Понятие жизненного цикла инноваций

Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организационной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожидаемых результатов.

Жизненный цикл инновации - определенный период времени, в течение которого инновация создается, совершенствуется, используется и реализуется на рынке в качестве товара, обеспечивая достижение целей производителя (продавца). Жизненный цикл инновации отличается от жизненного цикла товара по длительности и по числу фаз. В отличие от цикла товара, связанного исключительно с его жизнеспособностью на рынке, жизненный цикл инновации, кроме рыночных фаз, включает еще фазу поиска и выбора идей создания инновации, фазу разработки инновации, фазу проверки ее через лабораторные испытания и рыночные тесты.

От цикла инновации непосредственно зависят затраты и прибыль производителя (продавца) на стадиях поиска и отбора идей (итогов научно-исследовательской деятельности); разработки (приспособления итогов научно-исследовательской деятельности к практическому использованию в конкретной отрасли, фирме); проверки на соответствие основным параметрам качества и конкурентоспособности; продвижения на рынки сбыта; роста объема продаж; насыщения рынка инновационным товаром; спада объема прибыли, продаж и цены (распродажи по сниженным ценам). Жизненный цикл инновации, используемой производителем в собственном производстве, отличается от жизненного цикла инновации, производимой для продаж. У инновации в форме товара жизненный цикл протекает преимущественно в предпроизводственной, производственной, распределительной и обменной фазах воспроизводственного процесса. Производственная инновация, приобретаемая и создаваемая для собственных нужд производителя, преимущественно заканчивается в фазе производства. В первом случае инновация при реализации сама приносит прибыль производителю (продавцу), во втором случае инновация приносит прибыль опосредованно, через товары, производимые с ее помощью. Жизненный цикл инновации в форме различных товаров различен по продолжительности (от нескольких месяцев до нескольких лет).

Для каждой стадии жизненного цикла инновации характерно конкретное сочетание маркетинговых мероприятий, позволяющих производителю (продавцу) реализовывать стратегические и тактические замыслы поведения на рынке. Запланированная прибыль от реализации инновации при оценке жизненного цикла обеспечивается, прежде всего, через объем продаж (возможно, с периодической корректировкой цены). Потеря инновацией рыночной устойчивости, снижение прибыльности обычно связаны со снижением уровня новизны, поставкой конкурентом на рынок нового инновационного товара, изменением спроса по различным причинам. Но снижение прибыльности на одном рынке может быть компенсировано выходом на другой или новый сегмент рынка. Жизненный цикл сложных системных (прежде всего технико-технологических) инновационных продуктов может быть продлен и соответственно увеличены объемы прибыли производителя (продавца) за счет продолжения производства их у потребителя путем непрерывного сервисного обслуживания (платного или бесплатного) и роста цены потребления данной системной инновации.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

В литературе предлагаются различные варианты классификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения. Предлагается следующая градация инновационных процессов: ранняя стадия - от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя - от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная - до массового производства. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок - фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство и обслуживание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: