Раздел 2. Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 10 страница

- ВПi – выпуск продукции (работ, услуг)

- di – удельный вес i-ого вида продукции (работы, услуги);

- УРij – удельный расход ji-го материала на i-ое изделие;

- ЦМij – средняя цена j-го материала.

Рисунок 24 - Система факторов, оказывающих влияние на прямые материальные затраты

Далее аналогично рассматриваются факторы второго уровня и выявляются наиболее существенно влияющие на общие материальные затраты. Для них разрабатываются рекомендации по сокращению

Расчёты проводятся по каждому виду продукции на основе плановых и отчётных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.

Аналогично анализируются прямые трудовые затраты. Факторы, определяющие сумму прямой зарплаты аналогичны и представлены на Рисунок 25.

Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены как правило следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.

Рисунок 25- Система факторов, оказывающих влияние на прямые затраты на оплату труда

11.5. Анализ косвенных затрат и издержек обращения

В первую очередь производится сравнение косвенных расходов с плановыми сметами по центрам затрат в общей сумме и постатейно, выявляются расхождения и причины их возникновения.

Далее проводится сравнение фактической величины косвенных затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике несколько лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товара. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат.

По своему составу управленческие и коммерческие расходы - это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов. Некоторые виды затрат не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными, другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат аналогично тому, как это показано в п. 11.1.

Для пересчёта плановых затрат на фактический выпуск продукции можно использовать формулу:

Зск = Зпл * (100 ± ΔТП% * Кз)/100, где

Зск – затраты скорректированные на фактический выпуск продукции;

- Зпл – плановая сумма затрат по статье;

- ΔТП% - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции %;

- Kз – коэффициент зависимости затрат от объёма производства продукции.

В ходе дальнейшего анализа выясняют причины относительного перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат, возможно проведение факторного анализа по затратам, имеющим наиболее серьезные отклонения от запланированных значений. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

Особое место анализ косвенных затрат занимает в деятельности предприятий торговли и общественного питания. Для этих видов деятельности все затраты по основному виду деятельности делятся на себестоимость закупленных товаров и издержки обращения (издержки общественного питания). В целом издержки определяются по стандартным элементам затрат (материальные, оплата труда, амортизация, прочие), но для более детального анализа как правило ведется более расширенный учет статей издержек обращения.

Чаще всего выделяются:

- транспортные расходы,

- расходы на оплату труда,

- обязательные отчисления на социальное страхование,

- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, обслуживания и инвентаря,

- амортизация,

- расходы на ремонт основных средств,

- расходы на топливо и энергию,

- расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров

- расходы на рекламу

- потери товаров и технологические отходы

- расходы на тару

- прочие расходы

На уровень издержек обращения оказывают влияние управляемые и неуправляемые факторы. К неуправляемым прежде всего относятся цены на приобретаемые товары и услуги. К управляемым относят факторы организации и управления хозяйственными процессами, включая степень рационального использования имущества, выбор эффективных форм товарного обслуживания, грамотное определение целевой аудитории и зоны обслуживания, повышение производительности труда, рациональное осуществление кредитных и финансовых операций.

При определении воздействия факторов на издержки исчисляют влияние товарооборота, его структуры и скорости, так как рост товарооборота обычно приводит к росту издержек, однако снижается их относительный уровень. Поэтому рассчитывается уровень относительной экономии издержек

ΔИотн = И1 – И/, где И/ = Ипер0 *Jт +Ипост0, где

- И1 издержки отчетного периода,

- И/ - скорректированная величина издержек базового периода,

- Ипер0 и Ипост0 - соответственно переменная и постоянная часть издержек базового периода,

- Jт – темп роста товарооборота.

Выделение переменной и постоянной части издержек обращения производится так же, как это было показано в п. 11.1. аналогичный анализ можно провести по каждой статье издержек.

Существенное влияние на издержки обращения оказывает изменение структуры товарооборота. Расчет влияния данного показателя позволяет выявить резервы и определить возможности улучшения финансовых результатов за счет рационального подбора товарного ассортимента для реализации. Более того, если рассматривать изменение издержек без учета фактора структуры товаров, данные отчетного и предыдущих периодов могут быть несопоставимыми. В этом случае можно оценивать влияние того или иного фактора на издержки и не знать, что экономия или перерасход, возможно, в значительной степени произошли за счет изменения товарного состава.

Как правило, продовольственные товары требуют больших расходов по их реализации, чем непродовольственные, поэтому повышение доли непродовольственных товаров ведет к снижению затрат. В свою очередь и те и другие товары внутри своего вида делятся на более или менее издержкоемкие по условиям хранения, по трудоемкости при доставке и реализации.

Величину влияния структурных сдвигов товарооборота на приращение уровня издержек обращения можно определить способом разниц по формуле:

где

- ∆di – изменение удельного веса i-й товарной группы;

- Ii0 - базисный (нормативный) уровень издержек обращения i-й товарной группы;

У предприятий общественного питания продукция собственного производства является более издержкоемкой, поэтому снижение ее удельного веса приводит к уменьшению уровня затрат. Зная, что этот факт изменения сам по себе не является положительным, производится отдельно оценка затрат на производство собственной продукции по уровням издержек к товарообороту отчетного и базисного периодов.

Существенное влияние на величину издержек обращения также оказывает и фактор товарооборачиваемости. Замедление оборачиваемости вызывает увеличение издержек по их отношению к товарообороту, а ускорение обеспечивает снижение уровня затрат.

Изучение покупательского спроса и завоз товаров, соответствующих спросу по ассортименту, качеству, количеству и цене, способствуют повышению скорости товарооборота, а следовательно, снижению уровня затрат. Применение соответствующих мер по ликвидации запасов неходовых товаров с помощью уценки, переадресовки, переработки и т.д. также уменьшает уровень издержек.

Зависимость издержек обращения от различных факторов непрямого действия можно определить и при помощи корреляционно-регрессионного анализа.

Оценку изменений отчетного года с прошлым можно производить по отдельным статьям расходов, по структурным подразделениям организации. Чтобы более точно определить причины перерасхода или экономии затрат, выявить неиспользованные резервы, необходимо проанализировать издержки по статьям путем динамического сравнения. Кроме этого, необходим факторный анализ каждой статьи, выявляющий резервы их снижения. Издержки обращения по каждой статье анализируют по общей методике.

Если в структуре затрат транспортные расходы занимают большой удельный, их анализируют отдельно, рассматривая влияние факторов: объем товарооборота; структура товарооборота; среднее расстояние перевозок; изменение тарифов на транспортные услуги; организация доставки товаров.

При анализе транспортных расходов возможно применение линейного программирования. Этот метод используется там, где необходимо определить оптимальные маршруты движения при ограничивающих условиях. Транспортная задача является типичной для решения проблем минимизация грузооборота и транспортных расходов.

Анализ издержек обращения по содержанию основных средств проводят по влиянию следующих факторов: амортизации основных средств, арендной плату, расходов на ремонт, расходов на отопление, электроэнергию, водоснабжение, содержание помещений в чистоте. Укрепление материально-технической базы предприятий сопровождается увеличением этих расходов, но их рост должен отставать от увеличения объема товарооборота. В противном случае будет допущено снижение эффективности использования объектов, поэтому в анализе затрат по содержанию и использованию основных средств сравнивают их отчетные данные с базисными по всем видам.

Затраты на отопление, освещение, водоснабжение - это оплата коммунальных услуг. При их анализе проверяют обоснованность ставок, рациональность их расходования, сравнивают суммы в динамике и статике.

Анализ расходов, связанных с товарными запасами проводится на основе изучения расходов на хранение, подработку и упаковку товаров, товарных потерь, расходов на тару. Все они относятся к переменным затратам и рассматриваются в увязке с изменением товарооборота.

К основным факторам, вызывающим рост расходов на подработку, подсортировку и упаковку товаров, относят: улучшение качества обслуживания покупателей; увеличение товарооборота, товарных запасов. К факторам понижающего порядка, нейтрализующим названные расходы по этой статье, относятся: увеличение поступления в продажу упакованных, расфасованных товаров; ускорение обслуживания покупателей; увеличение товарооборота как результат операций по подработке, подсортировке, упаковке товаров; ликвидация сверхнормативных товарных запасов; улучшение условий хранения товаров, рациональное исполь­зование упаковочных материалов. Поэтому при сопоставлении увеличения данной статьи расходов с изменением товарооборота необходимо добиваться, чтобы темп роста названных затрат не опережал темп роста товарооборота и уровень их к товарообороту и валовому доходу в отчетном периоде был не выше предшествующих, вот почему сравнение темпов роста товарооборота с темпом роста затрат по данной статье, а также динамическое сравнение уровней расходов этой статьи к товарообороту указывает на относительную экономию или перерасход по затратам, связанным с товарными запасами.

При изучении товарных потерь проверяют правильность применения норм естественной убыли, вскрывают причины возникновения потерь, анализируют их в динамике с учетом влияния объема и структура товарооборота. Сокращению товарных потерь в сфере обращения способствуют: снижение сверхнормативных товарных запасов; сокращение времени обращения товаров; расширение торговли товарами промышленной расфасовки; закупки товаров у местных производителей.

Снижение в общем объеме товарооборота удельного веса продовольственных товаров способствует уменьшению затрат по их хранению и снижает потери, однако этот показатель следует рассматривать в связи со спросом населения. Выбор товара с достаточно высоким спросом позволяет устанавливать величину торговой надбавки, покрывающую эти расходы и потери и, следовательно, повысить прибыль.

Расходы по таре относятся к переменным издержкам и возникают в основном из разницы между уплаченной ценой тары и ценой, по которой тара возвращается тарособирающим организациям или поставщикам. К ним также относят затраты по ремонту тары, очистке, сортировке и доставке, списание разбитой и пришедшей в негодность тары и др. На уменьшение потерь по таре относят доходы по операциям с тарой. Расходы по таре анализируют путем сравнения отчетных или фактических затрат с предшествующими или плановыми соответственно.

Значительный удельный вес в издержках обращения занимают и прочие не перечисленные здесь статьи затрат. Их также анализируют по сумме, по уровню в статике и в динамике. Можно также определить влияние факторов по видам расходов аналогично расчетам по приведенным статьям.

Сравнительный анализ издержек обращения можно осуществлять в крупных и средних предприятиях, имеющих в своем составе сеть структурных подразделений (магазинов, киосков и др.). Сравнение аналогичных затрат в разных подразделениях позволяет выявить объективные и субъективные факторы роста издержек обращения.

Группируя точки продаж по площади торгового зала или по идентичности ассортимента с помощью методов корреляции и регрессии можно выявить типичные связи между издержками обращения разного вида и влияющими на них факторами объективная составляющая). Отклонение от типичного значения в конкретной точке обслуживания показывает субъективную составляющую и может являться мерой ответственности руководителя соответствующего подразделения. Группировки дают возможность выявлять лучшие предприятия по степени экономии затрат для изучения передового опыта с целью выявления резервов сокращения расходов за счет повышения производительности труда, внедрения результатов научно-технического прогресса, более эффективного использования материально-технической базы предприятий питания и т.д.

Для обеспечения сопоставимости данных такой анализ должен проводиться по предприятиям одинаковой специализации и с взаимно соответствующими условиями работы. Обычно издержки ниже у предприятий питания, применяющих метод самообслуживания, на предприятиях доготовочных, работающих на полуфабрикатах высокой степени готовности и быстрозамороженных блюдах.

В сравнительном анализе уровень издержек лучшего предприятия сравнивают с данными однотипных предприятий. Затем выявляют возможности их сокращения, используя меры и способы экономии, повышения эффективности работы из опыта лучшего предприятия.

11.6. Оценка резервов снижения себестоимости продукции

Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг) (Р↓С) являются:

1) увеличение объема продаж за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑ВП)

2) сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет по­вышения уровня производительности труда, экономного исполь­зования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудо­вания, сокращения непроизводительных расходов, производст­венного брака и т.д.

Величина резервов может быть определена по формуле:

Р↓С = Св–Сф = [(Зф–Р↓З+Зд) / (ВПф + Р↑ВП)] – (Зф/ ВПф),где

- Св, Сф — соответственно возможный и фактический уровень себестоимости товара;

- 3ф и 3д — соответственно фактические и дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения реализации товара.

- ВПф – фактический объем реализации товара

Резервы увеличения объема продаж выявляются в процессе анализа объемов производства и реализации. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость товара.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Экономию затрат по оплате труда (Р↓Зт) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью товара до внедрения (t/о) и после внедрения (t/1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (Зт/ пл) и на количество планируемых к выпуску изделий (ВПпл): Р↓Зт = (t/1 - t/о)* Зт/ пл * ВПпл

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции.

Резерв снижения материальных затрат (Р↓Зм) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:

Р↓Зм = (Зм/1 - Зм/0)* ВПпл * Цм пл, где

- Зм/0, Зм/1 — расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения мероприятий;

- Цм пл — плановые цены на материалы.

Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р↓Зоф) определяется умножением их балансовой стоимости (ОФi) на норму амортизации (НАi):

Р↓Зоф = Σ(Р↓ОФi * НАi)

Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет ра­зумного сокращения аппарата управления, экономного исполь­зования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи или недостачи запасов, оплаты простоев и др.

Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный объем работ, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить (Р↑ВПi) на фактический уровень удельных перемен­ных затрат (Спер/ iф):

Зд = Р↑VВПi * Спер/ iф.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продук­овара, а при необходимости и по каждому организационно-техни­ческому мероприятию, что позволяет полнее оценить их эффек­тивность.

Важным резервом сокращения затрат является введение внутреннего хозрасчета, позволяющего планировать и анализировать затраты по центрам ответственности.

Анализ затрат по центрам ответственности основывается на планировании и учете затрат в этом разрезе. Главная цель анализа по центрам ответственности — выявление резервов роста прибыли за счет повышения активности менеджеров на всех уровнях. С этой целью строго регламентируются функции каждого руководителя на всех уровнях и соответствующим образом формируются и отражаются затраты в планах и отчетах фирмы. Часто ответственность за определенную статью затрат может быть разделена. Например, менеджер цеха несет ответственность за количество использованного сырья, а менеджер отдела закупок будет отвечать за качество и цену этого сырья. Система учета и анализа затрат по центрам ответственности не будет действовать, если будет несправедливо возложена ответственность за расходы на тех лиц, которые не обладают полномочиями контроля за их уровнем.

На основании закрепления ответственных регулярно предоставляются отчеты об исполнении смет по центрам ответственности. Отчеты по исполнению сметы, как правило, сопровождаются пояснительной запиской руководителя центра ответственности, в которой раскрываются причины отклонения от сметы по каждой статье затрат и принимаемые корректирующие меры. В процессе анализа сопоставляются фактические затраты со сметой по каждому уровню ответственности и выявляются отклонения от плановых сумм только по тем видам затрат, которые контролируются на данном уровне. На высшем уровне ответственности анализируются качественные результаты деятельности предприятия в целом. Действия аналитика в данном случае сводятся к объяснению причин отклонений фактических затрат от сметы, которые показываются нарастающей суммой в течение года, что позволяет контролировать эффективность принятых мер по устранению нежелательных отклонений. Такая организация учетно-аналитического процесса повышает трудоемкость аналитических работ, но значительно повышает также ответственность руководителей каждого уровня за снижение расходов, связанных с их деятельностью.

Вопросы для проверки

1. Что такое «затраты» и «расходы» организации? Как классифицируют затраты?

2. Перечислите основные элементы затрат, формирующие себестоимость реализованной продукции.

3. По какому принципу выделяют переменные и постоянные расходы?

4. Какими методами выделяют переменную и постоянную часть расходов?

5. Какие факторы влияют на изменение удельных затрат?

6. Как формируются калькуляции на товары?

7. Что включается в полную себестоимость товара? Как распределяются косвенные расходы между различными товарными группами?

8. Какие факторы оказывают влияние на прямые материальные затраты?

9. Как анализируются издержки обращения в торговле и общественном питании?

10. Перечислите основные резервы снижения себестоимости реализованных товаров и напишите формулы для их расчета.

Тема 12. Методика проведения анализа экономических результатов деятельности и оценка эффективности операционной деятельности предприятия

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации товаров (работ, услуг), а также от прочих видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль - экономическая категория, характеризующая эффект (финансовый результат) хозяйственной деятельности предприятия, которая характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Порядок расчета чистой прибыли предприятиями в России определяется формой 2 баланса предприятия (Приложение 8).

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, рассчитывают чистую прибыль как превышение доходов над расходами. Доходами являются средства, полученные за проданную продукцию, работы, услуги, иное имущество. Расходами признается сумма платежей, связанных с производством и реализацией продукции, перечисленными в ст. 26 НК РФ.

В процессе анализа кроме перечисленных выше видов прибыли также используются:

- маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми переменными затратами;

- капитализированная (реинвестированная) прибыль — это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

- потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия можно оценить различными показателями: общими – различные виды рентабельности, а также частными, характеризующими эффективность использования отдельных видов ресурсов: фондоотдача, материалоотдача, зарплатоотдача и т.п.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основные задачи анализа финансовых результатов:

- систематический контроль за выполнением планов по объему продаж и прибыли;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основные источники информации: книга продаж, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 90 (прибыли и убытки), сч.28 (торговая наценка), ф. 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие планы предприятия.

Этапы анализ формирования и использования прибыли:

- анализ состава и динамики балансовой прибыли;

- анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;

- анализ уровня среднереализационных цен;

- анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

- маржинальный анализ;

- анализ рентабельности;

- анализ распределения и использования прибыли;

- оценка резервов роста прибыли и рентабельности, разработка рекомендаций.

12.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли (прибыли до налогообложения), ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

Обычно для этой цели используют графический и табличный способы. Для выявления наиболее существенных факторов, повлиявших на изменение балансовой прибыли можно использовать метод разниц (элиминирование при аддитивной связи). Состав анализируемых факторов - Рисунок 29. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. В случае ее изменения, необходимо выявить влияние этого изменения на финансовый результат.

В процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия, действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования.

Рисунок 26 - Схема факторов, влияющих на формирование балансовой прибыли

В случае изменения налогового законодательства необходимо выявить влияние этого изменения на величину прибыли, а также провести анализ возможных вариантов сокращения налоговых выплат, например, целесообразности использования упрощенной системы налогообложения и ее варианта («доходы» или «доходы минус расходы»).

12.2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Прибыль от продаж в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (РП); ее структуры (di); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной по модели:

Если предприятие производит неоднородные виды продукции или имеет несколько видов деятельности, тогда структура объема продаж существенно влияет на прибыль и должна быть скорректирована на сумму ее влияния:

, где

Rпланi – плановая рентабельность i-ого вида товара

Для торговли основным анализируемым показателем является валовой доход торговли (валовая прибыль, наценка) - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению Размер валового дохода - главный источник финансирования торговой деятельности.

Задачи анализа валового дохода:

- изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений: с товарооборотом; с себестоимостью товаров; с издержками товарного обращения;

- оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров;

- определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основной показатель, определяющий размер валового дохода - торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: