Физиократы

В конце XVIII — начале XIX в. в Беларуси широко распрос­траняется учение физиократов. Родина этого учения — Фран­ция. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, полити­ческих и культурных реформ, поэтому обрело много сторонни-

1 В 1773 г. папа Климент XIV упраздняет иезуитский орден. Екатери­на II берет орден под свое покровительство, и до первой четверти XIX в. иезуиты функционируют только на территории Беларуси.

Раздел IV

ков в Литве и Беларуси, где наиболее видные представители этого учения - Иоахим Хрептович (1729-1812) и Иероним Стройновский (1752-1815).

И. Хрептович — организатор и известный деятель Эдукаци-онной комиссии Великого княжества Литовского. В философии, как и большинство мыслителей-просветителей — деист. В центре его воззрений - человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. И. Хрептович как философ эпохи Просвещения придерживался также теории естественного пра­ва. Основываясь на ней, он утверждал, что в обществе все долж­но следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выпол­нение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе по­рядка люди заключают договор. И. Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профес­сиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считал, что каждый гражданин в обществе должен выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь про­никнуть в сферы, для него закрытые и запретные.

Как и Ж. Ж. Руссо, ученый придает важное значение инсти­туту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности, свободы и личной безопас­ности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества.

Представляют интерес взгляды И. Хрептовича на природу и общество. Он не проводил между ними резких граней, акценти­руя внимание читателя на том, что общество следует рассматри­вать как естественный организм, являющийся разумной частью природы, ее продолжением. Исходя из диалектико-органическо-го единства природы и общества, И. Хрептович делает вывод, актуальный для решения сегодняшних, ставших в XX в. перед человечеством, экологических проблем. Человек, по И. Хрепто-вичу, - не только венец природы, но, вкупе с моральными прин­ципами, он представляет собой и основу природы.

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

К похожим выводам во второй половине XX в. пришел зна­менитый «Римский клуб». В конце XX в. становится очевидным, что человек своей хозяйственной деятельностью создал и про­должает создавать прямую угрозу для жизни на земле. Поэтому предотвратить катастрофу в состоянии только человек высоко­нравственный, руководствующийся общечеловеческими мораль­ными принципами, а не понятиями пользы и прибыли.

Цельную систему реформирования общества создал профес­сор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение И. Стройновского - «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», которое неоднократно издавалось в Вильно, Варшаве, Петербур­ге. Как представитель просветительской философии, ученый ис­ходил из той позиции деизма, что Бог является творцом мира. Он говорил, что, наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет И. Стройновский, подтверждает су­ществование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в чело­веческие дела.

В гносеологии он поддерживал взгляды сенсуалистов, считал, что сознание начинается с чувственной ступени. Его сенсуализм вместе с тем не носит законченный характер, так как он не раз­деляет категоричность сенсуалистических выводов, что позна­ние должно строиться только на показаниях органов чувств. Просветитель замечает, что чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сто­рону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декар­та о врожденных идеях и схоластический рационализм Средневековья.

Учение о бытии и познании И. Стройновского в целом адек­ватно просветительской философии. Излагая свою социологи­ческую концепцию, И. Стройновский предстает перед нами мыслителем европейского масштаба. В учении об обществе он исхо-

Раздел IV

дил из теории естественного права, которое основывается на есте­ственном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая при­рода. Значительно раньше, чем Г. Спенсер, И. Стройновский био-логизирует общество. Он считал, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека.

Как последователь идеологии буржуазного юридического мировоззрения он считал естественными правами человека, дан­ными ему от рождения, право на безопасную жизнь, жилье, от­дых. В государстве естественные права человека перерастают в социальные, в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и час­тной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы от­личаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания чело­века, так как являются частью всеобщего мирового порядка.

Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмот­ря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. И. Стройновский под­черкивал, что естественное состояние человека наиболее полно проявляется в обществе.

Происхождение государства он связывал с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, как у Т. Гоббса, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора. Государством должен уп­равлять, считает И. Стройновский, просвещенный монарх на ос­нове конституции.

Философская мысль Беларуси периода Российской империи




double arrow
Сейчас читают про: