Раздел 2. Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 15 страница

10 Принцип оптимальной детализации - если исследуемый объект достаточно сложный, то в результате его деления на функции их может образоваться очень много.

11 Принцип последовательности - последовательность в исследовании, прежде всего предварительного изучения будущего объекта и всех обстоятельств, которые связаны с его производством и использованием. При этом необходимо пользоваться логической схемой детализации — от общего к частному.

12 Принцип выделения ведущего звена (ликвидации узких мест). Исследование наиболее целесообразно направить на ликвидацию сдерживающих обстоятельств или направлений с целью минимизировать затраты на проведение ФСА.

14.3. Алгоритм проведения функционально-стоимостного анализа

1 Определяется последовательность функций, необходимых для производства товара или услуги. Сначала выявляются все возможные функции и распределяются по двум группам: влияющие на ценность товара/услуги и не влияющие. Далее на этом этапе производится оптимизация последовательности: устраняются или сокращаются шаги, не влияющие на ценность, и сокращаются издержки.

2 Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов. Для каждой функции определяется количественная характеристика источника издержек (costdriver). Например, если годовая стоимость работы пресса, включая прямые и накладные расходы, оценивается в 250 тыс. долл. в год и за это время через него пройдет 25 тыс. изделий, то приблизительная стоимость источника издержек составит 10 долларов на продукт. А если известно, что каждое изделие будет находиться под прессом в течение 10 минут, то в качестве альтернативного источника издержек можно выбрать такой показатель, как (10 долл./продукт или 6 продуктов/час), эквивалентный 60 долл./час, затрачиваемым на работу пресса. В ФСА применяются два типа источников по отношению к распределению затрат: источники издержек по функциям (activity drivers), показывающие, как поведение объекта затрат влияет на уровни детализации функций, и источники издержек по ресурсам (resource drivers), показывающие, каким образом уровни активности функций влияют на потребление ресурсов.

3 После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги. В случае чрезмерной детализации ФСА-расчет может сильно усложниться. Реально достижимую степень сложности расчета необходимо выявить в самом начале, иначе слишком подробный анализ вызовет дополнительные расходы, и в результате ФСА будет неэффективен.

4 Проводится исчисление суммы затрат на изготовление изделия при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений; разрабатываются предложения по технологическому и организационному усовершенствованию производства

5 Далее решаются вопросы, связанные с запланированной доходностью: диктует ли рынок уровень цен или можно установить ту цену продукции, которая даст планируемую прибыль; следует ли внести планируемую надбавку на расходы, рассчитанные по методу ФСА, одинаково по всем операциям или некоторые функции дают больший доход, чем другие; как соотносится конечная продажная цена продукции с ФСА показателями.

Основоположниками ФСА считаются Лоуренс Д. Майлс (1947 г.) и Соболев Юрий (1948 г.). Таким образом, история функционально-стоимостного анализа насчитывает уже более 50-лет. Спустя много лет появился метод ABC (Activity Based Costing), который в России перевели тоже как функционально-стоимостный анализ, хотя формально никакого отношения к первоначальному ФСА он не имел, однако в нем используется та же терминология и функциональный подход.

Функционально-стоимостной анализ постоянно совершенствуется и в настоящее время представляет собой целостную систему частных методик исследования, готовую для использования в самых различных областях. В последнее время возможности ФСА существенно расширены за счет использования интеллектуальных компьютерных программ, позволяющих управлять знаниями и генерировать оригинальные идеи по созданию новых или совершенствованию имеющихся продукции, услуг и технологий, а также осуществлять их объективную количественную оценку.

Вопросы для проверки

1. Что означает «ФСА», для чего он используется?

2. Какие задачи решаются в процессе проведения ФСА?

3. Перечислите основные принципы проведения ФСА и дайте им краткую характеристику

4. Перечислите основные этапы проведения ФСА.


Приложения

Приложение 1 - Классификация способов экономического анализа

Приложение 2 – Пример декомпозиции элементов экономического потенциала организации

Приложение 3 - Пример структуризации трудового потенциала организации

Приложение 4 – Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Приложение 5 - Таблица решений для отбора приемлемых вариантов конкурентных преимуществ товара

Приложение 6 - Пример структуризации факторов конкурентоспособности организации

Приложение 7 – Технология поиска конкурентных преимуществ

Приложение 8 - Пример взвешенной оценки конкурентной силы предприятия относительно соперников

Приложение 9 – Пример основных факторов, учитываемых в SWOT-анализе

Приложение 9 -Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности

Приложение 1 - Классификация способов экономического анализа


Приложение 2 –

Психо-физиологический
Образовательный
Интеллектуальный
Культурно-личностный
Экономический потенциал организации
Инновационный
Освоение нового и модернизация старого ассортимента товаров
Разработка и внедрение новых технологий, материалов, инструментов и механизмов
Организационно-управленческий
Эффективность системы планирования
Эффективность системы организации бизнес-процессов
Эффективность системы контроля и анализа
Кадровый
Система организации труда на предприятии
Демографический потенциал
Этно-культурный потенциал
Пример декомпозиции элементов экономического потенциала организации

Разработка и внедрение новых правил организации и управления производством
Производственный
Технический
Технологический
Природно-ресурсный
Нематериальных активов
Инвестиционный
Индивидуальный потенциал работника
Эффективность системы мотивации



Приложение 3 - Пример структуризации трудового потенциала организации

Приложение 4 – Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия


Приложение 5 - Таблица решений для отбора приемлемых вариантов конкурентных преимуществ товара

Оценка Соответствие интересам субъектов рынка Вероятность восприятия продукции рынком Вероятность невосприятия продукции рынком Уровень риска Решение
О=4 Полное Ів=1 Ін=0 Нулевой Принять вариант
3,8≤О<4 Почти полное 0,75≤Ів<1 0<Ін≤0,25 Минимальный
3,2≤О<3,8 Достаточное 0,5≤Ів<0,75 0,25<Ін≤0,5 Повышенный Выполнить уточняющий анализ варианта
2,6≤О<3,2 Относительно достаточное 0,25≤Ів<0,5 0,5<Ін≤0,75 Критический Провести углублённое исследование
2≤О<2,6 Частичное 0,15≤Ів<0,25 0,75<Ін≤0,85 Неприемлемый
0≤О<2 Неудовлетвори-тельное 0≤ Ів<0,15 0,85<Ін≤1 Вариант – неприемлемый

Приложение 6 - Пример структуризации факторов конкурентоспособности организации

Приложение 7 – Технология поиска конкурентных преимуществ


Приложение 8 - Пример взвешенной оценки конкурентной силы предприятия относительно соперников

КФУ – ключевые факторы успеха / мера силы Вес Анализируемое предприятие Соперник А Соперник Б Соперник В
Качество обслуживания 0,10 8 (0,80) 5 (0,50) 9 (0,90) 6 (0,60)
Репутация / имидж 0,10 8 (0,80) 7 (0,70) 10 (1,00) 6 (0,60)
Материалы / стоимость 0,05 5 (0,25) 5 (0,25) 6 (0,30) 4 (0,20)
Технологическое искусство 0,05 8 (0,40) 5 (0,25) 5 (0,25) 4 (0,20)
Интерьер и оборудование 0,05 9 (0,45) 7 (0,35) 10 (0,50) 6 (0,30)
Маркетинг / реклама 0,05 9 (0,45) 7 (0,35) 9 (0,45) 6 (0,30)
Финансовые ресурсы 0,10 5 (0,50) 4 (0,40) 7 (0,70) 4 (0,40)
Относительная стоимостная позиция 0,25 5 (1,25) 9 (2,25) 6 (1,50) 4 (1,00)
Способность конкурировать по цене 0,25 5 (1,25) 9 (2,25) 7 (1,75) 4 (1,00)
Взвешенный рейтинг силы х 6,15 7,30 7,35 4,60

Приложение 9 – Пример основных факторов, учитываемых в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные стороны (S): Потенциальные внутренние слабости (W):
Четко проявляемая компетентность Потеря некоторых аспектов компетентности
Адекватные финансовые источники Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
Высокое искусство конкурентной борьбы Рыночное искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие анализа информации о потребителях
Признанный рыночный лидер Слабый участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Устарелые технология и оборудование
Проверенное надежное управление Потеря глубины и гибкости управления
Надежная сеть распределения Слабая сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые позиции в НИОКР
Наиболее эффективная в отрасли реклама Слабая политика продвижения
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): Потенциальные внешние угрозы (Т):
Благодушие конкурентов Ожесточение конкуренции
Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление ограничивающего законодательства Законодательное регулирование цены
Ослабление нестабильности бизнеса Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: