РФ следует различать федеральные органы исполнительной власти и образуемые ими территориальные органы, реализующие некоторые полномочия федерального уровня в определенных территориальных пределах.
По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой (ведомственной), межотраслевой (межведомственной) и внутриведомственной компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства (совет министров, кабинет министров), администрации субъектов РФ и др.
Органы отраслевой (ведомственной) компетенции, выполняющие функции отраслевого профиля: Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство связи и др.
Органы межотраслевой (межведомственной) компетенции: а) федеральные министерства, имеющие подведомственные им федеральные службы и агентства, деятельность которых они координируют и контролируют. Указанные службы, агентства могут иметь различный отраслевой, межотраслевой и иной профиль деятельности. Некоторые такого рода федеральные министерства опосредованно руководят экономическими и другими комплексами (блоками), например, Министерство транспорта; б) органы, выполняющие специализированные функции, общие для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Федеральная служба государственной статистики; в) органы, ведающие специализированным видом деятельности, имеющей значение для обеспечения общественной безопасности, обороны страны, например, Федеральная служба по оборонному заказу.
|
|
Органы внутриведомственной компетенции руководят в рамках ведомственных или межведомственных органов порученными участками работ (например, органы в федеральных округах, территориальные, межтерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти).
В зависимости от характера функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти возможен и иной вариант их классификации: они могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:
а) органы, ведающие отраслями либо их однородными комплексами. Министерства РФ: сельского хозяйства; природных ресурсов; транспорта и др.;
б) органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию. Федеральное агентство по технологическому регулированию и метрологии, Федеральная служба государственной статистики и др.;
в) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения. Федеральное казначейство, федеральная служба по труду и занятости;
|
|
г) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.;
д) иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции. Федеральные службы: исполнения наказаний; судебных приставов и др.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
а) экономики. Это министерства: промышленности и торговли, сельского хозяйства и др.; федеральные службы: по экологическому, технологическому и атомному надзору; по надзору в сфере транспорта и др.; федеральные агентства: по рыболовству; связи; по управлению федеральным имуществом и др.;
б) социально-культурной деятельности. Министерства: образования и науки, здравоохранения и социального развития; федеральные службы: по труду и занятости; по надзору в сфере образования и науки и др.; федеральные агентства: по образованию; по здравоохранению и социальному развитию и др.;
в) административно-политической деятельности. Министерства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.; федеральные службы: внешней разведки РФ; охраны РФ; безопасности РФ и др.
Функции отдельных органов запрограммированы на несколько сфер. Например, Министерство экономического развития.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. Создание коллегиальных органов предусматривается различными правовыми актами. Так, в соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ создается в качестве коллегиального органа. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 специально подчеркнута возможность создания федеральных служб и федеральных агентств в статусе коллегиального органа. Хотя общие признаки такого органа не легализованы, они все же могут быть выделены на основе нормативных правовых актов. Их суть сводится к тому, что коллегиальный орган: а) объединение группы лиц, основанное на членстве; б) создается в случаях и составе, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; в) обладает самостоятельной компетенцией, являющейся не производной от компетенции какого-либо другого органа; г) состоит из членов с правом решающего голоса по всем вопросам, решаемым на его заседании; д) принимает решения, которым принадлежит приоритет по отношению к решениям, принимаемым руководителем органа, его заместителями и другими уполномоченными субъектами, входящими в его внутреннюю структуру; е) принимает решения на заседаниях, а не опросным способом, большинством голосов общего состава.
В коллегиальном органе коллегиальность принятия решения по вопросам его компетенции сочетается с персональной ответственностью его членов за порученные им участки работы. Решения и действия руководителя и других входящих в состав коллегиального субъектов, совершенные от его имени во внешних отношениях, если они не дезавуированы данным органом, создают права и обязанности для самого органа.
Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиальными являются правительства, некоторые другие органы.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев, областей и т. д.).
|
|
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии относятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руководстве соответствующими отраслями и сферами. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непосредственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1286 «О членах коллегии федерального органа государственной власти» численность членов коллегии такого органа определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должности входят руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членов коллегии, не являющихся таковыми по должности, производятся Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руководителей ведущих департаментов, управлений, отделов, территориальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек.
Полномочия между членами коллегии распределяются председателем коллегии, которым является руководитель федерального органа исполнительной власти.
|
|
Особое организационно-правовое положение занимают создаваемые в системе государственного управления координационные и совещательные органы.
Координационные органы именуются межведомственными комиссиями или организационными комитетами. Они образуются заинтересованными органами исполнительной власти для обеспечения согласованных действий при решении определенного круга задач. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требующие межведомственной координации. Решения этих комиссий, принятые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссии, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере деятельности этих органов.
Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. По общему правилу советы являются вспомогательными органами образующих их органов исполнительной власти, не наделенными юридически властными полномочиями, хотя и выполняющими важные задачи.
Рекомендации координационных и совещательных органов при необходимости проводятся в жизнь правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.
Межведомственная комиссия (совет) возглавляется председателем или сопредседателем из числа руководителей (заместителей руководителей) федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.
Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В их состав в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного органа.
Координационные и совещательные органы могут создаваться Правительством РФ, а также другими федеральными органами исполнительной власти.
Правительством РФ могут создаваться: а) координационные органы в форме правительственных комиссий, государственных комиссий, комиссий, а также организационных ко- митетов1. Правительственные комиссии создаются, как правило, для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим общегосударственное значение. Решение правительственной комиссии, в зависимости от рассматриваемого вопроса, может быть общеобязательным для федеральных органов исполнительной власти, обязательным для участников комиссии, принявшей его, и рекомендательным. Например, согласно Положению о правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 779[44], решения данной Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и рекомендательными для высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; б) совещательные органы в виде советов. Решения и рекомендации координационных органов оформляются при необходимости в виде постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Координационные и совещательные органы иных федеральных органов исполнительной власти создаются как совместными правовыми актами нескольких органов, так и правовыми актами одного органа по согласованию с заинтересованными органами.
Ими же соответственно утверждаются и положения о создаваемых органах. Например, Межведомственная комиссия по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства была создана совместным приказом от 30 марта 2005 г. № 3769/227/ 244/183/20 министров иностранных дел, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, директоров службы безопасности и службы внешней разведки Российской Федерации. Им же утверждено и Положение о данной комиссии; приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 2007 г. № 114 создана Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал. В утвержденном этим приказом Положении о комиссии установлено, что комиссия имеет право в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для органов исполнительной власти.
Положения о межведомственных комиссиях, решения которых затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Координационные органы могут создаваться при органах исполнительной власти субъектов РФ в других организационных формах. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 86 «О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения» указанные штабы создаются и функционируют при высших органах исполнительной власти субъектов РФ в качестве коллегиальных координационных органов[45].