Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделамклассификации расходов бюджетов

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными, представленными в таблице 6.1. При этом показатели динамики объема и структуры расходов федерального бюджета необходимо рассматривать в рамках общих расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(см. раздел 3).


Таблица 6.1

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

  2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Закон № 216-ФЗ (млрд. руб) %% к общему объему проект (млрд. руб) %% к преды-дущему году %% к общему объему проект (млрд. руб) %% к преды-дущему году %% к общему объему проект (млрд. руб) %% к преды-дущему году %% к общему объему
Всего 13 387,3 100,0 13 847,0 103,4 100,0 15 235,7 110,0 100,0 16 451,8 108,0 100,0
в том числе:                      
Общегосударственные вопросы 920,8 6,9 973,7 105,7 7,0 1 006,8 103,4 6,6 1 023,3 101,6 6,2
Национальная оборона 2 098,4 15,7 2 527,0 120,4 18,2 3 114,6 123,3 20,4 3 445,7 110,6 20,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 048,2 15,3 2 101,4 102,6 15,2 2 197,0 104,6 14,4 2 178,7 99,2 13,2
Национальная экономика 1 798,8 13,4 1 877,5 104,4 13,6 1 936,0 103,1 12,7 2 053,0 106,0 12,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 154,3 1,2 145,0 94,0 1,0 109,0 75,2 0,7 63,0 57,8 0,4
Охрана окружающей среды 24,5 0,2 30,5 124,7 0,2 31,0 101,6 0,2 32,1 103,5 0,2
Образование 681,5 5,1 594,2 87,2 4,3 629,7 106,0 4,1 653,2 103,7 4,0
Культура, кинематография 98,7 0,7 91,4 92,6 0,7 96,7 105,8 0,6 99,8 103,3 0,6
Здравоохранение 515,0 3,8 417,4 81,0 3,0 336,9 80,7 2,2 344,5 102,3 2,1
Социальная политика 3 864,4 28,9 3 810,2 98,6 27,5 4 037,1 106,0 26,5 4 249,3 105,3 25,8
Физическая культура и спорт 62,0 0,5 79,8 128,8 0,6 102,9 128,9 0,7 101,2 98,4 0,6
Средства массовой информации 75,3 0,6 65,9 87,5 0,5 54,6 82,8 0,4 49,9 91,4 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 408,4 3,1 469,5 115,0 3,4 508,0 108,2 3,3 568,8 112,0 3,5
Межбюджетные трансферты общего характера 637,0 4,8 663,6 104,2 4,8 694,7 104,7 4,6 766,6 110,4 4,7
Условно утвержденные           380,9   2,5 822,6   5,0

Рост доли расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2014- 2015 годах обусловлен следующими факторами:

- индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих;

- ростом расходов, обусловленных увеличением в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. единиц ежегодно с учетом существующей практики поэтапного в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту.

При этом доля федерального бюджета в общем объеме расходов на оборону превышает 98 процентов.

Понижающий тренд динамики расходов федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» сложился за счет следующих факторов:

- уменьшение имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд.рублей в 2015 году по отношению к 2014 году и на 20,9 млрд.рублей в 2016 году по отношению к 2015 году.

Указанные средства федерального бюджета направляются Фондом ЖКХ на оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на реализацию региональных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Учитывая прекращение деятельности указанного Фонда в 2018 году, в целях повышения эффективности бюджетных расходов распределение имущественного взноса максимально смещено на начало реализации указанных программ (2013-2014 годы);

- завершение предоставления субсидий на мероприятия по капитальному ремонту (в части ремонта крыш и фасадов) многоквартирных домов для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани.

При этом необходимо учитывать, что доля расходов федерального бюджета в общем объеме бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет менее 10% (таблица 6.2).

Таблица 6.2

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство

млрд. рублей

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 1 130,2 1 247,4 1 309,4 1 405,8
%% к ВВП 1,7 1,7 1,6 1,5
в том числе:        
Федеральный бюджет* 126,4 131,7 93,0 53,1
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 1 003,8 1 115,7 1 216,3 1 352,8

*без учета межбюджетных трансфертов

Основным фактором, повлиявшим на снижение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу«Образование», является завершение ряда проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

В 2013 году предусмотрено завершение проекта по модернизации региональных систем общего образования, основной целью которого, кроме укрепления материальной базы школ, является также повышение заработной платы учителей. В 2013 году на его реализацию из федерального бюджета было направлено 40,0 млрд. рублей.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» на мероприятия по ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет и по достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей данной возрастной категории во всех субъектах Российской Федерации в 2013 году из федерального бюджета направлено 50,0 млрд. рублей.

В целях приведения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствие законодательству о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации:

- с 2014 года предусмотрена отмена субсидирования за счет федерального бюджета выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 11,45 млрд. рублей;

- с 2015 года предусмотрена отмена субсидирования за счет федерального бюджета реализации мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4,6 млрд. рублей.

При этом необходимо учитывать, что расходы федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) в основном относятся к сфере высшего образования и составляют менее 20% от общего объема расходов бюджетной системы на образование (таблица 6.3).

Таблица 6.3

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование

млрд. рублей

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 2 870,5 3 008,7 3 313,2 3 648,6
%% к ВВП 4,3 4,1 4,0 4,0
в том числе:        
Федеральный бюджет* 565,8 579,7 619,2 650,0
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 2 304,7 2 429,0 2 694,0 2 998,6

*без учета межбюджетных трансфертов

Основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования (таблица 6.4).

Таблица 6.4

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение

млрд. рублей

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 2 455,0 2 600,7 2 780,0 3 066,9
%% к ВВП 3,7 3,5 3,4 3,4
в том числе:        
Федеральный бюджет* 401,1 353,4 302,4 310,9
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации* 1 013,6 1 041,9 1 035,1 1 223,2
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего 1 040,3 1 205,5 1 442,5 1 532,8

*без учета межбюджетных трансфертов

Положительная динамика по данному разделу обеспечивается:

- наполнением системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения размеров взносов на обязательное медицинское страхование;

- внедрением единого порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования;

- наполнением базовой программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и по экономическому содержанию.

Рост в течение 2014-2016 годов общего объема расходов на здравоохранение за счет всех источников финансового обеспечения позволит решить задачи государственной политики в сфере здравоохранения, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Доля расходов федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов на здравоохранение уменьшится с 16,3% в 2013 году до 10,1% в 2016 году, доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – соответственно с 41,2% до 39,9%, в то время как доля расходов фондов обязательного медицинского страхования за этот период вырастет с 42,4% до 50,0 процентов.

Изменение объема бюджетных ассигнований по разделу «Физическая культура и спорт» в 2013-2016 годах обусловлено сокращением расходов федерального бюджета, предусмотренных на организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и на проведение Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, а также увеличением расходов на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 году в Российской Федерации, предусмотренных утвержденной Правительством Российской Федерации программой подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что доля расходов федерального бюджета в общем объеме бюджетных расходов на физическую культуру и спорт составляет около 30%.

В составе расходов по указанному разделу зарезервированы бюджетные ассигнования на содержание олимпийских объектов, передаваемых Министерству спорта Российской Федерации в соответствии с Программой постолимпийского использования олимпийских объектов, а также бюджетные ассигнования на осуществление прочих мероприятий по реализации программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, которые впоследствии могут быть перераспределены между соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами и подразделами классификации расходов федерального бюджета.

При увеличении общего объема расходов бюджетов бюджетной системы по разделу «Культура и кинематография» в 2016 году по сравнению с 2013 годом в 1,3 раза доля федерального бюджета в общих расходах за этот период сократится с 25,3% до 20,2 процента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: