Религиозная философия Беларуси начала XX века

1звестным сторонником и пропагандистом религиозной фи­лософии в Беларуси был сотрудник газеты «Северо-Западный край» Я. Окунь (настоящая фамилия — Окунев). Писал он и под псевдонимом Я. Чимишлийский.

Он считал, что никакие новейшие материалистические учения не могут быть основой истинного мировоззрения. Эту основу Должна составлять новая религия, новое христианство с его

Раздел V

нравственной, а не догматической стороной, которую культиви­рует церковь.

В решении вопроса о смысле жизни Я. Окунь исходит из чис­той воли. Источником нравственности провозглашается инстинкт самосохранения. Сама нравственность может формироваться лишь под воздействием только религии. Она способна преобразо­вывать нравственные инстинкты в нравственные законы. Вся че­ловеческая мораль, в свою очередь, сводится Я. Окунем к христианскому принципу любви к ближнему, который являет со­бой высший моральный закон и единственное основание обще­ства. Вся история общества представляет собой процесс реализации требований принципа любви к блихнему.

Современная религия не должна быть догматичной, чуждой жизни и ее проблемам. В этой связи Я. Окунь предлагает допол­нить религию социальным учением, тогда она станет более по­нятной современному человеку.

Другим видным представителем религиозной философии на­чала века в Беларуси был преподаватель Минской духовной се­минарии Д. Скрынченко. Главное его произведение — «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» вышло в свет в 1908 г. в Санкт-Петербурге, а до этого печаталось отрывочно в «Минских епархиальных ведомостях».

Кроме того, он написал: «Немезий, епископ Эмеский и его сочинения "О природе человека", "Некоторые статистические данные о народонаселении Западного края", "Белорусы, их раз­говорный и книжный язык при свете истории", "Трагедия бело­русского народа" и др.

В своем философском произведении «Ценность жизни по ' современно-философскому и христианскому учению» Д. Скрын­ченко высказывает мысль, что только в рамках религиозного ми­ровоззрения можно дать положительный ответ на вопрос о смысле жизни. Новая философия в лице Гартмана, Шопенгауэ­ра, Толстого и Ницше не разрешает этой важнейшей проблемы, а подменяется вопросом о ценности жизни [14.С.5]. Кроме того,

Философская мысль Беларуси в XX в.

вся новая философия проникнута духом пантеизма, а, следова­тельно, безрелигиозна и в силу этого обстоятельства не может разрешить вопросов о смысле жизни.

Д. Скрынченко критикует науку своего времени за то, что она признавала источником и критерием ценности жизни только чув­ства удовольствия, сострадания и игнорировала главные и высшие чувства — религиозные и нравственные, которые существенно от­личаются от первых. Он утверждал, что «чувства религиозное и нрав­ственное, действительно существуя в природе человека и составляя ее внешнее проявление, дают человеческой жизни ее необходимый смысл» [14.С.10]. Он высказывал сожаление, что нравственные воп- • росы человек чаще стремится решить собственными силами, забы­вая, что есть «единственно авторитетная решительница этих вопросов - христианская религия» [14.С.156]. Оценности же жизни можно говорить, если она имеет действительный смысл.

Рассматривая вопрос о ценности жизни, он выделял три на­правления: пессимистическое, оптимистическое и среднее меж­ду ними - мелиористическое. Ученый подробно исследует указанные направления.

Анализируя причины пессимизма, которые указываются в ли­тературе (чрезмерная деятельность каких-либо органов чувств, лишения, нищета, темперамент, социальные условия), он делает вывод, что в объяснении пессимизма много правды, но они не исчерпывают всей ее.

Главная причина пессимизма, утверждает автор, состоит в утере веры в Бога, в утрате религиозного чувства. Истоки пессимистичес­кого мировоззрения он видит в дисгармонии разума и чувств чело­века. Он считает, что уровень чувств у большинства людей (исключение — поэты, художники, литераторы) отстает от уровня мыслительной деятельности. Поэтому задача воспитателей - приве­сти в соответствие чувства и разум человека еще в детском возрасте.

Под оптимизмом философ понимает такой взгляд на жизнь, который считает ее драгоценным и безусловным благом, целью в самой себе. В качестве примера оптимистического мировоззре­ния он рассматривает взгляды Л. Толстого и Ф. Ницше.

Раздел V

Л. Толстой оптимист, так как считает, что человек живет во имя вечной и бессмертной жизни. Еще при жизни земной он дол­жен приносить себя в жертву вечной жизни, поскольку он и жи­вет благодаря ей.

Другого рода оптимизм у Ф. Ницше. Если Л. Толстой требует уничтожения животного в человеке во имя высшей жизни, то Ницше требует превращения в Сверхличность.

Д. Скрынченко задается вопросом, как можно стать сверхчело­веком без Бога, без христианства, которое Ф. Ницше разрушает.

Среднее положение между пессимизмом и оптимизмом занима­ет мелиоризм. Сущность его, как утверждает философ, сводится к следующему: «Жизнь человеческая есть благо и потому должна иметь действительную ценность. Но это благо часто, и вернее, почти постоянно не является таковым вследствие нехороших условий со­временной жизни; зато в будущем, с ходом цивилизации, эти усло­вия изменятся к лучшему и жизнь станет лучше и ценнее» [13.С.78].

Автор рассматривает учения самых видных представителей этого направления — Е. Дюринга и Дж. Селли.

Д. Скрынченко критикует Е. Дюринга за материализм, за ви­дение им ценности жизни в любви, наслаждении, удовлетворении своих материальных интересов. В жизни много недостатков, но они не должны отнимать интереса к ней, потому что в будущем эти недостатки можно преодолеть — таков оптимистический вы­вод Дюринга.

Д. Селли считает жизнь самым ценным даром природы, по­этому надо извлечь из нее как можно больше наслаждений. В бу­дущем условий для счастья станет еще больше.

Д. Скрынченко подытоживает: новейшая философская мысль о смысле жизни не дала ничего нового, а идет путем заим­ствования и переиначивания того, что есть в христианстве. Отве­ты на вопросы о ценности жизни надо искать в Священном Писании ив учениях Святых отцов. Вся человеческая жизнь дол­жна быть направлена к идеалу самосовершенствования - Богу. В этом будет заключаться главное назначение и ценность челове­ческой жизни. Поэтому Д. Скрынченко резко отрицательно от-298

Философская мысль Беларуси в XX в.

носится к вопросу о самоубийстве. Самоубийство является неве­рием в нравственное назначение жизни, оно нарушает принцип справедливости, так как человек должен исполнить свое земное предназначение.

В начале XX в. Д. Скрынченко развивает идеи западнору-сизма. В 1907 г. в Минске печатается его брошюра «Заслуги, ока­занные старыми дворянскими родами Минской губернии православной вере». В ней автор пишет о межконфессиональной борьбе в начале XYII в. в Речи Посполитой. Он восхищается минскими дворянами, в 1612 г. составившими духовное завеща­ние потомкам: держаться старой православной веры, а сомнева­ющихся среди них предавать анафеме: «И тая воля наша через нас учиненая цале ненарушне вечными часы зоставало, сумненя нас самых потомков наших анафемою обсвезуемо» [12.С.2].

В 1908 г. Д. Скрынченко пишет «Открытое письмо членам Государственной думы и русскому обществу». В этом письме он говорит о необходимости возвращения белорусского народа к православно-русскому, как встарь, самосознанию [13.С.6].

Возвращение народа к его исстари русскому самосознанию не есть политика «обрусения». Не применяйте, говорит автор, этого жупела к нашему краю: этот термин «непотребителен» для местного русского населения — белорусов. Здесь по древности — более коренная Русь, чем, например, в Пензе; она здесь лишь покрыта польским лаком. И весь вопрос «обрусения» здесь сво­дится к тому, чтобы сбросить этот польский лак [13.С.7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: