Аниол довгирд

О логике, метафизике и моральной философии 1

(отрывок)

Вопрос о начале человеческих знаний

Сейчас мы можем уже приступить к упомянутому мной важному вопросу: каково происхождение человеческих сведений, или представле­ний? Решение этого вопроса представляло до сих пор главную и наи­большую трудность в философии, давая повод для многих споров и нелепых суждений. Споры по этому вопросу между учеными, как ка­жется, скорее были результатом недопонимания смысла слов, чем рас­хождением во мнениях по этому поводу. Полагаю, что, желая решить этот вопрос, необходимо прежде всего знать, что все представления, какие философы создали себе о начале человеческих знаний, можно от­носить к двум различным взглядам, т.е. к метафизическому и логи­ческому.

Те, кто рассматривал это начало с первой точки зрения, ставили себе целью вскрыть связь возникающую между нашими представле­ниями и находящимися вне нас субстанциями, или, что одно и то же, между нашим разумом и миром, так же отчетливо и ясно, как, напри­мер, можно изложить связь между частями определенной машины и свойственными им действиями. Они хотели представить эту связь в таком свете, в каком выставляется связь математических истин. Для них было мало знать, какими представлениями и суждениями мы об­ладаем и в каком порядке они следуют друг за другом, помимо этого, они хотели раскрыть, каким способом душа от простой возможности, или предрасположения, приходит к действительной деятельности мышления, каким образом от вещей, находящихся вне ее [души], пе­реносятся в нее их образы и похожи ли эти образы или нет на свои оригиналы. Очевидно, что такие исследования только тогда могли бы дать успешный результат, когда была бы глубоко познана природа как мыслящей нас субстанции, так и окружающих нас субстанций. Но позже мы покажем, что человек не в силах глубоко познать природу

1 Из истории философской и общественно-политической мысли Бело­руссии. Избр. произв. XVI - нач. XIX в. Мн., 1962. С.439-442.

Раздел III

какой бы то ни было субстанции, а это само убедт нас, что такое на­мерение метафизиков, о котором мы сейчас сказали, неосуществимо. Таким образом, упомянутый вопрос мы будем рассматривать с другой точки зрения, а именно с точки зрения логики.

Поскольку наука логики, целью которой является изложение при­рожденных мышлению правил, не может достигнуть своей цели ина­че, как только путем познания различных действий разума и определенного порядка, в котором они должны располагаться, поэто­му если мы рассматриваем вопрос о начале человеческих знаний с точки зрения логики, то он сведется или к вопросу о природе дей­ствий разума, или к вопросу об их порядке. Точнее говоря, вопрос о начале человеческих знаний будет означать или: каковы элементы либо простейшие действия, из которых состоит наша мысль, или: какие из этих действий начинают человеческое познание, проявляясь в душе в пер­вую очередь? Но так как для человека не столь важно знать, каковы его представления и суждения и какие из них пробуждаются в первую очередь, сколько, пожалуй, знать, какое право он имеет, исходя из сво­их представлений, судить о внешних относительно его разума вещах, поэтому поставленный вопрос можно рассматривать и в таком смыс­ле: на каких действиях разума основывается достоверность наших суж­дений о бытии внешних вещей? Если, наконец, с логикой тесно связана методология, т. е. наука о наилучшем способе изложения истин дру­гим и доказательства их, то вопрос о начале человеческих знаний, взя­тый в логическом отношении, может еще обозначать и то: с чего должно начинаться изложение истин, составляющих определенную науку, теорию или определенные доказательства? Вот четыре значения, которые мож­но придавать вопросу о начале человеческих знаний, взятому в логи­ческом отношении.

В своих суждениях о начале человеческих знаний философы обычно делятся на две основные группы. Одни из них считают этим началом ощущение, или, что для них одно и то же, опыт, и называют­ся [эмпириками] empyrici, или empyristae. Другие выводят это начало из определенных необходимых законов разума, которые должны от­личаться от всяких чувственных представлений, а потому не могут быть тождественны ощущению или опыту; эти, в свою очередь, назы­ваются [рационалистами] rationales, или rationalistae. Поэтому рассмот­рим, в каком смысле могут брать это начало одни и другие и не могли

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

бы они прийти к соглашению в своих суждениях, если бы точно объяснили, что они понимают под словами: начало человеческих зна­ний. Если это начало рассматривать с точки зрения того порядка, в каком возникают в душе различные действия разума, тогда вопрос об этом начале будет означать не что иное, как: какого рода действия в первую очередь возникают в человеческом уме? Но мы уже доказали, что такого рода действиями, или состояниями души, составляющими нашу мысль, являются ощущения, и даже между современными фи­лософами по этому вопросу нет никаких споров и сомнений, так как все соглашаются с тем, что до ощущения невозможно никакое позна­ние, никакое представление, о котором бы душа знала.

Если же это начало человеческих знаний связывают с природой элементов, из которых состоит наша мысль, тогда спор по этому воп­росу между эмпириками и рационалистами будет означать только сле­дующее: все ли наши знания состоят из одних ощущений, будь то действительные или воображаемые? — как считают первые; или же в их составе находятся такие представления, которые вовсе не являются ощу­щениями? — как считают другие. Но мы уже показали, что наша мысль не состоит исключительно из одних ощущений и к ощущениям при­соединяются понятия, как первоначальные, так и относительные, ко­торые не могут быть названы ощущениями. Поэтому, если внимательный философ не утверждает того, что человеческая мысль состоит из одних ощущений, но допускает существование определен­ных истинно умственных представлений, то тем самым он является рационалистом в том значении, о котором здесь идет речь, хотя в дру­гом отношении может быть эмпириком, так как может с полным ос­нованием считать, что до ощущения у человека нет никакого познания, никакого представления.

Но философы могут рассматривать начало человеческих знаний и в таком отношении: основывается ли достоверность наших суждений о бытии внешних вещей исключительно на опыте или также на других принципах, вытекающих из разума. А поскольку опыт, как я отметил, означает в этой связи то же самое, что и ощущение, то данный вопрос можно было бы выразить иначе: только потому ли мы знаем о внешних субстанциях и их свойствах, что обладаем ощущениями, или также и по­тому, что определенный закон, прирожденный нашему разуму, требует от нас присоединять к ощущениям понятие, т. е. сведение об этих субстан-

Раздел III

циях? Но если мое предыдущее изложение убедило кого-нибудь в той истине, что сведение о внешних субстанциях является не только пред­ставлением, отличным от всяких ощущений, но также результатом оп­ределенного суждения, прирожденного нашему разуму, то он наверняка не будет эмпириком в том значении, о котором здесь идет речь, так как убежден, что достоверность этого знания не основана на одних лишь ощущениях.

Наконец, в той части логики, которая называется методологией, убеждаемся, что изложение определенных истин или их доказывание чаще всего начинается с таких утверждений и представлений, которые приходят к человеку не в первую очередь, а, наоборот, являются ре­зультатом многих предыдущих опытов или наблюдений. Таким обра­зом, сообщая другим свои сведения, человек зачастую идет путем, противоположным тому, каким он их сам приобретает; это также мог­ло послужить поводом для философских споров о начале человечес­ких знаний. Так как одни могли понимать под этим началом те представления и суждения, которые человек сам приобретает в пер­вую очередь, а другие — те суждения, с которых следует начинать, ког­да хотим поделиться с другими своими сведениями <...>.

Способность познания внешних предметов

В ряду сложных способностей разума первое место занимает спо­собность познания внешних предметов <...>. Наше познание внешних предметов начинается с ощущений и расширяется не иначе, как с по­мощью ощущений <...>.

Каждое из ощущений, составляющих познание внешней субстан­ции, рассматривается в качестве ее свойства. Но наши ощущения, соб­ственно, не могут называться свойствами внешних субстанций, так как находятся в нашей душе, а не в этих субстанциях, поэтому, в ка­ком смысле мое ощущение может рассматриваться в качестве свойства определенной материальной субстанции, находящейся вне меня? Именно в том смысле, что эта субстанция предрасположена вызывать во мне именно такие, а не иные ощущения, коль скоро она будет дей­ствовать на мои органы чувств. Поэтому наши ощущения, отнесенные к внешним субстанциям, называются их относительными качествами (dualitates relativae), потому что тогда мы рассматриваем эти субстан­ции относительно нас самих, т. е. относительно тех изменений, кото-

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

рые они вызывают в нашей душе. А сами предрасположения внешних субстанций вызывать в нас определенные ощущения называются их безотносительными качествами (dualitates absolutate) в том случае, когда эти предрасположения мы рассматриваем как таковые, сами в себе, бе­зотносительно к нашим ощущениям <...>.

Если мы не можем знать, каковы сами по себе безотносительные качества материальных субстанций, то не имеем ли мы, по крайней мере, какого-либо права считать эти качества подобными нашим ощу­щениям, поскольку и сами ощущения кажутся нам качествами суб­станций?

Но, во-первых, было бы неправильным утверждать, что во вне­шних предметах находится что-то похожее на наши ощущения, так как утверждать это — значит считать, что субстанции, которые мы представляем себе лишенными жизни и чувствительности, имеют ощущение, подобное нашим. Наша душа ощущает не иначе, как толь­ко посредством органов чувств, так по какому же праву мы могли бы приписывать неорганическим субстанциям, лишенным чувств, ощу­щения, подобные нашим?

Помимо этого, тот же самый предмет в то же самое время может вызвать у одного человека, например, ощущение тепла, у другого-ощущение холода, у одного вызовет приятное ощущение запаха или вкуса и т. д., а у другого — неприятное, но в одно и то же время ника­кая вещь не может иметь противоположных свойств. Поэтому вне­шние предметы не имеют в себе ничего похожего на наши ощущения.

Мы показали, что ощущения существуют только в нашей душе, а не во внешних предметах, где, как это нам кажется, они находятся; что даже в первые минуты своей жизни человек не мог их относить во вне себя; что если сейчас мы принимаем наши ощущения за свойства материальных субстанций, то это происходит потому, что эти субстан­ции действительно обладают способностью пробуждать в нашем разу­ме определенные ощущения, хотя и не знаем, какова эта способность и от чего она зависит; что, наконец, действительные свойства этих субстанций не имеют ничего похожего на наши ощущения. Из всех этих замечаний вытекает тот важный вывод, который послужит для нас правилом дальнейшего изложения, а именно: если действительные ощущения пробуждают в нас определенные истинно мысленные представ­ления, какими являются понятия, которые можно рассматривать отдель-

Раздел III

но от всяких ощущений, то закон нашего разума требует, чтобы этим по­нятиям соответствовала вне нас определенная действительность, а нашим ощущениям и каким-либо чувственным представлениям не может соответ­ствовать никакая действительность в материальных субстанциях.

Установив это правило, мы можем сейчас дать оценку суждению Локка относительно деления свойств материальных сущностей на пер­вичные и вторичные качества. Под первыми этот философ понимает плотность или непроницаемость тел, связь между их частицами, про­тяженность, форму, движение или покой и число; под вторыми он по­нимает все чувственные качества, названные нами выше относительными, как-то: запахи, вкусовые качества, цвета, звуки, теп­ло, холод, твердость и т. п. Первые он называет качествами первичны­ми потому, что из них вытекают вторые; за первыми представлениями он признает действительность в субстанциях, соответствующую этим представлениям и как бы похожую на эти представления, а другие же представления лишает всякой подобной действительности. Но по­скольку эти свойства тел, которые Локк назвал первичными качества­ми, познаются нами также посредством чувств, как это видно с первого взгляда, то могло бы казаться, что и они также не что иное, как только чувства.

А хто там 1дзе, а хто там idx У агромшстай такой грамадзе?

— Белорусы.

А што яны нясуць на худых плячах, На руках у крыв:, на нагах у лапцях?

Сваю крыуду. А куды ж нясуць гэту крыуду усю,

А куды ж нясуць напаказ сваю?

На свет цэлы. А хто гэта ix, не адзт мыьён, Крыуду несць научыу, разбудз/у ix сон?

— Бяда, гора.

А чаео ж, чаго захацелася im, Пагарджаным век, ш, сляпым, глухш?Людзьм! звацца. Я. Купала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: