Франциск Скорина (ок. 1490 - ок. 1541) родился в Полоцке, в православной купеческой семье. По крещении он получил имя Георгий. Что касается имени Франциск, то В.В. Агиевич, убедительно, на наш взгляд, доказал в своих публикациях, что оно является его литературным псевдонимом, которое Скорина получил при вступлении в гильдию печатников1.
Первоначальное образование Скорина получил в монастыре бернардинцев. Затем, как и многие молодые люди Великого княжества Литовского, жаждущие знаний, учился в Краковском университете на факультете свободных искусств (так тогда назывались философские факультеты), где профессорами были такие известные в Польше философы как Михаил Вратиславский (1488—1512) и Иоанн Глоговский (1487 — 1506). Университетский курс длился два года, в течение которых изучались труды Аристотеля, учению которого отдавалось предпочтение в средневековых университетах. На первом году студенты, изучив его «Физику», «О душе» и «Первую аналитику», сдавали экзамены и получали ученую степень бакалавра свободных искусств. Второй год посвящался изучению «Метафизики», «Политики» и «Никомаховой этики». Учитывая глубокие познания Ф. Скорины в области права можно предположить, что в университете он посещал лекции и на юридическом факультете — в то время одном из самых знаменитых в Европе. На юридическом факультете Краковского университета, уже после Ф.Скорины, учился один из известных теоретиков права в Европе XVI в. Андрей Фрич Морджевский.
|
|
В 1506 г., после окончил университета, Ф. Скорина путешествует по Европе. Точные сведения о роде его занятий в этот период отсутствуют. Можно предположить, что это были годы напряженной учебы, так как в 1512 г. Ф. Скорина в Падуанском университете держит экзамен на ученую степень доктора медицины. Падуанский университет был в XV—XVI вв. популярным
1 См.: Arieei4 У.У. 1мя i справа Скарыны: У чьих руках спадчына. Мн., 2002.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
учебным заведением Европы. В Падуе в разные годы преподавали такие знаменитые ученые, как Галилео Галилей, Донапомо Менокио, Дареццо Гвидо, Тиберио Дечиано, Франческо Курсио. С университетом были связаны также Эразм Роттердамский, Николай Коперник, Томмазо Кампанелла.
Славился университет и своими выпускниками, среди которых — философы эпохи Возрождения Пико делла Мирандола и Николай Кузанский, короли Ян Собеский, Стефан Баторий, Густав Шведский, папа римский Сикстин IV и др. В начале XYI века широкую известность в Европе приобрел медицинский факультет Падуанско-го университета, где преподавал известный анатом Г. Зерби, профессор практической медицины Дж. де Аквила, авторы известных в то время трактатов по медицине Б. Монтаньяна Младший и А. Гацци. Ф. Скорина к этому времени имеет основательную философскую и медицинскую подготовку. Поэтому не случайно он выбирает для получения степени доктора медицины именно Падую.
|
|
Это знаменательное событие произошло 9 ноября 1512 г. В актовых записях Падуанского университета говорится: «...Выдающийся доктор искусств господин Франциск, сын покойного господина Луки Скорины из Полоцка, русин, подвергся экзамену в особо строгом порядке по вопросам, предложенным ему утром этого дня. Он проявил себя столь похвально и превосходно во время этого своего строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и опровергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины» [15.С.71]. ВтотжеденьФ. Скорине вручили знаки достоинства доктора медицины (обычно это — четырехугольная шляпа, перстень и книга Гиппократа «Афоризмы»).
О жизни Ф. Скорины в течение следующих пяти лет нет никаких сведений. Скорее всего, он в эти годы жил в Праге, где изучал типографское дело, перевел на старобелорусский язык Библию, подготавил ее к печатанию. 6 августа 1517 г. выходит первая книга — Псалтырь. В 1517—1519 гг. Ф. Скорина издает 22
Раздел II
книги Ветхого Завета под общим заглавием: «Бивлиа Руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка, Богу ко чти и людем посполитым к доброму научению».
Язык Библии Скорины возник в результате установления соответствия между церковнославянским языком и народной речью. Сохранив церковнославянскую базу текста, он ввел в Библию живой, народный язык. Один из первых белорусских ученых-филологов, Е.Карский, данный литературный язык называет старобелорусским.
Так Ф. Скорина положил начало восточнославянскому книгопечатанию. Он же - первый восточнославянский переводчик Библии на родной язык (языками Библии традиционно считались древнееврейский, древнегреческий и латинский). Кроме того, Ф. Скорина дал комментарии к Библии (им написано 25 предисловий и 24 послесловия к книгам Ветхого Завета). Перевод Библии на родной язык сделал ее более доступной «посполитому человеку» (в смысле простому, каждому), что привело к существенному расширению круга ее читателей.
В 1520 г. Ф. Скорина приезжает в Вильно, а затем в 1522 г. с помощью Якуба Бабича издает «Малую подорожную книжицу», а в 1525 г. — «Апостол», последнюю из своих книг.
В 1525 г. Франциску Скорине было около 40 лет, т.е. он находился в расцвете своего таланта. Почему же прервалась его издательская деятельность? Исследователи связывают это с перипетиями его личной жизни. В 1529 г. умирает его брат, крупный купец Великого княжества Литовского Иван Скорина и оставляет после себя многочисленные долги. Компаньоном брата была жена Ф. Скорины Маргарита. Началась длительная судебная тяжба, в результате которой все его имущество было описано и продано. Ф.Скорина едет в Кенигсберг, трудится там придворным врачом. Затем возвращается на родину, но в 1530 г. его опять поджидают невзгоды — большой пожар окончательно подрывает его материальное положение и он отбывает в знакомую ему Прагу, основывает там ботанический сад.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
О взглядах Ф. Скорины можно судить по его предисловиям и послесловиям к книгам Библии — он стремился ввести своих соотечественников при помощи понятного им языка в простой и одновременно сложный мир Слова Божьего, приобщить простых людей к грамоте, знаниям. Он показывает, что только став на путь следования христианским нравственным добродетелям, человек может обрести и укрепить свою духовность.
|
|
Онтология и гносеология. Во взглядах на происхождение мира Ф. Скорина, как глубоко верующий христианин, придерживался теологической концепции креационизма, т.е. считал, что мир и человек сотворены Богом «из ничего». Детально проблему бытия он не рассматривал. Вопросы богопознания занимали Ф. Скорину в большей степени. Данное обстоятельство связано с его интерпретацией Библии. Проблема бытия для Скотрины приобретает не онтологический, а, скорее, гносеологический аспект. В «Сказании к первым книгам Моисеевым, рекомых Бытье» Ф. Скорина утверждает, что из всех книг Ветхого Завета наиболее трудны для понимания книги Бытия. Знание их доступно только немногим избранным, для всех других людей вопросы творения мира являются предметом веры: «Мы как христиане, зу полную веру имамы всемогущего во троици единаго бога, в шести днех сотворившего небо и землю и все, еже суть в них» [13.С.52].
Большая же часть Библии может быть познана как логическим путем, так и прикладным методом, знанием «през речи ви-домые».
Ф. Скорина является последователем Кирилла Туровского и Климента Смолятича, утверждавших право человека на тщательное вникание в смысл библейских текстов.
Ф. Скорина всячески разграничивал веру и знание. В частности, он выделял библейскую мудрость и мудрость философскую, которую понимал как знание сущего. В этом он предстает как продолжатель идей сторонников «двойственной истины» (философского учения, разграничивающего веру и разум, истину божественную и истину научную).
Раздел II
Идея Священного Писания как универсального произведения получила у Скорины новую гуманистическую трактовку.
Он утверждал, что «библейские книги являются аналогом» седми наук вызволеных (Семи свободных искусств):
1) грамматике - «ежи добре чести и мовити» - учит Псалтирь;
2) логике или диалектике, «3 доводом розознати правду от кривды» — книга Иова и Послания апостола Павла;
|
|
3) риторике, «ежи ест красномовность», — творения Соломона;
4) музыке - библейские песнопения;
5) арифметике — «Числа»;
6) геометрии - книга Иисуса Навина;
7) астрономии — «Бытие» и другие священные тексты.
Библия для Ф. Скорины — не только безусловный авторитет веры, но и глубокий источник нравственности, неоценимый объект познания, своеобразный кладезь естественнонаучных, ис-торико-правовых, философских знаний. Но Библия — не абсолютный источник знаний. Они даются Богом «многими и различными путями» [13.С.32]. Это — естественный вывод доктора лекарских наук и доктора-практика. Чтобы врачевать человека в начале XVI века, дипломированный доктор должен был обладать поистине энциклопедическими научными знаниями в области медицины, строения и функционирования человеческого организма.
В «Малой подорожной книжице» Ф. Скорина предстает как ученый-астроном. Он вводит поправки в Юлианский календарь, определяет время вхождения Солнца в каждое созвездие зодиака, сообщает о шести лунных и одном солнечном затмениях.
Сделав замечание, что вопросы библейской онтологии трудны для понимания, согласившись с креационистской формулировкой возникновения мира, Ф. Скорина, разграничивая веру и знание, приходит к выводу о необходимости овладения «поспо-литым» человеком мудростью и науками.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
Учение о человеке. Философские позиции Ф. Скорины носят явно выраженный антропоцентрический характер и в целом совпадают с традицией Ренессанса. Ученый рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное. Утверждая, что каждый человек от рождения имеет равные права, Ф. Скорина акцентировал внимание на вопросах его нравственного совершенствования, смысла жизни и достоинства, свободы, гражданской активности, общего и индивидуального блага. Он пересмотрел средневековую христианскую доктрину смысла человеческого существования, где земная жизнь не представляет самоценности, а является только этапом к жизни вечной. Рассуждая о смысле жизни, подчеркивал многовариантность жизненных позиций и ценностных ориентации человека. Он писал, что люди «едины в царствах и в пановании, друзии в богатстве и в скарбох, инии в мудрости и науце, а инии в здравии, в красоте и в крепости телесной, неции же во множестве имения и статку, а неции в роскошном ядении и питии и в любодеянии, инии теже в детях, в приятелях, во слугах и во иных различных многых речах» [13.С.26].
Сочувственно относясь к реальной нравственности человека, Ф. Скорина противопоставлял ей христианские заповеди как сферу должного, направлял «посполитого» человека на активную общественно-полезную жизнь. Он считал, что люди от рождения наделены одинаковыми задатками. О человеческом достоинстве надо судить не по происхождению, а по нравственно-интеллектуальным качествам, по тому, какую пользу принес тот или иной человек «отчизне своей».
Нравственный идеал Ф. Скорины — христианская гуманистическая концепция жизни, в центре которой — понятие блага. В качестве высшего блага у Ф. Скорины выступает разумная, нравственная и общественно полезная жизнь человека. Скорине принадлежит приоритет в отечественной общественной мысли, в постановке и решении проблемы «человек — общество». Исследуя вопрос о соотношении общего блага («посполитого» доброго) и индивидуального, он отдавал решительное предпочтение первому. Человек - существо общественное, и только в обще-
Раздел II
стве он может себя реализовать. Человек в этой связи просто обязан научиться «жить вкупе» (сообща, в обществе). Только идея общего блага может объединить людей.
С другой стороны, Ф. Скорина постоянно говорит о необходимости непрерывного совершенствования человеческой природы, что будет способствовать гармонизации общественной жизни. Вслед за Сократом и Платоном Скорина утверждал, что добродетельный человек равнозначен человеку знающему, т.е. считал, что христианским нравственным добродетелям можно научить, что нравственный идеал реально достижим при соответствующих индивидуальных духовных усилиях человека.
Отдавая безусловный приоритет духовным ценностям, Скорина как христианский мыслитель эпохи Возрождения не противопоставлял их ценностям плотским, земным радостям, он выступал за необходимость гармонии духовного и земного.
Высшим принципом отношений между людьми Ф. Скорина считал человеколюбие. Примечательно, что эту норму человеческих отношений он распространяет не только на христиан, но и на представителей других вероисповеданий. В связи с этим человеколюбие приобретает у него вселенский общечеловеческий характер.
Является он также основоположником национально-патриотической традиции в истории общественной мысли. Ф. Скорина — патриот своей родины. Он это доказал своей христианской подвижнической деятельностью на благо отчизны. Средневековое мышление, как известно, было космополитическим. Для Скорины же интересы своего народа выше религиозных. Любовь к родине изящно выражена Ф. Скориной в литературной форме: «Понете от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рыбы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобные боронять ульив своих; тако же и люди, и где зродился и ускормлены суть по бозе, ктому месту великуласку имають» [13.С.45].
Таким образом, Ф. Скорина рассматривал человека преимущественно с нравственной стороны. Считал, что главное назначе-
Перио д Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
ние человека — делать добрые дела для ближнего, служить общему благу. Только в этом случае человек реализует себя как член общества.
Политико-правовые взгляды. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже явно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф. Скорина, право.
Ученый различал законы неписаные и писаные. Сначала люди жили по неписаным законам взаимодоверия и справедливости. Лишь с усложнением общественных отношений возникают законы писаные. Из сказанного можно сделать вывод, что Ф. Скорина является сторонником теории «естественного права», под которым понималась совокупность вечных и неизменных принципов, правил, ценностей, вытекающих из самой человеческой природы. Эти естественные, неписаные законы фигурируют у него под названием «прироженый закон». По мысли Ф. Скорины, «прироженый закон» должен быть фундаментальным основанием писаного права, которое, являясь человеческим установлением, формируется у народов не одновременно и в первую очередь зависит от уровня развития форм государственной жизни. Само право он рассматривает во взаимосвязи и единстве с моралью, поскольку у них единая основа — «прироженый» закон, написанный Богом «в серци единого кажного человека» и запечатленный в его разуме.
Следуя традиции античной философии: для мудреца право излишне потому, что он делает по собственному убеждению то, что другие под страхом закона, Ф. Скорина утверждал, что человек нравственный может обходиться и без правовых предписаний. Он пишет: «праведному закон не ест положен», так как он живет по извечному «прироженому» закону. Реальная же жизнь, однако,
Раздел II
требует правового вмешательства: «И вчинены в суть права, или закон, для людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою и моци не имели иным ушкодити, и абы добрый межи злыми в покои жити могли...» [13.С.64].
К законам и праву Ф. Скорина выдвигал ряд обязательных критериев, актуальных и для современного законотворчества.3акон должен быть «почтивый, справедливый, можный, потребный, по-житочный, подле прирожения, подлуг обычаев земли, часу и месту пригожий, явный, не имея в собе закритости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написаный»[13.С64]. Закон будет уважаться в обществе, если он будет справедливым. Несправедливый же закон озлобляет человека, позволяет его перманентно (постоянно) нарушать. Справедливость (от лат. yusticia), таким образом, у Скорины приобретает статус универсальной этико-правовой категории.
Закон должен быть также прагматичным и работающим, соответствовать времени и обстоятельствам, открытым, направленным на достижение общего блага. s
По Ф. Скорине можно выстроить следующую логическую связь оснований закона: разум — общественная необходимость — время и место действия — справедливость — общее благо — прагматичность — открытость для его изучения, и, как следствие, нормальное функционирование.
Основная задача права - гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право - не воля господствующего класса, а особый надсоциальный институт, учитывающий интересы всех людей: «Права земская, еже единый кажный народ с своими старейшими ухвалили суть подле, яко же ся им налепей видело быта» [13.С.64].
Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, таким образом, - не только этические понятия, но и фундаментальные юридические категории. Здесь автор высказывает гениальную догадку возможного совпадения закона и права на основе юстиции {справедливости), общего блага и разума.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
С практической точки зрения такая постановка вопроса ориентирована на гуманное судопроизводство, в основе которого, по Ф. Скорине, находится та же справедливость. Судьи должны судить «людей судом справедливым, и да не уклоняться ни на жадную сторону, и да не зрять на лица, и не принимать даров, понеже даров ослепляют очи мудрых людей и зменяють слова справедливых. Справедливе, что справедливаго ест чините, абы есте живи были и владели землею...» [13.С.76].Ф. Скорина, видимо, не зря приводит такую длинную цитату из «Второзакония», где по существу сформулирован своеобразный кодекс чести судьи.
Мыслитель утверждал, что судье необходимо быть не только высоконравственным и беспристрастным профессионалом, но и советчиком. Судьи ведут дела не как «цари или властители вышний, силу имеющие над ними, но яко ровнии и товарищи, раду им даючи и справедливость межи ими чинячи» [13.С.76].
Задолго до возникновения в Европе развернутых правовых теорий Ф. Скорина объявляет закон и право основой гармоничного развития общества. Беззаконие, несовершенное судопроизводство разрушают общественный мир. Оно является величайшим общественным пороком и сопоставимо разве что с понятием греха, поэтому является наказанием Божьим. Законность же — величайшее общественное благо.
Представляет интерес и скорининская классификация права. Как уже говорилось, он выделяет неписаное и писаное право. Последнее подразделяется на право божеское, церковное и земское. Право божеское изложено в Библии, церковное — в документах соборов, земское, или светское, — наиболее просвещенными людьми и государями. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в государственной жизни: «Справа всякого собрания людского и всякого града, еже верою, соединением ласки и згодою посполитое доброе помножено бываеть» [13.С.45].
Ф. Скорина представляет следующую классификацию земского права. Сначала он говорит о «посполитом праве», которое «от всех народов посполите соблюдаемо ест, яко мужа и жены
Раздел II
почтивое случение, детей пильное выхование, близко живущих схожение, речи позыченое навращение, насилию силою от прения, ровная свобода всем, общее имение всех...» [13.С.64]. «По-сполитое право», как мы видим, фиксирует общие принципы жизнедеятельности общества.
Известный исследователь творчества Ф. Скорины С. Подо-кшин справедливо отмечает совпадение содержания «естественного человеческого закона» Фомы Аквинского и «посполитого права» Ф. Скорины. Оба утверждают необходимость продолжения человеческого рода, воспитания и образования детей, других направлений народного права, основанных на равноправии всех людей. Примечательно, что Скорина говорит о праве человека отвечать силой на любое насилие.
Следом у Ф. Скорины следует языческое право, которое «от многих убо языков ухвалено ест, яко земель чужих мечом доста-вание, градов и мест утверждение, послов без переказы отпущения, миру до часу прирченого выполнение, войны неприятелем своим оповедание» [13.С.64]. В языческом праве говорится о правилах ведения военных действий между государствами. Как человек своего времени, Скорина был свидетелем многочисленных войн и считал, что они должны вестись в соответствии с правовыми нормами — заранее оповещать противника о начале военных действий, выполнять условия заключенного мира (перемирия), уважать институт переговоров и т.д.
Непосредственно за языческим правом следует рыцарское, или военное. Оно, говоря современным языком, являет собой своего рода устав армии, так как в нем регламентируется боевое построение войск, тактика ведения боевых действий, поведение на поле брани.
Далее он выделяет царское, местное, морское и купеческое право.
Данная классификация свидетельствует о глубоком понимании Ф. Скориной необходимости правового регулирования важнейших сфер жизни и общества, что сможет сделать его более
П ериод Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
стабильным и гармоничным. Ф. Скорина, как и создатели первых развернутых политических теорий античности Платон и Аристотель, предпочитает просвещенную, гуманную и сильную монархию другим формам государственного устройства. В качестве идеальных правителей он выделял древневосточных монархов Соломона и Птолемея Филадельфа, древнегреческих и римских царей и законодателей Солона, Ликурга, Нуму Помпилия, правивших на основе мудрости, разума, справедливости, глубокого знания государственных дел, не чурающихся добрых советов. Государь должен править страной в соответствии с законами, контролировать исполнение правосудия. Главнейшей его задачей является обеспечение мирного течения жизни. Как положительный пример Скорина упоминает время правления Соломона, когда «был мир и покой во все времена царства его». Однако, когда потребуют того обстоятельства, государь для блага родины должен быть смелым, сильным и грозным.
Отмечая классово-сословные противоречия в обществе, Скорина ориентирует «богатых» и «убогих» на преодоление их через «братолюбие», «друголюбие», «незлобие», придерживается раннехристианского лозунга «ровная свобода всем, общее имение всех...».
И сейчас актуально звучат слова Скорины о том, что жизнь общества должна основываться на «згоде»: «Незгода бо и наи-болшие царства разрушает».
Хотя Скорина во взглядах на общество в целом является представителем своего времени, некоторые его идеи современны и сегодня. Особенно это касается его методологии создания законов, необходимости строить отношения между социальными группами, классами на основе общественного согласия и взаимных уступок.
Раздел II