На протяжении XIX в. вплоть до национально-государственного определения Беларуси в начале XX в. (наряду с идеями восстановления государственной независимости Речи Посполитой), широкое распространение получило в общественно-политической мысли течение, считавшее, что Беларусь ни исторически, ни культурно не может быть в составе Польши. Представители этого течения исходили с той точки зрения, что Беларусь составляет западную часть России, а белорусы органично входят в единый русский народ. На основе этого делался вывод, что Беларусь не
Раздел IV
является страной с особой национальной культурой, а поэтому не может иметь и своей государственности. Данная точка зрения получила название западнорусизма. Представители западнорусиз-ма главную задачу видели в возрождении в Беларуси пришедшей в забвение старой русской культуры.
Предпосылки западнорусизма сформировались в первой половине XVIII в. К этому времени идеологическая межконфессиональная полемика конца XVI — первой пол. XVII в. отошла в прошлое и в Беларуси уже господствовали униатская и католическая церкви с насаждением польской культуры. В 1697 г. королевским указом запрещалось использовать в государственных делах язык, на котором писали Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Франциск Скорина, Сымон Буд-ный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий.
Старобелорусский язык становится только мужицким, «хлоп-ским», остается он в ряде униатских церквей. Исследователь этого вопроса историк П. Чебодько писал, что учителя униатских школ требовали, чтобы дети не только в школе, но и вне ее разговаривали исключительно на польском языке, а также, чтобы они убеждали и родителей делать то же самое [10.С.576].
Но в униатской церкви как хранительнице белорусской старины в результате решений Замойского собора 1720 г. намечается раскол. Многие иерархии не согласились с постановлением собора об уничтожении целого ряда специфически униатских особенностей в области литургии и обрядов. Униатские священники должны были окончательно порвать со старой церковью: как и ксендзы, брить бороды, носить сутаны вместо ряс, убрать в церквях иконостасы, завести органы и т.д.
Это заставило часть униатов искать поддержки у Русской православной церкви.
После первого раздела Речи Посполитой Екатерина II проводит на белорусских землях, как она сама подчеркивала, политику располячивания (сторонники польской культуры позже назовут данную политику русификацией. Прим. автора.). В 1789 г. она подписывает Положение о народных училищах, с оговоркой, что в них 254
Ф илософская мысль Беларуси периода Российской империи
будут учиться дети простого народа, а не шляхты. В 1791 г. такие школы были открыты в Орше, Мстиславле, Копысе, Черикове, Чаусах, а в 1794 г. - в Витебске.
Как идеологическое течение западнорусизм связан с именем члена греко-униатской коллегии Русской православной церкви Иосифа Семашко (1798-1868), который в записке от 5 ноября 1827 года на имя министра просвещения Шишкова обосновал необходимость объединения униатской и православной церквей и предложил завести «во всех духовных училищах преподавание наук вместо польского на русском» [4.С.310].
В 60-х годах идеи западнорусизма пропагандировал Ксено-фонт Говорений (1821—1871) в редактируемом им «Вестнике Юго-Западной России», затем - в «Вестнике Западной России». К. Говорский родился на Витебщине, окончил Полоцкую униатскую и Петербургскую духовную семинарии, кандидат богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии всеобщую историю, археологию, церковное красноречие, еврейский язык, черчение и рисование. Изучал и хорошо знал историю белорусского края.
Редакция «Вестника» видела главную задачу журнала в борьбе с нигилизмом, сепаратизмом, который стремился нарушить неделимость России, и провозглашала необходимость борьбы за единую русскую народность. «Вестник» состоял из четырех разделов, два из которых посвящались истории Беларуси и Украины. Это преимущественно касалось их православно-христианской истории.
Третий раздел отражал события общественно-политической жизни, а четвертый представлял своего рода литературное приложение, где печатались художественные произведения в идейном русле журнала.
Следует отметить, что в начале 60-х гг. XIX в., несмотря на проводимую царским правительством «русификаторскую» политику, народное образование в Беларуси находилось в «польских руках». Один из самых влиятельных критиков идеологии западнорусизма А. Цвикевич замечает, что экономика, культура и администрация в это время находились в руках польской интеллигенции, все управлялось ею. В этом смысле различие меж-
Раздел IV
ду Беларусью и, например, Люблинской или Ломжинской губерниями Польши было весьма несущественным. Отличие было только в народных массах, которые здесь оставались белорусскими, а там — польскими [9.С.44].
Заметной фигурой в западнорусизме в 60-х гг. XIX в. становится М. Коялович (1828-1891). После восстания 1863 г. в Польше, Беларуси и Литве М. Коялович занимается историей Беларуси. В «Чтениях по истории Западной России» он фиксирует тот исторический факт, что в Западной Руси (Беларуси) появились люди (И. Данилович, Т. Нарбут, И. Ярошевич), выступающие за государственную самостоятельность Беларуси, но на основе польской цивилизации. Он приходит к выводу, что политическая независимость Западной России невозможна. И еще более она невозможна на основе польской цивилизации. В этом случае самостоятельность кончилась бы тем же, чем кончалась прежде, например, в XVI столетии, когда Литва сливалась с Польшей.
Автор подчеркивает, Беларусь так бедна, что не может допускать праздных теорий, отвлеченных мечтаний. Белорусское племя так близко к великорусскому, что никакой сепаратизм не может иметь в нем силы [6.С.19].
М. Коялович отмечает, что Польша в отношении Беларуси всегда вела двойную политику. Беларусь нужна была ей только для того, чтобы она не досталась России. О самостоятельности же не было и речи.
Что касается русской культуры, то в ней историк не видит угрозы для белоруса, поскольку «если кто из белорусов перенимает российское образование и язык, он не превращается посредством этого во врага своего племени, с которого вышел, а сделавшись поляком, он обязательно отрицательно ставится к своему племени» [6.С.10— 11].
Вместе с тем М. Коялович обращал внимание на то, что белорусы отличаются как от поляков, так и от великороссов. Так как белорусы никогда не знали татарского ига, то это нашло отражение в некоторых чертах их жизни, например, в поразительном до-
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
верии к людям, в хорошей их семейной жизни, невысокой преступности.
М. Коялович не поддерживал политику царского правительства, делавшего ставку в Беларуси на русских чиновников из Центральной России. Он считал, что нужно подкреплять и оживлять местный русский дух. Историк писал: «До сих пор не уяснены русско-славянские начала жизни и те способности, какие выработаны восточною и западною половинами русского народа, когда они были разъединены. От этого русский человек часто ставит в Западной России как основное начало русской жизни то, что есть не более как восточно-русская или западно-русская особенность позднейшего происхождения. Далее, чаще всего просто забывается, что один и тот же народ, но разделившийся на две половины и проживший долго в своем разделении, не может не выработать различий, которые должны быть встречены снисходительно и жить себе, не разрушая коренного единства, пока им судит жить история» [6.С.16].
Давая оценку Виленскому университету, он пишет, что его питомцы, усвоившие польскую цивилизацию, пробовали самостоятельно, как бы со стороны, взглянуть на свою страну (одни из них несли свой крест, другие постепенно приходили к выводу, что они — не поляки). В основу была положена идея независимости Великого княжества Литовского. Однако независимость мыслилась на основе польской культуры.
М. Коялович выделяет следующие важные моменты исторической жизни Западной России:
1) разделение русского народа на две половины и попытки Западной России образовать свой государственный центр;
2) соединение Западной России с Литвой;
3) соединение Литовско-Западно-Русского княжества с Польшею посредством чисто внешнего союза;
4) слитие Западной России с Польшей и распадение русско-польского государства;
9 3ак.23!4 257
Раздел IV
5) неправильное позднейшее развитее русско-польского вопроса [6.С.52-53].
Таким образом, заслугами западнорусизма были не только историческое доказательство общерусских корней Беларуси и России, но и постановка вопроса о самостоятельности Беларуси, самобытности ее истории, культуры и народа.