Философия национального возрождения

Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896-1923) родился в Вильно. Учился в Петербургском технологическом институте и Московском университете.

И. Абдиралович в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни

Раздел V

Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что бе­лорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского на­рода является негативная роль в его истории интеллигенции.

И. Абдиралович констатирует, что в результате утраты связей с чаяниями простых людей, «найбольш дрэнных, духова-распус-ных яго элементау» (в давние времена — шляхты, в последнее время — интеллигенции) народ остался сам по себе. Однако, не­смотря на это, народ сумел сохранить свой дух.

У Абдираловича не возникает иллюзий относительно роли За­пада в белорусской истории. Автор говорит, что история свиде­тельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это еще не значит, что с его стороны не будет неприят­ностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклоннос­ти и любви к вам, но и о возможности предательства [1.С.16].

Восток душил Беларусь во имя соединения всех славян, объе­динения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович в этой связи критикует ев­ропейский образ жизни, который он называет духовным мещан­ством - за приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т.д.), несмотря на то, отвеча­ют или нет они самому человеку и его совести.

Культура духовного мещанства основывается на моде и дис­циплине, которые являют собой цепи, опутавшие человека. По­этому «не мертвые формы, а сам человек — хозяин своей жизни» [1.С.25]. Они (формы) зависят от человека, а не он от них.

Несмотря на тотальную критику существующих и устоявших­ся форм общественной, государственной, нравственной и рели­гиозной жизни, И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность матерй-

Философская мысль Беларуси в XX в.

ального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходи­мо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала.

И. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелегок, а, скорее, труден ^преодолеть его можно только твор­чеством, в основе которого — отсутствие всякого самодоволь­ства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни.

Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характер­но несоответствие хороших слов последующим делам. Они вы­ражают интересы прежде всего своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство.

Поэтому к социальному творчеству неспособна всякая партия, стоящая на классовых позициях. Примечательно, что идеи утопи­ческого социализма И. Абдиралович оценивает гораздо выше на­учного социализма К. Маркса. Он обосновывает это тем, что утопический социализм Р. Оуэна, Ш. Фурье и Сен-Симона был связан духовно с первыми христианами, гуманистами. Их цель — не захват власти, не диктатура штыка и пулемета, а освобождение человеческого духа, помощь всем обездоленным и обиженным.

Социальное творчество возможно только при отсутствии чу­жого вмешательства, а для него необходима политическая неза­висимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торгов­ля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей.

Принуждение должно исчезнуть из жизни. Только в этих ус­ловиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а че­ловеческим творчеством.

Владимир Самойла (Сулима) (1878-1941) родился в Минске в семье известного педагога, директора реального училища И. Самойлы. Окончив историко-филологический факультет Пе-

Раздел V

тербургского университета, сотрудничал в газетах Минска, где получил широкую известность как литературный критик.

В. Самойла блестяще знал творчество Ибсена, новейшую рус­скую поэзию и театр. В 1909-1911 гг. активно переписывался с А. Блоком, творчеству которого посвятил большую статью. В дет­стве познакомился и дружил с И. Луцевичем — будущим класси­ком белорусской литературы Янкой Купалой. С его помощью Я. Купала опубликовал свое первое стихотворение на белорус­ском языке «Мужык» в «Северо-Западном крае».

В период работы в «Северо-Западном крае» В. Самойла при­держивался идеи «нового христианства», выступал за объедине­ние религии и культуры. Он считал, что обновление общества возможно на основе соединения идеала святыни и красоты, хри­стианства и культуры.

Видимо, дальнейшее пребывание на родине либерального ин­теллигента и журналиста, бывшего помещика, ставило под угрозу не только возможность заниматься любимым литературным делом, но и саму жизнь. В 1921 году он переезжает из Минска в Вильно.

В Вильно В. Самойла продолжает журналистскую работу. Не принял он как большевизм, так и методы польских властей, ок­купировавших Виленский край, Западную Беларусь и проводив­ших на этих землях ничем не прикрытую политику полонизации. Поэтому свой литературно-публицистический талант он направ­ляет на философско-историческое обоснование белорусского возрождения. Наиболее полно это нашло выражение в философ­ском произведении «Сим победиши!...», которое он называл «очерком исторического оптимизма».

В. Самойла считал, что возрождение белорусского народа произойдет с помощью нового христианства, которое вызовет в каждом белорусе прилив божественной духовной энергии. «Что­бы стать действительно «живым христианином», человек должен сам, своим существом рано или поздно пережить какой-то нео­бычный миг, как будто некий взрыв от огня, поднесенного к са­мой душе, к той взрывной смеси, что сохраняется в ней," пережить настоящую духовную революцию...» [11.С.159].

Философская мысль Беларуси в XX в.

Исторический оптимизм национального возрождения возмо­жен на путях преодоления зла (под злом В. Самойла понимает по­литику полонизации Западной Беларуси, проводимую Пилсудским) — таков лейтмотив главного произведения В. Са-мойлы. Это зло можно преодолеть не злом, а только с помощью новой религии, нового христианства, культивирующих добро.

Новая религия, как пишет философ, основывается не на сле­пой вере, а на знании путей преодоления зла и проявляется она, в первую очередь, в активности духа каждого белоруса, превраща­ющего зло в добро. Та сила, которая заставляет человека зани­маться превращением зла в добро, представляет собой разумную энергию. Она сближает человека с Богом-Творцом, является бо­жественной творческой активностью, потому что «превращение зла в добро является цепью всего живого, действительным при­званием и высшим предназначением человека» [11.С.163].

Зло можно победить более высокой духовностью и нрав­ственностью, а не революцией и насилием. Автор верно отмечает, что революция несет благо не своему народу, не той стране, где она совершается, а другим народам и странам, которые получа­ют из этого социального катаклизма полезный урок. Революция не может победить зло и по той причине, что она, как ничто дру­гое, способствует разрушению человеческого духа. Зло, таким образом, побеждается только высокой морально-трудовой и ду­ховной активностью.

В. Самойла указывает на следующие объективные факторы белорусского возрождения.

Первой силой, объединяющей белорусский народ, является национальная поэзия, которая открыла выход в мировую историю.

Второй должно стать критическое самосознание народа. Если поэзия пробуждает душевные силы народа, то в критическом са­мосознании проявляется его активность: «В формировании крити­ческого самосознания народа велика роль лучших представителей народа, которые учат его своим жизненным примером, а не толь­ко своими речами и писаниями», — подчеркивает В. Самойла. Он

Раздел V

с оптимизмом утверждает, что «наш народ в лице своих лучших представителей уже почувствовал в себе это самоуважение, и ус­тами их уже не повторить скверные и надоевшие «жалостливые» слова о том, что «вот Пилсудский обещал, говорил: равные с рав­ными, вольные с вольными, а ныне...» Он понял всю пустоту и нищету этих слов, и самоуважение не позволит ему повторять

Все усилия польских властей по денационализации белорусов будут тщетными. В. Самойла считает, что применяется система при­нуждений и влияний. Он надеется, что в будущем белорусский мир выскажется против польского. «Ясно, что именно на этом, и только на этом пути возрастают ценности и увеличивается добро во внеш­нем, окружающем для меня мире», — пишет В. Самойла [11.С.171].

И далее: «Можно сказать, что при всем желании и стремлении раздавить и разрушить национальное самосозидание белорусского мира, окружающий его польский мир со свойственными ему наци­ональным самомнением и моралью, необоснованным оптимиз­мом, несмотря на все значительные плюсы, которые дает ему относительно высокая культура и аппарат его «собственной» дер­жавы, вообще удивительно неудачно, просто фатально и само­убийственно пользуется этими своими преимуществами, приходит к обратным результатам. Недостаток, мягко говоря, морально-го­сударственного «самоограничения» и здесь мстит за себя, как и во всяком ином случае» [ 11. С. 169].

В. Самойла предупреждает, что путь к победе над злом тяжел и долог. Народ должен постоянно возобновлять свои духовно-энергетические ресурсы и сам создавать белорусскую нацию.

Философский очерк В. Самойлы, как можно заметить, - не только очерк белорусского исторического оптимизма, но и ис­торическое свидетельство-предупреждение той части белорус­ской интеллигенции, которая сегодня считает, что Беларусь в составе Речи Посполитой имела все предпосылки и возможности для национально-культурного развития. История же Виленского края и Белосточины свидетельствует об обратном.

Философская мысль Беларуси в XX в.

Вацлав Ластовский (1883-1938) родился на Витебщине. Об­разование получил в Петербурге, там же активно включился в по­литическую деятельность: в 1902 г. вступил в Польскую социалистическую партию Литвы и Белоруссии, в 1906 г. — в Бе­лорусскую социалистическую громаду. С 1909 года активно со­трудничал с редакцией «Нашай швы».

После октябрьской революции 1917 г. В. Ластовский высту­пает за государственный суверенитет Беларуси, является одним из организаторов Белорусской Народной Республики. В условиях польской оккупации Беларуси призывает к всенародной парти­занской борьбе за освобождение. За это в январе 1920 г. его и дру­гих членов правительства БНР польские власти высылают из Беларуси. До весны 1927 года живет в Риге, потом в Ковно. Явля­ясь патриотом Беларуси, видя ее успехи в экономике, культуре, национальном возрождении, В. Ластовский признал БССР и в марте 1927 г. возвращается в Минск.

Он работал директором Белорусского государственного музея и заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской культуры. В августе 1930 г. был арестован и осужден по делу «Со­юза освобождения Беларуси». По приговору суда был высылай в Саратов. Там он работал заведующим отдела редких книг и руко­писей библиотеки Саратовского университета.

Повторно был арестован 20 августа 1937 г. как «агент польской разведки и участник национал-фашистской организа­ции» и осужден к расстрелу. 23 января 1938 г. приговор был при­веден в исполнение.

Основные труды В. Ластовского: «Краткая история Белару­си», «Русско-белорусский словарь», «История белорусской (кривской) книги».

В. Ластовский является приверженцем идеи права белорус­ского народа на свою государственность. Автор, исследуя отече­ственную историю Беларуси с древнейших времен до начала XX в., высоко оценивает полоцкий период белорусской истории и осо­бенно период княжения в Великом Княжестве Литовском Витов-

Раздел V

та. Вместе с тем такое событие, как Городельская уния 1413 г., после которой литовско-русские бояре получили права польской шляхты (при условии перехода в католичество), по словам В. Ла-стовского, положило начало раздвоению белорусского народа, противостоянию и неприязни православных и католиков. Католи­ки стали сторонниками Польши, а национальные интересы от-ставивали только православные.

После Люблинской унии (1569) Литовско-Русское государ­ство политически вымирает, делает вывод историк. Брестскую унию он считает великой ошибкой, которая не имела ничего об­щего с национальным делом. Вийовником социального и куль­турно-религиозного раздора, как и многие другие отечественные мыслители, В. Ластовский считал шляхту, которая в погоне за привилегиями порвала со своим народом и «адрываючыся ад род-най глебы, станавшася чужой у родным краю, пам1рала для нацы-янальнай справы» [7.С.64].

В. Ластовский доказывает, что межконфессиональная борьба в Речи Посполитой ослабила государство изнутри, что стало од­ной из причин ее разделов в XVIII в. [7.С.87].

Александр Цвикевич (1888-1937) родился на Гродненщине. После окончания юридического факультета Петербургского уни­верситета трудился присяжным поверенным в Пружанах и Бресте.

После Октябрьской революции выступал за суверенитет Бе­ларуси. Один из организаторов Белорусской Народной Респуб­лики, министр юстиции в правительстве А. Луцкевича и министр иностранных дел в правительстве В. Ластовского, последний председатель БНР.

В 1925 г. на Берлинской конференции при его активном учас­тии принимается решение о прекращении деятельности прави­тельства Белорусской Народной Республики и признании Минска в качестве единого центра национально-государственно­го возрождения Беларуси. В 1925 г. А. Цвикевич возвращается в БССР. В 1931 г. обвиняется в нацдемократизме и высылается в Пермь, а 17 декабря 1937 г. его арестовали и приговорили к рас­стрелу. Реабилитирован 1 мая 1989 г.

Философская мысль Беларуси в XX в.

Основные работы: «Возрождение Беларуси и Польша» (1921), «Об аргументах разума и об аргументах сердца» (1925), «Западно-руссизм» (1929).

А. Цвикевич — сторонник белорусской государственности, выступает как против польской экспансии, так и против идеоло­гии западнорусизма, считавшего невозможным существование Беларуси как самостоятельного государства. В книге «Западно-руссизм» представлен богатый статистический материал. Правда, оценивая исторические факты, Цвикевич-политик берет верх над Цвикевичем-ученым. Его мысль о том, что храм строится чужими руками (белорусская государственность — большевиками), не дала в полной мере объективно оценить результаты раздела Речи Посполитой и присоединения Беларуси к России. Он исходит из той посылки, что западнорусизм как идеология противостоял национальному течению общественно-политической мысли в XIX и начале XX в. [16.С.7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: