1звестным сторонником и пропагандистом религиозной философии в Беларуси был сотрудник газеты «Северо-Западный край» Я. Окунь (настоящая фамилия — Окунев). Писал он и под псевдонимом Я. Чимишлийский.
Он считал, что никакие новейшие материалистические учения не могут быть основой истинного мировоззрения. Эту основу Должна составлять новая религия, новое христианство с его
Раздел V
нравственной, а не догматической стороной, которую культивирует церковь.
В решении вопроса о смысле жизни Я. Окунь исходит из чистой воли. Источником нравственности провозглашается инстинкт самосохранения. Сама нравственность может формироваться лишь под воздействием только религии. Она способна преобразовывать нравственные инстинкты в нравственные законы. Вся человеческая мораль, в свою очередь, сводится Я. Окунем к христианскому принципу любви к ближнему, который являет собой высший моральный закон и единственное основание общества. Вся история общества представляет собой процесс реализации требований принципа любви к блихнему.
Современная религия не должна быть догматичной, чуждой жизни и ее проблемам. В этой связи Я. Окунь предлагает дополнить религию социальным учением, тогда она станет более понятной современному человеку.
Другим видным представителем религиозной философии начала века в Беларуси был преподаватель Минской духовной семинарии Д. Скрынченко. Главное его произведение — «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» вышло в свет в 1908 г. в Санкт-Петербурге, а до этого печаталось отрывочно в «Минских епархиальных ведомостях».
Кроме того, он написал: «Немезий, епископ Эмеский и его сочинения "О природе человека", "Некоторые статистические данные о народонаселении Западного края", "Белорусы, их разговорный и книжный язык при свете истории", "Трагедия белорусского народа" и др.
В своем философском произведении «Ценность жизни по ' современно-философскому и христианскому учению» Д. Скрынченко высказывает мысль, что только в рамках религиозного мировоззрения можно дать положительный ответ на вопрос о смысле жизни. Новая философия в лице Гартмана, Шопенгауэра, Толстого и Ницше не разрешает этой важнейшей проблемы, а подменяется вопросом о ценности жизни [14.С.5]. Кроме того,
Философская мысль Беларуси в XX в.
вся новая философия проникнута духом пантеизма, а, следовательно, безрелигиозна и в силу этого обстоятельства не может разрешить вопросов о смысле жизни.
Д. Скрынченко критикует науку своего времени за то, что она признавала источником и критерием ценности жизни только чувства удовольствия, сострадания и игнорировала главные и высшие чувства — религиозные и нравственные, которые существенно отличаются от первых. Он утверждал, что «чувства религиозное и нравственное, действительно существуя в природе человека и составляя ее внешнее проявление, дают человеческой жизни ее необходимый смысл» [14.С.10]. Он высказывал сожаление, что нравственные воп- • росы человек чаще стремится решить собственными силами, забывая, что есть «единственно авторитетная решительница этих вопросов - христианская религия» [14.С.156]. Оценности же жизни можно говорить, если она имеет действительный смысл.
Рассматривая вопрос о ценности жизни, он выделял три направления: пессимистическое, оптимистическое и среднее между ними - мелиористическое. Ученый подробно исследует указанные направления.
Анализируя причины пессимизма, которые указываются в литературе (чрезмерная деятельность каких-либо органов чувств, лишения, нищета, темперамент, социальные условия), он делает вывод, что в объяснении пессимизма много правды, но они не исчерпывают всей ее.
Главная причина пессимизма, утверждает автор, состоит в утере веры в Бога, в утрате религиозного чувства. Истоки пессимистического мировоззрения он видит в дисгармонии разума и чувств человека. Он считает, что уровень чувств у большинства людей (исключение — поэты, художники, литераторы) отстает от уровня мыслительной деятельности. Поэтому задача воспитателей - привести в соответствие чувства и разум человека еще в детском возрасте.
Под оптимизмом философ понимает такой взгляд на жизнь, который считает ее драгоценным и безусловным благом, целью в самой себе. В качестве примера оптимистического мировоззрения он рассматривает взгляды Л. Толстого и Ф. Ницше.
Раздел V
Л. Толстой оптимист, так как считает, что человек живет во имя вечной и бессмертной жизни. Еще при жизни земной он должен приносить себя в жертву вечной жизни, поскольку он и живет благодаря ей.
Другого рода оптимизм у Ф. Ницше. Если Л. Толстой требует уничтожения животного в человеке во имя высшей жизни, то Ницше требует превращения в Сверхличность.
Д. Скрынченко задается вопросом, как можно стать сверхчеловеком без Бога, без христианства, которое Ф. Ницше разрушает.
Среднее положение между пессимизмом и оптимизмом занимает мелиоризм. Сущность его, как утверждает философ, сводится к следующему: «Жизнь человеческая есть благо и потому должна иметь действительную ценность. Но это благо часто, и вернее, почти постоянно не является таковым вследствие нехороших условий современной жизни; зато в будущем, с ходом цивилизации, эти условия изменятся к лучшему и жизнь станет лучше и ценнее» [13.С.78].
Автор рассматривает учения самых видных представителей этого направления — Е. Дюринга и Дж. Селли.
Д. Скрынченко критикует Е. Дюринга за материализм, за видение им ценности жизни в любви, наслаждении, удовлетворении своих материальных интересов. В жизни много недостатков, но они не должны отнимать интереса к ней, потому что в будущем эти недостатки можно преодолеть — таков оптимистический вывод Дюринга.
Д. Селли считает жизнь самым ценным даром природы, поэтому надо извлечь из нее как можно больше наслаждений. В будущем условий для счастья станет еще больше.
Д. Скрынченко подытоживает: новейшая философская мысль о смысле жизни не дала ничего нового, а идет путем заимствования и переиначивания того, что есть в христианстве. Ответы на вопросы о ценности жизни надо искать в Священном Писании ив учениях Святых отцов. Вся человеческая жизнь должна быть направлена к идеалу самосовершенствования - Богу. В этом будет заключаться главное назначение и ценность человеческой жизни. Поэтому Д. Скрынченко резко отрицательно от-298
Философская мысль Беларуси в XX в.
носится к вопросу о самоубийстве. Самоубийство является неверием в нравственное назначение жизни, оно нарушает принцип справедливости, так как человек должен исполнить свое земное предназначение.
В начале XX в. Д. Скрынченко развивает идеи западнору-сизма. В 1907 г. в Минске печатается его брошюра «Заслуги, оказанные старыми дворянскими родами Минской губернии православной вере». В ней автор пишет о межконфессиональной борьбе в начале XYII в. в Речи Посполитой. Он восхищается минскими дворянами, в 1612 г. составившими духовное завещание потомкам: держаться старой православной веры, а сомневающихся среди них предавать анафеме: «И тая воля наша через нас учиненая цале ненарушне вечными часы зоставало, сумненя нас самых потомков наших анафемою обсвезуемо» [12.С.2].
В 1908 г. Д. Скрынченко пишет «Открытое письмо членам Государственной думы и русскому обществу». В этом письме он говорит о необходимости возвращения белорусского народа к православно-русскому, как встарь, самосознанию [13.С.6].
Возвращение народа к его исстари русскому самосознанию не есть политика «обрусения». Не применяйте, говорит автор, этого жупела к нашему краю: этот термин «непотребителен» для местного русского населения — белорусов. Здесь по древности — более коренная Русь, чем, например, в Пензе; она здесь лишь покрыта польским лаком. И весь вопрос «обрусения» здесь сводится к тому, чтобы сбросить этот польский лак [13.С.7].