О муниципальной службе и ее служащих

Муниципальные 1. Понятие муниципальной службы.

служащие Муниципальная служба является публичной службой. Правовые основы данной службы составляют нормативные правовые акты Российской Федера­ции, субъектов РФ и муниципальные правовые акты. Специ­альным правовым актом является ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». На ее слу­жащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Законом. На­пример, их служебное время регулируется в соответствии с тру­довым законодательством, а классификация должностей муни­ципальной службы установлена ФЗ о муниципальной службе.

Согласно этому Закону муниципальная служба — есть про­фессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Стержневым организационно-правовым звеном муници­пальной службы является ее должность. От нее отличаются му­ниципальные должности, которые не признаются должностями муниципальной службы, а лица, их замещающие, — муниципаль­ными служащими. К ним отнесены депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий му­ниципальных образований, действующих на постоянной осно­ве и являющихся юридическими лицами.

Должность муниципальной службы — должность в орга­не местного самоуправления, аппарате избирательной комис­сии, в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению испол­нения полномочий органа местного самоуправления, избира­тельной комиссии муниципального образования или лица, за­мещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются му­ниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утвержден­ным его законом. Они подразделяются на должности высшей, главной, ведущей, старшей и младшей группы.

Для замещения должностей муниципальной службы ква­лификационные требования предъявляются к уровню профес­сионального образования, стажу муниципальной службы (го­сударственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для ис­полнения должностных обязанностей. Такие требования уста­навливаются муниципальными правовыми актами на основе ти­повых квалификационных требований для замещения должно­стей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей му­ниципальной службы.

К кандидатам на должности главы местной администрации поселения и главы местной администрации муниципального района (городского округа), на которые они назначаются по кон­тракту, уставом соответственно поселения, района (городского округа), законом субъекта РФ могут быть установлены допол­нительные требования.

2. Понятие и основы правового положения (статуса) му­ниципального служащего. Муниципальный служащий — граж­данин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципаль­ной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспе­чению деятельности органов местного самоуправления, избира­тельных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципаль­ными служащими. Содержание правового статуса муниципаль­ного служащего составляют его основные права и обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. По своей сути они в большинстве своем совпадают с теми, ко­торые составляют статус государственного гражданского служа­щего, но адаптированы применительно к муниципальному слу­жащему. Например, муниципальный служащий: имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими права и обя­занности по замещаемой должности, обеспечение организаци­онно-технических условий, необходимых для исполнения дол­жностных обязанностей, и др.; обязан соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы и со­ответственно их иные нормативные правовые акты, муниципаль­ные правовые акты и обеспечивать их исполнение и т.д.; не мо­жет находиться на муниципальной службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным, осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения дол­жностных обязанностей, и т. д.; ему запрещено заниматься пред­принимательской деятельностью и т. д. Однако в ФЗ о муници­пальной службе нет специальной статьи, посвященной требова­ниям к служебному поведению муниципального служащего, имеются также другие отличия. Так, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по кон­тракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (см. ст. 11—14 Закона). А гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанима­теля выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повле­чет за собой конфликт интересов.

3. Поступление на муниципальную службу, ее прохожде­ние и прекращение. Нанимателем для муниципального служа­щего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанима­теля (работодатель). Им может быть глава муниципального об­разования, руководитель органа местного самоуправления, пред­седатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности пред­ставителя нанимателя (работодателя).

На муниципальную службу вправе поступать граждане, до­стигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должности муни­ципальной службы, при отсутствии предусмотренных законом ограничений для поступления на муниципальную службу. За­коном предусмотрен перечень документов, представляемых гражданином при поступлении на данную должность. Он явля­ется открытым в том смысле, что иные документы могут быть предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Поступление гражданина на муниципальную должность осуществляется в результате назначения на должность муни­ципальной службы на условиях трудового договора в соответ­ствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ о муниципальной службе. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную служ­бу являются представитель нанимателя (работодатель) и муни­ципальный служащий. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса, зак­лючает контракт, типовая форма которого утверждается зако­ном субъекта РФ.

Порядок замещения указанной должности по контракту, его заключения и расторжения определяется ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поступление на муниципальную службу оформляется ак­том представителя нанимателя (работодателя).

При замещении должности муниципальной службы в му­ниципальном образовании заключению трудового договора мо­жет предшествовать конкурс, имеющий целью оценку профес­сионального уровня претендентов на замещение должности му­ниципальной службы, их соответствия квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок его проведения устанавливается правовым актом представительно­го органа муниципального образования. Этим же органом оп­ределяются общее число членов конкурсной комиссии и поря­док ее формирования.

Представитель нанимателя (работодателя) по результатам конкурса заключает трудовой договор с кандидатом, отобран­ным конкурсной комиссией, и назначает его на соответствую­щую должность муниципальной службы.

Аттестация муниципального служащего проводится с це­лью определения его соответствия замещаемой должности му­ниципальной службы один раз в три года аттестационной ко­миссией.

Аттестации не подлежат муниципальные служащие: заме­щающие должности муниципальной службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящие­ся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска; замещающие должности муниципальной службы на основании трудового договора (контракта).

По результатам аттестации аттестационная комиссия вы­носит решение о соответствии или несоответствии муниципаль­ного служащего замещаемой должности. В последнем случае представитель нанимателя (работодатель) принимает, в срок не более одного месяца со дня аттестации, решение о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. В слу­чае несогласия с понижением в должности или невозможности перевода с согласия муниципального служащего на другую дол­жность муниципальной службы представитель нанимателя (ра­ботодателя) может в срок, не более одного месяца со дня аттес­тации, уволить его с муниципальной службы в связи с несоот­ветствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального слу­жащего или понижение его в должности по результатам дан­ной аттестации не допускается.

Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ТК РФ и, кроме того, по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. При этом од­нократное продление срока нахождения на муниципальной службе допускается не более чем на один год;

2) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного дого­вора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобрете­ние им гражданства иностранного государства, или вида на жи­тельство, или иного документа, подтверждающего право посто­янного проживания гражданина РФ на территории иностран­ного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имею­щий гражданство иностранного государства, имеет право нахо­диться на муниципальной службе;

3) несоблюдение ограничений и запретов, связанных с му­ниципальной службой, установленных ФЗ о муниципальной службе.

Упомянутым Законом регламентируются также рабочее время и время отдыха, оплата труда муниципального служаще­го, предоставляемые ему гарантии, порядок исчисления стажа муниципальной службы, порядок установления видов поощре­ний и их применения, предусмотрена дисциплинарная ответ­ственность муниципального служащего.

За совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение му­ниципальным служащим по его вине возложенных на него слу­жебных обязанностей, представитель нанимателя (работодате­ля) вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответству­ющим основаниям.

До решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципальный служащий может быть отстранен не более чем на один месяц от исполнения должностных обязанностей с со­хранением денежного содержания. Об отстранении издается правовой акт.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взыска­ний определяется трудовым законодательством.

ГЛАВА 9

Основы государственной гражданской

службы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: