I. Надежно открывать дорогу к изучению всех наук и давать способ удачного сравнения есть логика, эта та часть философии, которая присутствует во всех ее частях и составляет ее основу; она так управляет самим умом, что без прекрасного света этого умения кажется, что сама истина покрыта непроницаемым мраком. Основные функции ума, которыми логика научает истине, суть понятие или внимание к наличной вещи. Суждение, или действие мысли, которым высказываются мнения об отношении предиката к субъекту, а также определяется значение вещи или ее истинное состояние, когда же устанавливается то, что противоположно состоянию вещи, то очевидно, что было высказано ложное суждение. И ни одно из этих двух не может занимать срединное положение: в действительности всякое суждение и даже то, которое высказывается о свободном будущем событии, должно быть либо явно истинным, либо ложным.
II. Но душа обманывается не каким-то видом истины, часто это делает ложь, поэтому необходимо устанавливать критерий или определеннее и общее правило для достижения истины, которое, если дело касается чисто философских проблем, суть не что иное, как очевидность (ясность). Следовательно, движущий принцип всего философского познания таков: все, что познается ясно, является самым истинным. Из него выводятся как первый принцип Картезия «Я мыслю, следовательно, существую» и второй «Бог не может быть обманут, а также [он] не может обманывать нас», так и принцип достаточного основания
|
|
1 Памятники философской мысли Белоруссии XVII — перв. пол. XVIH в. Мн., 1991. С. 250-252.
L
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Лейбница и Вольфа «Ничто не существует без достаточного основания, потому что скорее существует, чем не существует», однако этот всеобщий принцип мы не распространяем на свободную волю высшего божества, как утверждают Вольф и Лейбниц. Принципы же, называемые [с очевидностью] доказательными, должны быть многочисленны в каждой науке, исходя из которых, [независимо от того] относятся ли они к физической или моральной истине, важной задачей логики является учить тому, как следует идти к исследованию других истин. Весьма во многом будут способствовать нам критические правила, направляющие ум в высказывании суждения и в юридических, и в практических делах, а также доверие к тем [суждениям], которые основываются как на божественном, так и на человеческом авторитете.
III. Рассуждение, или умозаключение, является лучшей частью логики, ибо когда одной интуицией мы не можем постичь сущность всех вещей, мы имеем обыкновение делать заключение об одном по другому, что правильно тогда, когда пользуешься следующим принципом: «Если [две] величины или вещи порознь равны третьей, то они равны между собой». Мы, сравнивая два понятия с третьим, выводим, связаны или не связаны они между собой. К тому же правило Ар-нольди, которое требует, чтобы «одна посылка выражала вывод, который будет содержаться в другой», хотя и не подлежит сомнению, но рассуждение не объясняет природу в полной мере. Отсюда, если душа подтвердит посылку показаниями своих чувств, [то] тем самым по необходимости придется точно также принять вывод, который делается из этих посылок по принятым правилам.
|
|
IV. Метод — это такая функция ума, с помощью которой многие понятия, многие суждения и множество рассуждений так сводятся в ясные и определенные правила, что-либо обнаруженные истины они [эти правила] раскрывают другим, либо с их помощью выявляются до сих пор неведомые [истины]. Метод двойствен, синтетический, или [метод] сочетания, которым упорядочиваются части, и аналитический, или [метод] расчленения, которым целое распределяется по частям, один метод во многом способствует для исследования явлений, другой — для того, чтобы их ясно показать; в этих методах для достижения успеха следует действовать так, чтобы восходить как бы по каким-то ступеням, либо от крупных и сложных явлений к меньшим, а также более простым, либо от мелких простых к более значительным.
Раздел III
Методическое сомнение (под этим названием подразумевается более совершенное исследование) означает, что мы не осуждаем, не подумав, взгляды других, но спокойно взвешиваем в уме все эти заявления, которые кажутся нам чуждыми, не имеющими никакого основания положениями, вопросами и обстоятельствами, и не довольствуемся тотчас же своими суждениями, а тщательно изучаем эти положения, как если бы они были полезными; являются ли верными или вероятными те [положения], которые мы поддерживаем? какие доводы, если они есть, и которые мы считаем верными, отрицаются, можем ли мы возражать? чувства ли обманывают нас в них? упрямство или тщеславие мешают ли нам защищать их? и вследствие этого утверждаем с необходимостью, что без сомнения верное познание вещей навряд ли когда-нибудь может быть осуществлено: ибо те, которые ищут, «если сначала не сомневаются, подобны тем, которые <...> не знают, нашли ли они, что требуется, или нет <...> (Аристотель. Метафизика. Кн. 2).