double arrow

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В XX ВЕКЕ

Развитие отечественной философии в XX столетии во многом определялось социокультурными и идеологическими фактора­ми, доминировавшими в разные периоды. Естественно, что при меняющихся обстоятельствах и на протяжении такого длительно­го отрезка времени философия не могла быть однородной, а представляет собой разноплановую рефлексию как собственно философских тем, так и напряженный поиск ответов на вопро­сы, поставленные самой жизнью.

Уже в начале XX в. в отечественной философской и обще­ственно-политической мысли можно выделить три направления: религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-воз­рожденческое.

Представители первого направления, не принимая революци­онных средств преобразования, считают, что обновление общества и человека возможно лишь на религиозной христианской основе, а не на новейших материалистических политических учениях.

Раздел V

В Беларуси в этот период довольно широкое распространение получили взгляды легальных марксистов с идеологией этического социализма. В феврале 1903 г. в газете «Северо-Западный край» была напечатана лекция известного русского философа С. Булга­кова «О богатстве как экономическом идеале», в которой он с пози­ции этического социализма критиковал К.Маркса. С. Булгаков доказывал, что богатство не может быть абсолютным благом и не в нем смысл и цель жизни. Он писал, что у К. Маркса «основной по­сылкой истории служит борьба классов за жизненные блага», по­этому конечной целью социализма является богатство экономическое, а не сам человек. Недооценка идеальных факторов в истории человечества приводит и к неверным ориентирам, считает С. Булгаков: «Ни на минуту не следует упускать, что богатство — лишь стены храма будущего, но не самый храм!».

В «Северо-Западном крае» в 1903-1904 гг. вышла серия ста­тей под общим названием «Смысл жизни», популяризирующих такие идеи.

После революционных событий 1904-1905 гг. либеральная интеллигенция усилила выступления против марксистской рево­люционной идеологии. Тот же С. Булгаков писал в «Вехах», что революционеры все зло объясняют внешним неустройством чело­веческого общежития, а не личностным. При подобной установке исчезали такие основополагающие понятия христианского миро­воззрения, как личная вина и ответственность за свои поступки. Вследствие этого вся задача общественного устройства представ­лялась как преодоление только этих внешних неустройств ре­формами и революциями. Необходимость революции, однако, не вытекает из истории, она не имеет самостоятельного содержа­ния, поэтому характеризуется, главным образом, лишь отрица­нием разрушаемого. Более того — ненависть и разрушение являются ее пафосом. Таков ход мыслей С. Булгакова.

Революционно-социалистическая интеллигенция видела в та­ких взглядах пропаганду пораженчества и в ответ вела активную пропаганду революции. С этой целью в Беларуси широко распро­странялась газета большевиков «Искра», работы В. Ленина и Г. Плеханова.

Философская мысль Беларуси в XX в.

После двух революций 1917 г. появилась реальная возмож­ность национального государственного самоопределения Бела­руси. В связи с провозглашением в марте 1918 г. Белорусской Народной Республики, а 1 января 1919 г. — Советской Социалис­тической Республики Белоруссия (в дальнейшем — БССР), свое­образное продолжение получает и тема национального возрождения, разрабатываемая И. Абдираловичем, В Ластовс-ким, В. Самойлой и А. Цвикевичем.

Игнат Абдиралович (Кончевский) и Владимир Самойла (Су­лима), избегая преследований после установления в Беларуси власти большевиков, обосновались в Вильно. Но Вильно в связи с польской оккупацией постепенно терял свой старинный бело­русский колорит. И. Абдиралович и В. Самойла в этих непростых условиях создают философские программы национального воз­рождения Беларуси.

Если И. Абдиралович и В. Самойла видят основную опасность для Беларуси в полонизации ее Западной части, в ее разделе, то А. Цвикевич в книге «Западно-русизм» — в ее «русификации».

Начиная с двадцатых годов XX в. в Беларуси развивается преиму­щественно марксистская философия, которая на протяжении своего почти семидесятилетнего существования в качестве официальной по­степенно эволюционировала от ортодоксального марксизма с абсо­лютизацией «революционной диалектики» к пониманию философии как самоценности, как особого феномена культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: