Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы, представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Основные показатели, использованные для прогноза
доходов федерального бюджета
Показатель | Ед. изм. | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | ||||
отчет | Закон № 216-ФЗ | прирост к предыдущему году | прогноз | прирост к предыдущему году | прогноз | прирост к предыдущему году | прогноз | прирост к предыдущему году | ||
Объем ВВП | млрд. рублей | 62 599 | 66 515 | 106,3 | 73 921 | 111,1 | 81 940 | 110,8 | 91 205 | 111,3 |
Курс доллара США (среднегодовой) | руб. за долл. США | 31,1 | 32,4 | 104,2 | 32,1 | 99,1 | 33,7 | 105,0 | 34,9 | 103,6 |
Цена на нефть марки «Юралс» | долл./ барр. | 110,5 | 97,0 | 87,8 | 101,0 | 104,1 | 100,0 | 99,0 | 100,0 | 100,0 |
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) | долл./ тыс. куб. м | 356,0 | 322,6 | 90,6 | 340,1 | 105,4 | 326,8 | 96,1 | 311,1 | 95,2 |
Цена на газ (ДЗ) | долл./ тыс. куб. м | 399,9 | 361,6 | 90,4 | 377,3 | 104,3 | 354,4 | 93,9 | 328,9 | 92,8 |
Объем импорта, всего | млрд. долл. | 316,0 | 356,5 | 112,8 | 351,4 | 98,6 | 367,2 | 104,5 | 385,1 | 104,9 |
Налогооблагае-мый объем импорта | млрд. долл. | 296,8 | 337,4 | 113,7 | 330,7 | 98,0 | 345,7 | 104,5 | 362,6 | 104,9 |
Объем экспорта, всего | млрд. долл. | 524,6 | 494,1 | 94,2 | 498,3 | 100,9 | 504,5 | 101,2 | 517,4 | 102,6 |
Объемы экспорта: | ||||||||||
нефти | млн. тонн | 239,9 | 237,6 | 99,0 | 233,6 | 98,3 | 235,6 | 100,9 | 240,6 | 102,1 |
газа | млрд. куб. м | 178,7 | 204,4 | 114,4 | 185,7 | 90,9 | 186,5 | 100,4 | 189,0 | 101,3 |
нефтепродуктов | млн. тонн | 138,0 | 134,4 | 97,4 | 138,1 | 102,8 | 133,3 | 96,5 | 128,2 | 96,2 |
Налогооблагаемые объемы экспорта: | ||||||||||
нефти | млн. тонн | 202,3 | 200,1 | 98,9 | 197,2 | 98,6 | 197,2 | 100,0 | 200,1 | 101,5 |
газа | млрд. куб. м | 103,1 | 120,6 | 117,0 | 109,9 | 91,1 | 110,7 | 100,7 | 112,7 | 101,8 |
нефтепродуктов | млн. тонн | 128,1 | 126,1 | 98,4 | 125,8 | 99,8 | 121,0 | 96,2 | 115,9 | 95,8 |
Налогооблагаемые объемы добычи: | ||||||||||
нефти | млн. тонн | 455,2 | 450,3 | 98,9 | 445,2 | 98,9 | 445,0 | 100,0 | 432,2 | 97,1 |
газа | млрд. куб. м | 568,0 | 609,8 | 107,4 | 591,7 | 97,0 | 600,8 | 101,5 | 604,2 | 100,6 |
газового конденсата | млн. тонн | 18,8 | 18,5 | 98,4 | 19,2 | 103,8 | 19,1 | 99,5 | 18,7 | 97,9 |
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 5.2).
|
|
Таблица 5.2
Изменение доходной базы федерального бюджета
в связи с изменением законодательства Российской Федерации
млрд. рублей
№ | Наименование | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Изменение законодательства - всего | 142,8 | 197,3 | 389,8 | |
%% к ВВП | 0,2 | 0,2 | 0,4 | |
в том числе: | ||||
1. | индексация специфических ставок акцизов: | 4,8 | 11,8 | 154,9 |
1.1 | на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук) | 105,2 | ||
1.2 | на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) | 6,2 | ||
1.3 | на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. – 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса – 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин – 14 665 руб. за 1 тонну) | 4,8 | 11,8 | 38,0 |
1.4 | на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья | 1,1 | ||
1.5 | на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации | 4,4 | ||
2. | увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.) | 87,3 | 110,1 | 71,3 |
3. | увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО | 30,0 | 53,0 | 53,0 |
4. | индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5% | 20,7 | 22,4 | 24,4 |
5. | увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза | 91,1 | ||
6. | снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5% | -4,9 |
Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году – на389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).
|
|
В таблице 5.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 – 2016годы.
Таблица 5.3
Структура доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||||||||
отчет | % к ВВП | закон с учетом изменений | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | |||||
Доходы, всего | 12 855,5 | 20,5 | 12 865,9 | 19,3 | 13 485,5 | 18,2 | 14 767,5 | 18,0 | 15 908,1 | 17,4 | ||||
в том числе: | ||||||||||||||
Нефтегазовые доходы | 6 453,2 | 10,3 | 5 925,5 | 8,9 | 5 944,5 | 8,0 | 6 404,9 | 7,8 | 6 586,7 | 7,2 | ||||
в том числе: | ||||||||||||||
НДПИ | 2 399,8 | 3,8 | 2 339,9 | 3,5 | 2 437,9 | 3,3 | 2 548,7 | 3,1 | 2 605,5 | 2,9 | ||||
Таможенные пошлины | 4 053,4 | 6,5 | 3 585,6 | 5,4 | 3 506,6 | 4,7 | 3 856,2 | 4,7 | 3 981,2 | 4,3 | ||||
Ненефтегазовые доходы | 6 402,3 | 10,2 | 6 940,4 | 10,4 | 7 541,0 | 10,2 | 8 362,6 | 10,2 | 9 321,4 | 10,2 | ||||
в том числе: | ||||||||||||||
Налог на прибыль организаций | 375,8 | 0,6 | 445,4 | 0,7 | 440,7 | 0,6 | 477,9 | 0,6 | 536,6 | 0,6 | ||||
НДС | 3 545,8 | 5,7 | 4 098,8 | 6,2 | 4 445,7 | 6,0 | 5 042,5 | 6,2 | 5 743,5 | 6,3 | ||||
Акцизы | 395,3 | 0,6 | 573,8 | 0,9 | 727,5 | 1,0 | 857,4 | 1,0 | 1 032,6 | 1,1 | ||||
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 20,7 | 0,0 | 18,4 | 0,0 | 20,8 | 0,0 | 22,5 | 0,0 | 23,8 | 0,0 | ||||
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 779,0 | 1,3 | 701,0 | 1,0 | 704,8 | 0,9 | 718,9 | 0,9 | 721,4 | 0,8 | ||||
Прочие ненефтегазовые доходы | 1 285,7 | 2,0 | 1 103,0 | 1,6 | 1 201,5 | 1,7 | 1 243,4 | 1,5 | 1 263,5 | 1,4 | ||||
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти и газа горючего природного, объемов экспорта газа природного и товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.
|
|
Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связанос прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемовимпортаи курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.
6. Основные подходы к формированию бюджетных расходов
на 2014-2016 годы
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы осуществлялось исходя из следующих основных подходов:
1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2014 – 2015 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (без условно утверждаемых расходов);
2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2016 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;
3) уточнение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2014 – 2016 годы с учетом:
- мероприятий «длящегося» характера, решения о выделении бюджетных ассигнований на реализацию которых приняты Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;
- индексации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, с 1 октября 2014 года на 5 процентов;
|
|
- индексации стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября 2016 года на 5% (в предыдущем бюджетном цикле предусмотрена индексация в 2014 году на 5% и в 2015 году – на 5 процентов);
- индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств в 2016 году на 5% (в предыдущем бюджетном цикле предусмотрена индексация в 2014 году на 5% и в 2015 году – на 5 процентов);
- индексации объема дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 1 января 2014 года и с 1 января 2015 года на 5 процентов;
- дополнительных бюджетных ассигнований в 2014 – 2016 годах на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
4) сокращение на 5% расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, субсидий юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, имущественных взносов в государственные корпорации, бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы за исключением: бюджетных ассигнований на содержание судебной системы, на формирование государственного материального резерва, субсидирование процентных ставок по кредитам и затратам на уплату лизинговых платежей, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
5) в 2015 – 2016 годах составе условно утверждаемых расходов предварительно учитываются бюджетные ассигнования на реализацию следующих мероприятий:
- индексация в 2015 – 2016 годах (на 5% с 1 октября 2015 года и на 5% с 1 октября 2016 года) оплаты труда, денежного довольствия, пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению;
- индексация в 2016 году на 5% с 1 января 2016 года дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
-индексация в 2016 году на 5% с 1 января 2016 года коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг, продовольственного обеспечения, вещевого обеспечения и оплаты ГСМ;
- предоставление материнского (семейного) капитала;
- совершенствование системы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и системы государственных гарантий, предоставляемых федеральным государственным гражданским служащим;
- взнос в Евразийский антикризисный фонд в 2016 году;
- субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны в 2016 году.