В конце XVIII — начале XIX в. в Беларуси широко распространяется учение физиократов. Родина этого учения — Франция. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, политических и культурных реформ, поэтому обрело много сторонни-
1 В 1773 г. папа Климент XIV упраздняет иезуитский орден. Екатерина II берет орден под свое покровительство, и до первой четверти XIX в. иезуиты функционируют только на территории Беларуси.
Раздел IV
ков в Литве и Беларуси, где наиболее видные представители этого учения - Иоахим Хрептович (1729-1812) и Иероним Стройновский (1752-1815).
И. Хрептович — организатор и известный деятель Эдукаци-онной комиссии Великого княжества Литовского. В философии, как и большинство мыслителей-просветителей — деист. В центре его воззрений - человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. И. Хрептович как философ эпохи Просвещения придерживался также теории естественного права. Основываясь на ней, он утверждал, что в обществе все должно следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выполнение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе порядка люди заключают договор. И. Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профессиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считал, что каждый гражданин в обществе должен выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь проникнуть в сферы, для него закрытые и запретные.
Как и Ж. Ж. Руссо, ученый придает важное значение институту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности, свободы и личной безопасности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества.
Представляют интерес взгляды И. Хрептовича на природу и общество. Он не проводил между ними резких граней, акцентируя внимание читателя на том, что общество следует рассматривать как естественный организм, являющийся разумной частью природы, ее продолжением. Исходя из диалектико-органическо-го единства природы и общества, И. Хрептович делает вывод, актуальный для решения сегодняшних, ставших в XX в. перед человечеством, экологических проблем. Человек, по И. Хрепто-вичу, - не только венец природы, но, вкупе с моральными принципами, он представляет собой и основу природы.
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
К похожим выводам во второй половине XX в. пришел знаменитый «Римский клуб». В конце XX в. становится очевидным, что человек своей хозяйственной деятельностью создал и продолжает создавать прямую угрозу для жизни на земле. Поэтому предотвратить катастрофу в состоянии только человек высоконравственный, руководствующийся общечеловеческими моральными принципами, а не понятиями пользы и прибыли.
Цельную систему реформирования общества создал профессор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение И. Стройновского - «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», которое неоднократно издавалось в Вильно, Варшаве, Петербурге. Как представитель просветительской философии, ученый исходил из той позиции деизма, что Бог является творцом мира. Он говорил, что, наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет И. Стройновский, подтверждает существование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела.
В гносеологии он поддерживал взгляды сенсуалистов, считал, что сознание начинается с чувственной ступени. Его сенсуализм вместе с тем не носит законченный характер, так как он не разделяет категоричность сенсуалистических выводов, что познание должно строиться только на показаниях органов чувств. Просветитель замечает, что чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сторону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декарта о врожденных идеях и схоластический рационализм Средневековья.
Учение о бытии и познании И. Стройновского в целом адекватно просветительской философии. Излагая свою социологическую концепцию, И. Стройновский предстает перед нами мыслителем европейского масштаба. В учении об обществе он исхо-
Раздел IV
дил из теории естественного права, которое основывается на естественном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая природа. Значительно раньше, чем Г. Спенсер, И. Стройновский био-логизирует общество. Он считал, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека.
Как последователь идеологии буржуазного юридического мировоззрения он считал естественными правами человека, данными ему от рождения, право на безопасную жизнь, жилье, отдых. В государстве естественные права человека перерастают в социальные, в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и частной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы отличаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания человека, так как являются частью всеобщего мирового порядка.
Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмотря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. И. Стройновский подчеркивал, что естественное состояние человека наиболее полно проявляется в обществе.
Происхождение государства он связывал с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, как у Т. Гоббса, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора. Государством должен управлять, считает И. Стройновский, просвещенный монарх на основе конституции.

Философская мысль Беларуси периода Российской империи






