double arrow

Основные понятия инновационного менеджмента

Новация (новшество). При обновлении ассортимента продукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг).

Инновация (нововведение). Инновация (от англ. innovation) означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. Принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров.

Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение (диффузия) нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.

Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах:

- Руководство Фраскати «Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок» (1963 г., 1990 г.);

- Руководство Осло «Методика сбора данных о технологических инновациях» (1992 г.);

- Канберрское Руководство по измерению кадровых ресурсов науки и техники (1995 г.);

- Европейское инновационное табло (2002 г.).

В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, а также нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Установленные формы государственной статистической отчетности организаций об инновационной деятельности в РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке и в отечественной практике (формы: №1 - технология, №4 – инновация, №2 – наука, №2 – МП инновация)*. При этом выделяют инновации следующих типов:

- технологические (продуктовые и процессные);

- маркетинговые;

- организационные.

В табл. 1.2. приведена классификация инноваций в соответствии с формами государственной статистической отчетности организаций.

Таблица 1.2. Виды инноваций в соответствии с формами государственной статистической отчетности РФ

Технологические инновации (продуктовые, процессные)
Исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов Производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов Приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями Приобретение новых технологий, из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей Приобретение программных средств Другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) Обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями Маркетинговые исследования
Маркетинговые инновации
Внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг (исключая рутинные/сезонные изменения) Внедрение значительных изменений в упаковку товаров

Окончание табл. 1.2

Маркетинговые инновации
Реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта Использование новых приемов по продвижению товаров (новые рекламные концепции, имидж бренда, методы индивидуализации маркетинга и т.п.) Использование новых каналов продаж (прямые продажи, интернет-торговля, лицензирование товаров и услуг) Введение новых концепций презентации товаров в торговле (например, демонстрационные салоны, веб-сайты, др.) Использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг
Организационные инновации
Разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии Внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией Разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации Нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; Применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг Внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («Точно в срок» и т.п.) Создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия) Внедрение корпоративных систем управления знаниями Реализация мер по развитию персонала (организация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала) Реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями Передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг)

Инновации должны обладать новизной, приносить прибыль производителю, удовлетворять рыночному спросу.

В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин [27] предлагает типологию нововведений:

1) по типу новшества:

- технико-технические (новые оборудование, приборы, технологические схемы и др.);

- продуктовые (изделия, материалы);

- социальные:

· экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда);

· организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением);

· собственно социальные (целенаправленные изменения внутриколлективных отношений);

· правовые

2) по инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые);

- комбинаторные (использование различных сочетаний);

- модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

3) по принципу отношения к своему предшественнику:

- замещающие (вместо устаревшего);

- отменяющие (исключают выполнение операций);

- возвратные (к предшественнику);

- открывающие (новые, аналогов нет);

4) по объему применения:

- точечные;

- системные (технологические, организационные и т. п.);

- стратегические (принципы управления, производства);

5) по способу осуществления:

- экспериментальные, т. е. проходящие стадию апробации, проверки;

- прямые, реализуемые без экспериментов

6) по назначению, т.е. направленные:

- на получение конкурентных преимуществ,

- получение новых факторов успеха,

- эффективность производства,

- улучшение условий труда,

- обогащение содержания труда,

- повышение управляемости организации,

- повышение качества продукции и т. д.

7) по социальным последствиям:

- вызывающие социальные издержки;

- новые виды монотонного труда;

- вредные условия и т. п.;

8) по особенностям механизма своего осуществления:

- единичные (на один объект);

- диффузные (на многие объекты);

- завершенные и незавершенные;

- успешные и неуспешные;

9) по особенностям инновационного процесса:

- внутриорганизационные;

- межорганизационные;

10) по источнику инициативы:

- прямой социальный заказ;

- в результате изобретения.

Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз:

1. Зарождение изделия на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Доля затрат фирмы на эту стадию считается ее наукоемкостью и служит основной характеристикой инновационности и стратегической перспективности фирмы.

2. Производство изделия.

3. Реализация изделия. Изделия (продукты) поступают на рынок, они превращаются в товар, начинается жизненный цикл товара.

4. Потребление и выполнение фирмой сервисных услуг — обслуживание потребителей.

Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз:

1. Зарождение нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам.

2. Преследование целей освоения нововведений-процессов.

3. Распространение новой технологии производства и тиражирование с многократным повторением на других объектах.

4. Рутинизация, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

Различают три вида жизненных цикла технологий (ЖЦТе): «стабильная» технология, «плодотворная» и «изменчивая» [8]. Их соотношение с жизненным циклом спроса (ЖЦС), жизненным циклом товаров (ЖЦТо), которые производятся по данным технологиям, показано на рис. 1.3.


Vпр - объем продаж     Vпр - объем продаж ЖЦС  
­                   ­                  
                ЖЦС                     ЖЦТе
                                         
                ЖЦТе                     ЖЦТо1
                                       
                ЖЦТо                     ЖЦТо2
                                       
                                        ЖЦТо3
                ® Т                     ® Т    
  1. “Стабильная”технология   2. “Плодотворная”технология  
  Vпр - объем продаж        
  ­                                          
                                      ЖЦС  
                                         
                                        ЖЦТе1  
                                      ЖЦТо1  
                                         
                                      ЖЦТе2  
                                      ЖЦТо2  
                                             
                                      ® Т      
    3.“Изменчивая”технология      

Рис. 1.3. Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара при различных типах технологии


Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.

Инновационный процесс. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инновации (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные этапы инновационного процесса

Для характеристики инновационного процесса используется категория, обозначающая его важнейшую составляющую – это «диффузия инновации» (передача и применение передовых технологий в новых условиях). При этом следует подчеркнуть, что не всегда диффузия выступает в качестве следствия инновации, возможны и обратные ситуации. Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, т.е. способностью сохранения неизменными имеющихся количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды. Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации.

Инноваторы. Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют свою социальную базу, своих носителей. Определение предметной области инноватики не будет полным без учета человека в этих процессах.

Виды инноваторов:

ИННОВАТОРЫ-СОЗДАТЕЛИ (профессиональная деятельности, самодеятельная деятельность)

ИННОВАТОРЫ-РЕАЛИЗАТОРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: