов — зубре. Гуманистические идеи эпохи Возрождения оказа­ли влияние на творчество Н. Гусовского, помогали раскрыться его поэтическому таланту.

Поэма «Песнь о зубре», обессмертившая имя Гусовского, на­писана в 1522 г. В 1523 г. она вместе с несколькими стихотворени­ями была издана в Кракове. Через год здесь же выходит в свет поэма «Победа над турками». Более чем через 300 лет (1855) «Песнь о зубре» переиздается на латыни в Петербурге, в 1894 г. — на польском языке в Кракове, в 1963 г. — в Вильнюсе на литов­ском. Стихотворный перевод поэмы на русский язык в 1968 г. был осуществлен белорусским поэтом И. Семежоном и известным иссле­дователем философии отечественного Возрождения Я. Порецким, а в 1971 г. - русскими поэтами С. Куняевым и И. Шкляревским. В 1969 г. поэма впервые издана на белорусском языке (перевод­чик — И. Семежон). В 1973 г. изданы на русском языке в переводе Я. Порецкого поэма «Победа над турками» и стихотворения «На жертвоприношение черного быка», «Песня к божественному Се-вастьяну» [11.С.196 - 206].

В 1980 г., в год 500-летия со дня рождения поэта, «Песнь о зубре» издается в нашей республике на латинском, белорусском и русском языках.

В своих произведениях Н. Гусовский предстает перед нами как поэт-философ, поэт-историк, поэт-естествоиспытатель. В его творчестве удивительным образом соединились западноевропейс-

Раздел II

кая и славянская культуры. Подобно Ф. Скорине и С. Будному, он своим творчеством вовлекал свою родину в европейский и об­щемировой культурно-исторические процессы.

Природа и человек. В творчестве Н. Гусовского прослежива­ются характерные для Раннего Возрождения гуманистические и Позднего - натуралистические тенденции. В начале XVI века поэт создает удивительную картину единения человека и приро­ды, на фоне которой и разворачивается человеческая история. Природа у него имеет не безусловно божественный, а ренессанс-ный этико-эстетический и правовой статус естественного лона человеческой деятельности. Она охраняется законом от хищни­ческого вмешательства, является сокровищем края, источником бездонного богатства, благом страны. Природа, как и человек, автономна и разумна внутренним, присущим только ей разумом и волей:

Наше отечество — край и чудес и загадок:

То ли так Бог пожелал, чтобы все было вольно.

Толи по воле волшебной растет все и гибнет [2.С.59].

В природе много тайн. Поэтому человек не должен противо­борствовать ей и не может хитрить с ней, он должен стараться по­стичь эти тайны. Человеку в отношении природы необходимо поступать честно, по-рыцарски, иначе она отвернется от него:

Зубр — ратоборец, и брать его надобно силой —

Грудью на грудь, врукопашную, но не обманом,

Будь-то стрелой с расстояния или с мушкета.

Верят в народе: он пущу покинет,

Если с ним в схватке боролась не сила, а хитрость [2.С. 142].

Антропологизируя природу и наделяя ее внутренним разу­мом, Гусовский стремится показать ее равноправие с человеком, ратует за бережное и нравственное отношение к ней. Иначе воз­можен трагическо-катастрофический разрыв между человеком и природой.

Н. Гусовский, как видим, создает оригинальную (а в свете со­временных экологических проблем — и актуальную) формулу

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

гармонического единения человека и природы, в основе кото­рой — ее красота и богатство недр, соединение планетарной при­родной разумности с индивидуальной человеческой в совокупности с нравственностью и правом.

Этические взгляды. В средние века господствовала мировоз­зренческая установка на аскетизм. У Н. Гусовского, как поэта эпохи Возрождения, присутствуют такие категории, как честь, бесстрашие, общественная польза, удовольствие. Смысл жизни получает, таким образом, новое гуманистическое содержание, которое заключается в стремлении человека к общественно-по­лезным действиям.

Экзистенциальное время у Н. Гусовского взаимосвязано с ис­торическим. Время безвозвратно, поэтому человек может и дол­жен уметь реализовать все свои планы, мысли в отведенный ему жизненный срок.

Наряду с умственным трудом Н. Гусовский (в духе ренессан-сной мысли) высоко ценит труд физический. «Поэма о зубре» — это своего рода гимн труду — охоте. Труд понимается поэтом как естественное условие совершенствования человека как духовно, так и физически.

Человек, приносящий пользу обществу, имеет право на доб­рую память соотечественников. Надежда на память за заслуги пе­ред отчизной перерастает в справедливость. Справедливо, что человека ценят за ратную и трудовую доблесть, а не за знатное происхождение.

Социально-политические взгляды. Являясь представителем средних и бедных слоев населения Великого княжества Литов­ского, Н. Гусовский выступает против феодальных порядков, сложившихся в стране, когда сильные мира сего с сомнительным правом на власть и господство борются за них, используя любые средства [2.С.136]. Автор с горечью повествует о тяжелой доле простого народа, осуждает князей-феодалов и оправдывает, как и Ф. Скорина, право угнетаемых на сопротивление:

Ох, как слеп наш народ, как плачевно его положенье. Мы еще — толпы. Князья же по-прежнему давят

_

Раздел II

Даже малейшие вспышки волнений в народе, Разным путем обезглавить стремятся любого, Кто постоять за закон и за бога способен [2.С. 165].

Значительно позднее, уже у английского философа Т. Гоббса мы увидим философское обоснование права на восстание в ус­ловиях, когда попираются естественные права человека.

Н. Гусовский высказывает сомнение в том, может ли Бог в та­ких обстоятельствах находить еще верящих в справедливость. Беря под сомнение роль религии в установлении гражданского мира в обществе, Н. Гусовский выступает как ее критик. Скепти­чески относясь к способности христианской религии установить классовый мир в Великом княжестве Литовском, он отдает ей приоритет в духовном становлении человека, последовательно осуждает языческие суеверия.

Поэт с восхищением говорит о народе, его природной сме­калке, смелости и трудолюбии. Природа, человеческий труд и справедливый государь создают славу своей отчизне. Мощь госу­дарства зависит также от добродетели и образованности граждан. Идеал руководителя государства у Гусовского - князь Витовт, годы правления которого в истории Великого княжества Литовс­кого, считает он, были самым прекрасным периодом. Наряду с прославлением воинской доблести, строгости и властности мыс­литель выделяет справедливость и стремление к правдивому рас­смотрению государственных вопросов как существенных и необходимых черт правителя:

Пуще всего лжесвидетелей князь ненавидел.

Беспощадно он расправлялся с судьями за лихоимство [2.С.155].

Идеализируя князя Витовта, Н. Гусовский тем самым показы­вает сложившуюся в государстве социальную несправедливость.

В творчестве поэта ярко проявляется и такая особенность отечественного Возрождения, как патриотизм. В этом отношении он выступает единомышленником Ф. Скорины:

Пашен плоды и лесов своих дар за моря мы Всем продаем, и хотя по достатку мы равны, Ценим заморское меньше, чем рощи родные. [2.С.138]. 82

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Как можно заметить, характерной чертой отечественного Возрождения является его антивоенный характер. Поэт-гуманйст выступает против войн, как самой бесчеловечной формы, про­тивной естественному предназначению человека — жить: Хватит убийств! Возбужденная советь и разум Властно велят мне тревогу поднять, ополчиться Против разбоя.... [2.С. 164]

Причину войн Н. Гусовский видит в нравственной деградации князей:

Совесть земных повелителей, кажется, в спячке.

Все их поступки —увы!не забота о мире.

Больше всего беспокоит их то, как острее

Меч наточить, чтоб в бою обезглавить другого.

Междоусобные войны и братоубийства —

Все их занятия и увеселенья для духа.

Воины гибнут с обеих сторон в этих распрях.

Что для князей наша кровь, наши слезы и горе?

Им лишь бы править, свое удержать превосходство,

Вот и творят злодеяния, судьбами люда играют... [2.С. 164].

Все они в этом безумном, разнузданном мире

Лишь на словах миротворцы, а волки на деле. [2.С.166].

Н. Гусовский вместе с тем считает, что государство и народ имеют полное право и нравственный долг защитить всеми сред­ствами, в том числе и военными, свой край от иноземных захват­чиков.

Он уверен, что эпохи создаются великими личностями, выс­казывает надежду, что с их появлением в Великом княжестве Ли­товском восстановится мир, справедливость и власть закона.

Как поэт эпохи Ренессанса Н. Гусовский создает образы ак­тивных, верных друг другу, смелых по духу, мужественных людей. В истинно ренессансном духе он лично присутствует в центре со­бытий, показанных в своих произведениях, утверждает деятельный и нравственно-рационалистический характер человеческой жизни.

Раздел II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: