Андрей Волан

Андрей Волан (1530—1610) родился в Польше в шляхетской семье. Учился в немецких университетах во Франкфурте-на-Оде-ре и Кенигсберге. Получил известность как теоретик и практик политико-правовой деятельности. Долгие годы был секретарем при королях Сигизмунде II Августе, Стефане Батории и Сигиз-мунде III Вазе, послом сейма от шляхты Ошмянского повета.

Им написано свыше 30 сочинений на политико-правовую те­матику. Наиболее известные из них: «О политической или граждан­ской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «Размышления над посланием божественно­го апостола Павла к Эфесцам», «О государе или его личных добро­детелях». Выступая за веротерпимость, А. Волан критикует католическую церковь, защищает православную. Известны такие его антиуниатские сочинения, как «Истинное или ортодоксальное мнение старой церкви», «Пять писем А. Волана против Скарги».

Политико-правовые идеи. Отечественными исследователями отмечено, что в эпоху Ренессанса и Реформации философская и

Раздел II

общественно-политическая мысль в Беларуси развивалась в контексте общеевропейской. Как и Ф. Скорина, А. Волан при­ходит к выводу, что новые общественные отношения, зарожда­ющиеся в недрах феодализма, настоятельно требуют новых регуляторов. Таким регулятором должно стать, считает А. Во­лан, право. Это дает основание представлять их взгляды как со­ответствующие так называемому юридическому мировоззрению. Вклад А. Волана в разработку основных идей юридического ми­ровоззрения значителен: одни из них были на уровне времени, другие значительно обогнали его.

Дальнейшее развитие этих взглядов в XX столетии привело к созданию развернутой либерально-правовой теории, где демокра­тия, права человека и рыночная экономика представляют собой модель современного правового демократического государства.

А. Волан понимал, что отождествление юридических законов с нравственностью не позволяло праву утверждаться в качестве ав­торитетного регулятора жизнедеятельности государства. Религия и основанная на ней мораль как многовековые институты управле­ния общественными отношениями не исчезают. Однако А. Волан не видит в современном ему обществе тех механизмов, которые спо­собствовали бы религии и морали и в будущем выполнять роль бе­зусловных регуляторов все более сложных социальных отношений. Это не означало исключение морали и религии из области права. По А. Волану, мораль и религия, являясь существенной основой права, не поглощают его. Мораль и религия занимают свое место в жизни общества, если государство и его граждане осуществляют жизнедеятельность в соответствии с правом.

Идеи А. Волана основываются на понятии свободы. Однако если сначала европейские современники понимали свободу как моральный выбор, а позднее — как познанную необходимость, то он одним из первых в Европе рассмотрел свободу с юридичес­кой точки зрения. Пройдет значительное время, и английский философ Т. Гоббс буквально повторит: «Право есть свобода».

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Главным содержанием свободы, как считает А. Волан, явля­ются:

— гарантированная законом защита человека от несправед­ливости и посягательств на его жизнь;

— правовая охрана личных и имущественных прав человека;

— правовое ограничение феодального единовластия и про­извола;

— подчинение всех (без исключения) государственных слу­жащих, в том числе и монарха, закону;

— решение конфликтных ситуаций между гражданами только в судебном порядке;

— создание подлинно справедливых и независимых судов;

— воспитание высококвалифицированных и высоконрав­ственных юристов.

Следовательно, свободным является то общество, в котором закон и власть гарантируют человеку личную и имущественную безопасность. Такие взгляды представляют собой вполне совре­менную теорию правового государства.

Современно звучат и слова А. Волана о естественных правах человека, который от рождения имеет право на то, что входит в понятие «достойная жизнь». Ни государство, ни его руководите­ли, ни какая-нибудь партия не предоставляют человеку прав, они у него — неотъемлемые. В мировой правовой теории и практике такая точка зрения сегодня общепринята. Она является базовой основой всех существующих международных документов о пра­вах человека.

Свобода, подчеркивает А. Волан, является также необходи­мым условием развития умственных и физических задатков чело­века, нравственных добродетелей, науки и культуры.

Она (свобода) утверждается в государстве, где человек дей­ствует в соответствии с разумом, моралью и правом. Такой взгляд предпочтительнее даже кантовского понимания свободы, так как Кант выводил ее только из следования нравственности и праву.

Раздел II

Разум, о котором говорит А. Волан, превращает свободу в осоз­нанную человеческую деятельность.

А. Волан понимал право как выражение разумной, коллек­тивной, всеобщей воли народа, как наивысший разум, заложен­ный в природе. Поэтому законы, издаваемые в государстве, должны следовать этому природному разуму. Всякое отклонение от него расшатывает общество, порождает конфликты, что уже не позволяет называть их законами. Закон и право предстают у А. Волана гарантом свободы и целостности общества, граждан­ского согласия в нем. А. Волан призывает к мирному существо­ванию основных социальных групп и классов. Государству нужны не классовая борьба, а мир, общественное согласие. Бла­гополучие государства и его граждан основывается на законах, исходящих из единства блага, справедливости и разума.

Мысль о несовпадении закона и права впоследствии станет общепринятой в европейской правовой теории. Исторический опыт свидетельствует о том, что наличие законов не гарантирует наличия права. Не всякий закон тождественен праву. Закон ста­нет правом в том случае, если он будет справедливым и разумным. Справедливость и разумность закона превращает его в благо, добро. Закон — справедливость, разум, благо — право — такая триада в триаде наиболее полно характеризует взгляд А. Волана на сущность и структуру права.

О соотношении политики, морали и права. Не принимает А. Волан и средневековых средств управления государством — раз­деляй и властвуй. Такой дилеммы — политика или нравственность — у него не существует. Мораль - сфера не только должного, но и явного. Государь должен сам быть homo moralies (человек мораль­ный), моральными должны быть и его действия. Среди доброде­телей, необходимых государю в управлении, на первом месте справедливость. Как известно, справедливость — категория не только этическая, но и правовая (от лат. yusticia). Единство поли­тики и морали, таким образом, будет нераздельным, если поли­тика осуществляется на основе права. Тот государь заслуживает

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского одобрения, который руководит государством следует законам и никому не позволяет их нарушать.

В своей деятельности правителю необходимо руководство­ваться только идеей общего блага: «И если ты предал государ­ственное, то ты ничего и не сохранишь своего...» [9.С.50]. Все богатства, которыми он располагает, следует обращать на благо общества и государства, подчеркивает автор. В решении такого сложного вопроса, как соотношение политики и морали, А. Во­лан не согласен с известным мыслителем итальянского Возрож­дения Н. Макиавелли, утверждавшим, что для достижения общего блага государь может использовать все доступные ему средства, в том числе и безнравственные. Для А. Волана общее благо — главный приоритет в деятельности государя. Но его деятельность должна основываться на безусловной нравственности и праве.

2.5. Лев Сапега

Лев Иванович Сапега (1557-1633) родился в имении родите­лей Островно (недалеко от Бешенкович) в православной семье. По своему богатству и знатности Сапеги не уступали Радзивиллам. Для получения образования Л. Сапега едет в Лейпцигский уни­верситет, где учится на юридическом факультете.

Из Германии он вернулся на родину уже протестантом. Имея блестящее юридическое образование и обладая незаурядными спо­собностями, быстро делает политическую карьеру. Сначала он — секретарь Великого княжества Литовского, затем писарь, под-канцлер, канцлер, виленский воевода, великий гетман и староста Слонимский, Берестейский и Могилевский.

Под его руководством готовилась и была издана третья ре­дакция Статута Великого княжества Литовского, в 1584 и 1600 гг. велись мирные переговоры с русским государством. В связи с ростом влияния Контрреформации Л. Сапега в 1588 г. перешел в католичество, хотя в вопросах веры и являлся сторонником идеи веротерпимости, выступал против насильственных мер обраще-

Раздел II

ния православных в унию. В 1623 г. он возглавил королевскую комиссию, расследовавшую обстоятельство гибели в результате восстания в Витебске униатского архиепископа И. Кунцевича, и сурово карает повстанцев. Комиссия приговорила к смертной казни свыше 70 человек. Правда, казнено было только 20, осталь­ные совершили побег. Имущество многих было конфисковано, а Витебск лишили магдебургского права. Видимо, эти события стали причиной ухода Л. Сапеги в том же году с должности кан­цлера княжества. Умер Л. Сапега в 1633 г. и похоронен в Вильно.

Социально-политические взгляды. Как позднеренессансный мыслитель и политический деятель Л. Сапега выступал за полити­ко-правовые средства налаживания внутригосударственной и международной жизни. В этом его взгляды совпадают с идеями А. Волана. В государстве, считал Л. Сапега, должен верховенство­вать закон. Беззаконие ведет к тирании, несмотря на благие на­мерения государей. В предисловии к Статуту ВКЛ он ссылался на Аристотеля, утверждавшего, что государь превращается в зверя, если распространяет свою власть на все и вся.

В том же государстве, где господствует право, всем владеет Бог. Как и Ф. Скорина, Л. Сапега утверждал, что право создается главным образом для обуздания преступных замыслов людей. Не все живут по «прироженым законам», поэтому право является естественным ограничителем королевской власти и злых поступ­ков людей. Это своего рода страж свободы. Как и А. Волан, Са­пега убежден, что только на основе закона и права возможна свобода. Право должно охранять добрую славу, здоровье и иму­щество человека. В этом и есть свобода. Если же кто-то посягает на эти вещи, то, несмотря на свое положение в обществе, превра­щается в правонарушителя. Знать право — нравственная обязан­ность каждого гражданина: «...Народу стыдно права своего не знать, особенно нам, которые не чужим каким языком, но своим собственным права записанные имеем в каждое время, что нам необходимо к отражению всякой обиды знать» [14.С.350].

Л. Сапега акцентирует внимание на неразрывной связи сво­боды, прав и обязанностей человека. Поэтому право существует 92

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

не только для потенциальных нарушителей, но и для законопос­лушных граждан, так как только оно может защитить правду, справедливость и свободу. Право существует и для того, чтобы богатые и сильные не могли поступать, как им заблагорассудит­ся. Главная задача права — обеспечение общего благополучия всех граждан, а не избранных лиц, в том числе и государя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: