Андрей Волан (1530—1610) родился в Польше в шляхетской семье. Учился в немецких университетах во Франкфурте-на-Оде-ре и Кенигсберге. Получил известность как теоретик и практик политико-правовой деятельности. Долгие годы был секретарем при королях Сигизмунде II Августе, Стефане Батории и Сигиз-мунде III Вазе, послом сейма от шляхты Ошмянского повета.
Им написано свыше 30 сочинений на политико-правовую тематику. Наиболее известные из них: «О политической или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «Размышления над посланием божественного апостола Павла к Эфесцам», «О государе или его личных добродетелях». Выступая за веротерпимость, А. Волан критикует католическую церковь, защищает православную. Известны такие его антиуниатские сочинения, как «Истинное или ортодоксальное мнение старой церкви», «Пять писем А. Волана против Скарги».
Политико-правовые идеи. Отечественными исследователями отмечено, что в эпоху Ренессанса и Реформации философская и
|
|
Раздел II
общественно-политическая мысль в Беларуси развивалась в контексте общеевропейской. Как и Ф. Скорина, А. Волан приходит к выводу, что новые общественные отношения, зарождающиеся в недрах феодализма, настоятельно требуют новых регуляторов. Таким регулятором должно стать, считает А. Волан, право. Это дает основание представлять их взгляды как соответствующие так называемому юридическому мировоззрению. Вклад А. Волана в разработку основных идей юридического мировоззрения значителен: одни из них были на уровне времени, другие значительно обогнали его.
Дальнейшее развитие этих взглядов в XX столетии привело к созданию развернутой либерально-правовой теории, где демократия, права человека и рыночная экономика представляют собой модель современного правового демократического государства.
А. Волан понимал, что отождествление юридических законов с нравственностью не позволяло праву утверждаться в качестве авторитетного регулятора жизнедеятельности государства. Религия и основанная на ней мораль как многовековые институты управления общественными отношениями не исчезают. Однако А. Волан не видит в современном ему обществе тех механизмов, которые способствовали бы религии и морали и в будущем выполнять роль безусловных регуляторов все более сложных социальных отношений. Это не означало исключение морали и религии из области права. По А. Волану, мораль и религия, являясь существенной основой права, не поглощают его. Мораль и религия занимают свое место в жизни общества, если государство и его граждане осуществляют жизнедеятельность в соответствии с правом.
|
|
Идеи А. Волана основываются на понятии свободы. Однако если сначала европейские современники понимали свободу как моральный выбор, а позднее — как познанную необходимость, то он одним из первых в Европе рассмотрел свободу с юридической точки зрения. Пройдет значительное время, и английский философ Т. Гоббс буквально повторит: «Право есть свобода».
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Главным содержанием свободы, как считает А. Волан, являются:
— гарантированная законом защита человека от несправедливости и посягательств на его жизнь;
— правовая охрана личных и имущественных прав человека;
— правовое ограничение феодального единовластия и произвола;
— подчинение всех (без исключения) государственных служащих, в том числе и монарха, закону;
— решение конфликтных ситуаций между гражданами только в судебном порядке;
— создание подлинно справедливых и независимых судов;
— воспитание высококвалифицированных и высоконравственных юристов.
Следовательно, свободным является то общество, в котором закон и власть гарантируют человеку личную и имущественную безопасность. Такие взгляды представляют собой вполне современную теорию правового государства.
Современно звучат и слова А. Волана о естественных правах человека, который от рождения имеет право на то, что входит в понятие «достойная жизнь». Ни государство, ни его руководители, ни какая-нибудь партия не предоставляют человеку прав, они у него — неотъемлемые. В мировой правовой теории и практике такая точка зрения сегодня общепринята. Она является базовой основой всех существующих международных документов о правах человека.
Свобода, подчеркивает А. Волан, является также необходимым условием развития умственных и физических задатков человека, нравственных добродетелей, науки и культуры.
Она (свобода) утверждается в государстве, где человек действует в соответствии с разумом, моралью и правом. Такой взгляд предпочтительнее даже кантовского понимания свободы, так как Кант выводил ее только из следования нравственности и праву.
Раздел II
Разум, о котором говорит А. Волан, превращает свободу в осознанную человеческую деятельность.
А. Волан понимал право как выражение разумной, коллективной, всеобщей воли народа, как наивысший разум, заложенный в природе. Поэтому законы, издаваемые в государстве, должны следовать этому природному разуму. Всякое отклонение от него расшатывает общество, порождает конфликты, что уже не позволяет называть их законами. Закон и право предстают у А. Волана гарантом свободы и целостности общества, гражданского согласия в нем. А. Волан призывает к мирному существованию основных социальных групп и классов. Государству нужны не классовая борьба, а мир, общественное согласие. Благополучие государства и его граждан основывается на законах, исходящих из единства блага, справедливости и разума.
Мысль о несовпадении закона и права впоследствии станет общепринятой в европейской правовой теории. Исторический опыт свидетельствует о том, что наличие законов не гарантирует наличия права. Не всякий закон тождественен праву. Закон станет правом в том случае, если он будет справедливым и разумным. Справедливость и разумность закона превращает его в благо, добро. Закон — справедливость, разум, благо — право — такая триада в триаде наиболее полно характеризует взгляд А. Волана на сущность и структуру права.
О соотношении политики, морали и права. Не принимает А. Волан и средневековых средств управления государством — разделяй и властвуй. Такой дилеммы — политика или нравственность — у него не существует. Мораль - сфера не только должного, но и явного. Государь должен сам быть homo moralies (человек моральный), моральными должны быть и его действия. Среди добродетелей, необходимых государю в управлении, на первом месте справедливость. Как известно, справедливость — категория не только этическая, но и правовая (от лат. yusticia). Единство политики и морали, таким образом, будет нераздельным, если политика осуществляется на основе права. Тот государь заслуживает
|
|
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского одобрения, который руководит государством следует законам и никому не позволяет их нарушать.
В своей деятельности правителю необходимо руководствоваться только идеей общего блага: «И если ты предал государственное, то ты ничего и не сохранишь своего...» [9.С.50]. Все богатства, которыми он располагает, следует обращать на благо общества и государства, подчеркивает автор. В решении такого сложного вопроса, как соотношение политики и морали, А. Волан не согласен с известным мыслителем итальянского Возрождения Н. Макиавелли, утверждавшим, что для достижения общего блага государь может использовать все доступные ему средства, в том числе и безнравственные. Для А. Волана общее благо — главный приоритет в деятельности государя. Но его деятельность должна основываться на безусловной нравственности и праве.
2.5. Лев Сапега
Лев Иванович Сапега (1557-1633) родился в имении родителей Островно (недалеко от Бешенкович) в православной семье. По своему богатству и знатности Сапеги не уступали Радзивиллам. Для получения образования Л. Сапега едет в Лейпцигский университет, где учится на юридическом факультете.
Из Германии он вернулся на родину уже протестантом. Имея блестящее юридическое образование и обладая незаурядными способностями, быстро делает политическую карьеру. Сначала он — секретарь Великого княжества Литовского, затем писарь, под-канцлер, канцлер, виленский воевода, великий гетман и староста Слонимский, Берестейский и Могилевский.
Под его руководством готовилась и была издана третья редакция Статута Великого княжества Литовского, в 1584 и 1600 гг. велись мирные переговоры с русским государством. В связи с ростом влияния Контрреформации Л. Сапега в 1588 г. перешел в католичество, хотя в вопросах веры и являлся сторонником идеи веротерпимости, выступал против насильственных мер обраще-
|
|
Раздел II
ния православных в унию. В 1623 г. он возглавил королевскую комиссию, расследовавшую обстоятельство гибели в результате восстания в Витебске униатского архиепископа И. Кунцевича, и сурово карает повстанцев. Комиссия приговорила к смертной казни свыше 70 человек. Правда, казнено было только 20, остальные совершили побег. Имущество многих было конфисковано, а Витебск лишили магдебургского права. Видимо, эти события стали причиной ухода Л. Сапеги в том же году с должности канцлера княжества. Умер Л. Сапега в 1633 г. и похоронен в Вильно.
Социально-политические взгляды. Как позднеренессансный мыслитель и политический деятель Л. Сапега выступал за политико-правовые средства налаживания внутригосударственной и международной жизни. В этом его взгляды совпадают с идеями А. Волана. В государстве, считал Л. Сапега, должен верховенствовать закон. Беззаконие ведет к тирании, несмотря на благие намерения государей. В предисловии к Статуту ВКЛ он ссылался на Аристотеля, утверждавшего, что государь превращается в зверя, если распространяет свою власть на все и вся.
В том же государстве, где господствует право, всем владеет Бог. Как и Ф. Скорина, Л. Сапега утверждал, что право создается главным образом для обуздания преступных замыслов людей. Не все живут по «прироженым законам», поэтому право является естественным ограничителем королевской власти и злых поступков людей. Это своего рода страж свободы. Как и А. Волан, Сапега убежден, что только на основе закона и права возможна свобода. Право должно охранять добрую славу, здоровье и имущество человека. В этом и есть свобода. Если же кто-то посягает на эти вещи, то, несмотря на свое положение в обществе, превращается в правонарушителя. Знать право — нравственная обязанность каждого гражданина: «...Народу стыдно права своего не знать, особенно нам, которые не чужим каким языком, но своим собственным права записанные имеем в каждое время, что нам необходимо к отражению всякой обиды знать» [14.С.350].
Л. Сапега акцентирует внимание на неразрывной связи свободы, прав и обязанностей человека. Поэтому право существует 92
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
не только для потенциальных нарушителей, но и для законопослушных граждан, так как только оно может защитить правду, справедливость и свободу. Право существует и для того, чтобы богатые и сильные не могли поступать, как им заблагорассудится. Главная задача права — обеспечение общего благополучия всех граждан, а не избранных лиц, в том числе и государя.