Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896-1923) родился в Вильно. Учился в Петербургском технологическом институте и Московском университете.
И. Абдиралович в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни
Раздел V
Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции.
И. Абдиралович констатирует, что в результате утраты связей с чаяниями простых людей, «найбольш дрэнных, духова-распус-ных яго элементау» (в давние времена — шляхты, в последнее время — интеллигенции) народ остался сам по себе. Однако, несмотря на это, народ сумел сохранить свой дух.
У Абдираловича не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Автор говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это еще не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства [1.С.16].
|
|
Восток душил Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович в этой связи критикует европейский образ жизни, который он называет духовным мещанством - за приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т.д.), несмотря на то, отвечают или нет они самому человеку и его совести.
Культура духовного мещанства основывается на моде и дисциплине, которые являют собой цепи, опутавшие человека. Поэтому «не мертвые формы, а сам человек — хозяин своей жизни» [1.С.25]. Они (формы) зависят от человека, а не он от них.
Несмотря на тотальную критику существующих и устоявшихся форм общественной, государственной, нравственной и религиозной жизни, И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность матерй-
Философская мысль Беларуси в XX в.
ального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала.
И. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелегок, а, скорее, труден ^преодолеть его можно только творчеством, в основе которого — отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни.
|
|
Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы прежде всего своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство.
Поэтому к социальному творчеству неспособна всякая партия, стоящая на классовых позициях. Примечательно, что идеи утопического социализма И. Абдиралович оценивает гораздо выше научного социализма К. Маркса. Он обосновывает это тем, что утопический социализм Р. Оуэна, Ш. Фурье и Сен-Симона был связан духовно с первыми христианами, гуманистами. Их цель — не захват власти, не диктатура штыка и пулемета, а освобождение человеческого духа, помощь всем обездоленным и обиженным.
Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей.
Принуждение должно исчезнуть из жизни. Только в этих условиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а человеческим творчеством.
Владимир Самойла (Сулима) (1878-1941) родился в Минске в семье известного педагога, директора реального училища И. Самойлы. Окончив историко-филологический факультет Пе-
Раздел V
тербургского университета, сотрудничал в газетах Минска, где получил широкую известность как литературный критик.
В. Самойла блестяще знал творчество Ибсена, новейшую русскую поэзию и театр. В 1909-1911 гг. активно переписывался с А. Блоком, творчеству которого посвятил большую статью. В детстве познакомился и дружил с И. Луцевичем — будущим классиком белорусской литературы Янкой Купалой. С его помощью Я. Купала опубликовал свое первое стихотворение на белорусском языке «Мужык» в «Северо-Западном крае».
В период работы в «Северо-Западном крае» В. Самойла придерживался идеи «нового христианства», выступал за объединение религии и культуры. Он считал, что обновление общества возможно на основе соединения идеала святыни и красоты, христианства и культуры.
Видимо, дальнейшее пребывание на родине либерального интеллигента и журналиста, бывшего помещика, ставило под угрозу не только возможность заниматься любимым литературным делом, но и саму жизнь. В 1921 году он переезжает из Минска в Вильно.
В Вильно В. Самойла продолжает журналистскую работу. Не принял он как большевизм, так и методы польских властей, оккупировавших Виленский край, Западную Беларусь и проводивших на этих землях ничем не прикрытую политику полонизации. Поэтому свой литературно-публицистический талант он направляет на философско-историческое обоснование белорусского возрождения. Наиболее полно это нашло выражение в философском произведении «Сим победиши!...», которое он называл «очерком исторического оптимизма».
В. Самойла считал, что возрождение белорусского народа произойдет с помощью нового христианства, которое вызовет в каждом белорусе прилив божественной духовной энергии. «Чтобы стать действительно «живым христианином», человек должен сам, своим существом рано или поздно пережить какой-то необычный миг, как будто некий взрыв от огня, поднесенного к самой душе, к той взрывной смеси, что сохраняется в ней," пережить настоящую духовную революцию...» [11.С.159].
|
|
Философская мысль Беларуси в XX в.
Исторический оптимизм национального возрождения возможен на путях преодоления зла (под злом В. Самойла понимает политику полонизации Западной Беларуси, проводимую Пилсудским) — таков лейтмотив главного произведения В. Са-мойлы. Это зло можно преодолеть не злом, а только с помощью новой религии, нового христианства, культивирующих добро.
Новая религия, как пишет философ, основывается не на слепой вере, а на знании путей преодоления зла и проявляется она, в первую очередь, в активности духа каждого белоруса, превращающего зло в добро. Та сила, которая заставляет человека заниматься превращением зла в добро, представляет собой разумную энергию. Она сближает человека с Богом-Творцом, является божественной творческой активностью, потому что «превращение зла в добро является цепью всего живого, действительным призванием и высшим предназначением человека» [11.С.163].
Зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием. Автор верно отмечает, что революция несет благо не своему народу, не той стране, где она совершается, а другим народам и странам, которые получают из этого социального катаклизма полезный урок. Революция не может победить зло и по той причине, что она, как ничто другое, способствует разрушению человеческого духа. Зло, таким образом, побеждается только высокой морально-трудовой и духовной активностью.
В. Самойла указывает на следующие объективные факторы белорусского возрождения.
Первой силой, объединяющей белорусский народ, является национальная поэзия, которая открыла выход в мировую историю.
Второй должно стать критическое самосознание народа. Если поэзия пробуждает душевные силы народа, то в критическом самосознании проявляется его активность: «В формировании критического самосознания народа велика роль лучших представителей народа, которые учат его своим жизненным примером, а не только своими речами и писаниями», — подчеркивает В. Самойла. Он
|
|
Раздел V
с оптимизмом утверждает, что «наш народ в лице своих лучших представителей уже почувствовал в себе это самоуважение, и устами их уже не повторить скверные и надоевшие «жалостливые» слова о том, что «вот Пилсудский обещал, говорил: равные с равными, вольные с вольными, а ныне...» Он понял всю пустоту и нищету этих слов, и самоуважение не позволит ему повторять
Все усилия польских властей по денационализации белорусов будут тщетными. В. Самойла считает, что применяется система принуждений и влияний. Он надеется, что в будущем белорусский мир выскажется против польского. «Ясно, что именно на этом, и только на этом пути возрастают ценности и увеличивается добро во внешнем, окружающем для меня мире», — пишет В. Самойла [11.С.171].
И далее: «Можно сказать, что при всем желании и стремлении раздавить и разрушить национальное самосозидание белорусского мира, окружающий его польский мир со свойственными ему национальным самомнением и моралью, необоснованным оптимизмом, несмотря на все значительные плюсы, которые дает ему относительно высокая культура и аппарат его «собственной» державы, вообще удивительно неудачно, просто фатально и самоубийственно пользуется этими своими преимуществами, приходит к обратным результатам. Недостаток, мягко говоря, морально-государственного «самоограничения» и здесь мстит за себя, как и во всяком ином случае» [ 11. С. 169].
В. Самойла предупреждает, что путь к победе над злом тяжел и долог. Народ должен постоянно возобновлять свои духовно-энергетические ресурсы и сам создавать белорусскую нацию.
Философский очерк В. Самойлы, как можно заметить, - не только очерк белорусского исторического оптимизма, но и историческое свидетельство-предупреждение той части белорусской интеллигенции, которая сегодня считает, что Беларусь в составе Речи Посполитой имела все предпосылки и возможности для национально-культурного развития. История же Виленского края и Белосточины свидетельствует об обратном.
Философская мысль Беларуси в XX в.
Вацлав Ластовский (1883-1938) родился на Витебщине. Образование получил в Петербурге, там же активно включился в политическую деятельность: в 1902 г. вступил в Польскую социалистическую партию Литвы и Белоруссии, в 1906 г. — в Белорусскую социалистическую громаду. С 1909 года активно сотрудничал с редакцией «Нашай швы».
После октябрьской революции 1917 г. В. Ластовский выступает за государственный суверенитет Беларуси, является одним из организаторов Белорусской Народной Республики. В условиях польской оккупации Беларуси призывает к всенародной партизанской борьбе за освобождение. За это в январе 1920 г. его и других членов правительства БНР польские власти высылают из Беларуси. До весны 1927 года живет в Риге, потом в Ковно. Являясь патриотом Беларуси, видя ее успехи в экономике, культуре, национальном возрождении, В. Ластовский признал БССР и в марте 1927 г. возвращается в Минск.
Он работал директором Белорусского государственного музея и заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской культуры. В августе 1930 г. был арестован и осужден по делу «Союза освобождения Беларуси». По приговору суда был высылай в Саратов. Там он работал заведующим отдела редких книг и рукописей библиотеки Саратовского университета.
Повторно был арестован 20 августа 1937 г. как «агент польской разведки и участник национал-фашистской организации» и осужден к расстрелу. 23 января 1938 г. приговор был приведен в исполнение.
Основные труды В. Ластовского: «Краткая история Беларуси», «Русско-белорусский словарь», «История белорусской (кривской) книги».
В. Ластовский является приверженцем идеи права белорусского народа на свою государственность. Автор, исследуя отечественную историю Беларуси с древнейших времен до начала XX в., высоко оценивает полоцкий период белорусской истории и особенно период княжения в Великом Княжестве Литовском Витов-
Раздел V
та. Вместе с тем такое событие, как Городельская уния 1413 г., после которой литовско-русские бояре получили права польской шляхты (при условии перехода в католичество), по словам В. Ла-стовского, положило начало раздвоению белорусского народа, противостоянию и неприязни православных и католиков. Католики стали сторонниками Польши, а национальные интересы от-ставивали только православные.
После Люблинской унии (1569) Литовско-Русское государство политически вымирает, делает вывод историк. Брестскую унию он считает великой ошибкой, которая не имела ничего общего с национальным делом. Вийовником социального и культурно-религиозного раздора, как и многие другие отечественные мыслители, В. Ластовский считал шляхту, которая в погоне за привилегиями порвала со своим народом и «адрываючыся ад род-най глебы, станавшася чужой у родным краю, пам1рала для нацы-янальнай справы» [7.С.64].
В. Ластовский доказывает, что межконфессиональная борьба в Речи Посполитой ослабила государство изнутри, что стало одной из причин ее разделов в XVIII в. [7.С.87].
Александр Цвикевич (1888-1937) родился на Гродненщине. После окончания юридического факультета Петербургского университета трудился присяжным поверенным в Пружанах и Бресте.
После Октябрьской революции выступал за суверенитет Беларуси. Один из организаторов Белорусской Народной Республики, министр юстиции в правительстве А. Луцкевича и министр иностранных дел в правительстве В. Ластовского, последний председатель БНР.
В 1925 г. на Берлинской конференции при его активном участии принимается решение о прекращении деятельности правительства Белорусской Народной Республики и признании Минска в качестве единого центра национально-государственного возрождения Беларуси. В 1925 г. А. Цвикевич возвращается в БССР. В 1931 г. обвиняется в нацдемократизме и высылается в Пермь, а 17 декабря 1937 г. его арестовали и приговорили к расстрелу. Реабилитирован 1 мая 1989 г.
Философская мысль Беларуси в XX в.
Основные работы: «Возрождение Беларуси и Польша» (1921), «Об аргументах разума и об аргументах сердца» (1925), «Западно-руссизм» (1929).
А. Цвикевич — сторонник белорусской государственности, выступает как против польской экспансии, так и против идеологии западнорусизма, считавшего невозможным существование Беларуси как самостоятельного государства. В книге «Западно-руссизм» представлен богатый статистический материал. Правда, оценивая исторические факты, Цвикевич-политик берет верх над Цвикевичем-ученым. Его мысль о том, что храм строится чужими руками (белорусская государственность — большевиками), не дала в полной мере объективно оценить результаты раздела Речи Посполитой и присоединения Беларуси к России. Он исходит из той посылки, что западнорусизм как идеология противостоял национальному течению общественно-политической мысли в XIX и начале XX в. [16.С.7].