Мнишком из Большой Конницы
(Вильно, 1640)1
(отрывок)
Практическая философия
Введение
Познание многого достойно славы в том случае, если знание воплощается в деле; но если ты не осущствляешь того, что мог бы осуществить, то знание твое целиком утратит всякое достоинство. Я желаю, чтобы ты был не только мудрым философом, но также и добродетельным человеком. Что в этих утонченных понятиях о Боге и интелли-генциях, обо всей вселенной, если неправедная жизнь обечестит столь
' Памятник философской мысли Белоруссии XVII в. — перв. пол. XVIII в. Мн., 1991. С. 93-96.
Раздел III
возвышенное знание? Правильно философствовать — это значит, познав многое и едва ли не все, осуществить именно наилучшее. Древние философы, когда углубились в одно лишь исследование и познание природных вещей, дали нам только оболочку истинной философии, но отнюдь не ее суть. Первый, по свидетельству Ксенофонта и Туллия, божественный Сократ обратил занятие философией к устроению жизни, и эту дисциплину, которая о нравах трактует, с небес сведя, поместил в городах и жилищах. О ней много замечательного писали ученики Сократа, и лучше всех Платон и Аристотель. Платон частные нравы вывел в «Меноне» и других диалогах; общественные — в «Законах» и «Государстве»; Аристотель же охватил в различных сочинениях все части этой науки. Те, что дошли к нам сквозь превратности времен, — это десять книг (этики) к Никомаху, семь — к Евдему, две, называемые «Большой Этикой», две книги «Экономики», восемь книг «Политики».
|
|
В Никомаховой этике излагаются основные принципы, которыми руководствуется человек, чтобы быть хорошим самим по себе, и то, какими ступенями он должен идти к счастью. В «Экономике» дается знание домашних наук, а также правила управления семьей. В «Политике» изображается добродетельный гражданин, который праведно исполняет то, что требуется для общей пользы и общего блага всего государства. Устроение частной жизни, как Философ вполне справедливо полагает, предшествует устроению жизни гражданской, и потому он сначала толкует о более простом — о человеке, устраивающем жизнь лишь сообразно самому себе, поскольку единичный человек — это дело куда более простое, чем семья или государство. А потому забота каждого состоит в том, чтобы свою жизнь правильно устроить и организовать прежде, чем приступить к управлению семьей и государством. Благороднейшая эта наука моральной философии состоит из трех частей: Монастики или Этики, которая рассматривает нравы человека лишь исходя из них самих; Экономики, или семейной философии, которая является дисциплиной о делах домашних; и Политики, описывающей состояние государства и общее благо.
|
|
Часть первая Этика
О счастье
Людьми мы рождаемся, добрыми же становимся благодаря познанию добродетели и упражнению в ней: как тот сильный человек становится атлетом, кто чаще участвует в борьбе, так и врожденные 228
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
свойства добродетели все более проявляются в постоянном совершенствовании их. Чтобы достичь истинного счастья, выбирай к нему не окольный путь; счастья, говорю я, которого все мы желаем,— потому что оно цель,— немногие из нас достигают, потому что кто же умеет всегда держаться достойной цели? Уверен ли ты, что вернешься к отчему берегу, решившись вверить паруса воле ветра морского? А вдруг встречный порыв злого Кавра отнесет тебя к берегу враждебному? Но ты будешь в безопасности и никто тебя от счастья не отвратит, если пойдешь по стезе добродетели с упорным постоянством.
<...> 2. Поскольку счастье — это некое определенное благо, то прежде всего необходимо уяснить, что такое благо; истинное его описание дает нам Философ в гл. 1, кн. 1 Этики. Древние верно говорили, что благо — это то, к чему все стремятся.
<...> При этом следует признать, что очень часто мы стремимся к тому, что на самом деле является злом, однако никто никогда зла именно как зла не желает, а лишь прельщаясь тем, какое выступает под видом добра. Только ради одного того, что кажется благом, люди всякие дела совершают, при этом мало различая, в самом ли деле это является благом или благом только кажется. Желание, которое влечет к благу, бывает или врожденным, или сознательно избранным.
3. Академики и перипатетики полагают, что одни блага свойственны душе; таковы искусства, науки, мудрость и прочие добродетели; другие — телу; таковы здоровье, сила, красота; иные же — внешние; таковы богатство, слава, почет, власть. Однако более суровая Стоя не допускает, чтобы блага тела и внешние блага входили в этот перечень. Руководитель Стой горячо и вполне справедливо гневается на главу Лицея за то, что тот считал, будто отсутствие знатности, богатства, потомков, благородного происхождения и красоты портит счастье, и тот не может быть счастливым, кто безобразен лицом, неродовит, одинок и лишен потомства. Едва ли такие речи можно счесть великодушными и мужественными, сколь бы истинными они ни были. Безразличным я скорее назвал бы все это, а не благами; одни из них предпочтительны и имеют высокую ценность, как, например, здравость ума; другие же лишены ценности, как тупость и нездоровье; иные же ни то ни другое, и их не увеличишь и не уменьшишь, как, например, походку.
Раздел III
4. Обычно принято делить благо на почетное, полезное и приятное; благо трояко должно быть разделено, чтобы первым было то, к чему направлено желание, словно к пределу, которым и будет вещь желаемая сама по себе; это мы назовем почетными; вторым же будет то, что выступает как бы средством, благодаря которому достигается нечто — это мы называем полезным; и, наконец, третьим будет то, что направляет движение, таковым является покой и удовлетворение, которые наступают после достижения цели, и такое благо носит название приятного.
5. Благо и избранная цель — материально или фундаментально одно и то же для творений. Ибо то не является благом, что не полагается как цель хотя бы атрибутивно. Поэтому и средства ни в коей мере не являются целью, но существуют ради цели, которой будет счастье человека как его высшее благо и конечная цель. В том же, что счастье человека состоит в достижении высшего блага, до сих пор никто не сомневался. Я хотел бы, однако, обратить твое внимание на то, что я здесь рассуждаю как философ, и человека в том только состоянии рассматриваю, которое мы называем состоянием чистой природы (и которое ему свойственно от природы интеллектуальной), а не более высокой, оставляя это более возвышенное состояние теологическому рассмотрению.
|
|
6. Благо, которое является высшим благом человека, обязательно должно быть стабильным, оно не должно зависеть от непостоянной судьбы, которая полна случайностей; ибо случайности происходят без предшествующего действия разума, а человеку надлежит добиваться своего блага посредством разума. Несчастны те, кто свое счастье вверяют земле или кубышке. <...> Человек в большей степени мыслящее, чем чувствующее существо, и душа более о разуме человека свидетельствует, чем тело, так ведь и о природе вещи больше говорит форма, чем материя. Поэтому пусть даже я буду заключен в темницу, прикован к постели, мучим лихорадкой, а все же в лучшей своей части я чист и могу быть счастлив <...>
9. Соискание государственных постов ведет тебя к почетным званиям, но отнюдь не к счастью. <...> Опасная вещь — почет, и тем она опаснее, чем выше.
10. Блаженство осуществляется в действии. Ты можешь измыслить идею счастья, но это идея, это образ. А я требую дела. Те, для кого счастье является моральным свойством, даже и спящие прослывут сча-
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
стливыми. Никто не становится счастливым без труда; но и не всякое действие ведет к счастью. Каждому желанию свое благо соответствует. Метание копья, охота у знатных людей считается удовольствием. Но что они для счастья? Ведь и дети целые дни посвящают играм. <...>
12. Остается, следовательно, чтобы счастье души заключалось в благах, которые являются или потенциями, или свойствами, или действиями. Два первых, когда подчинены действию, не составляют блаженства, поскольку оно желаемо лишь само ради себя. Значит, счастье человека может состоять только в действии. Нечто ведь тогда только становится совершенным, когда находится в актуализации: последним же актом для того, что предназначено к действию, является сама деятельность. Счастье этой естественной жизни бывает двояко: одно — практическое и цель жизни активной; другое — созерцательное и цель жизни созерцательной. Последнее состоит лишь в деятельности интеллекта, который является созерцателем высшего блага и первой причины: он следит за тем, чтобы дух и не бездействовал, и не отклонялся от счастья. Первое же является деятельностью души в соответствии с разумом или не без участия разума.
|
|
13. Как одна ласточка не делает весны, так и один день или поступок не делает человека счастливым. Для того чтобы кого-то назвать счастливым, нужно на протяжении всей жизни или долгого времени осуществлять такую деятельность, благодаря которой мы закончили бы путь счастливыми. Следовательно, для того, чтобы быть совершенно счастливыми, мы должны хорошо жить до тех пор, пока живем. <...> Так, Сократ, прожив жизнь в постоянном совершенствовании добродетели, в тюрьме, прежде чем выпить цикуту, если бы отступился от мысли о праведности, то несчастным закончил бы жизнь. Последний день и поступок и будет венцом и последним росчерком жизни. <...>
Раздел III