Рыночная экономика Ф. Хайека

К неолиберальному направлению можно отне­сти и идеи Ф.Хайека, однако, они не укладываются ни в рамки неолиберализма, ни в рамки кейнсианства, это глу­боко самобытный экономист, социолог и философ.

Фридрих фон Хайек (1899-1992) родился в Вене в семье с глу­бокими академическими традициями. Он учился в Венском универ­ситете, где специализировался в области экономики и юриспру­денции. После окончания университета Хайек состоял на государ­ственной службе, в 1927-1931 гг. возглавлял Австрийский инсти­тут экономических исследований, в 1931- 1949 гг. был профессором Лондонской экономической школы, а с 1950 по 1962 гг. заведо­вал кафедрой политической экономии в Чикагском университете.

В первый период своей научной деятельности Ф.Хайек уделяет большое внимание определению границ познания и воз­можностей воздействия на общественные явления. В связи с этим его интересуют формы и масштабы государственного регулирова­ния экономики. Исследования в области теоретической психологии («Структура восприятия», 1952), критика сциентизма в социальных науках («Контрреволюция науки», 1952), анализ правовых прин­ципов либерального общества («Конституция свободы», 1960), а также критика современной западной демократии, не соответству­ющей идеалам свободного общества, в трилогии «Право, законо­дательство и свобода» (1973-1979) принесли Хайеку широкую из­вестность и в то же время поссорили его со многими учеными и либеральными политиками. Поэтому теории Хайека не получили сначала широкого распространения, и только в конце 70-х - нача­ле 80-х годов произошел своеобразный ренессанс его идей, так как к этому времени выяснилось, что во многом он оказался прав.[357]

Ф.Хайек - один из создателей современной теории денег, он внес фундаментальный вклад и в другие разделы экономической науки, его считают основоположником так называемой неоавстрийской школы в экономике. Помимо названных известны его работы «Конкуренция как процедура открытия» (1989), «Дорога к рабству» (1944), «Цены и производство» (1931), «Пагубная само­надеянность. Ошибки социализма» (1988).

Хайек - сторонник свободной экономики без вмешательства государства, когда конкуренция сама устанавливает порядок и со­здает необходимое равновесие, а побеждает в конкурентной борь­бе тот, кто узнал, изобрел, создал нечто новое, кто сумел уловить и «понять рассеянное в обществе знание».[358] Именно поэтому он называет конкуренцию процедурой открытия. По мнению исследователя, та­кие институты по сбору и передаче информации, как рынок, по­зволяют использовать это рассеянное знание. При этом Хайек убеж­ден, что помимо явного профессионального знания человек наде­лен знаниями и умениями, переданными ему генетически, о кото­рых он может и не подозревать до возникновения каких-то особых обстоятельств в реальной конкуренции.

Конкуренция, считает Хайек, была бы бессмысленна, если бы с самого начала было точно известно, кто победит. «Конкуренция, - пишет он, - представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к кото­рым каждый сознательно стремится или мог бы стремиться. Кроме того, хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они в целом предполагают разочарование или расстройство чьих-то кон­кретных ожиданий и намерений».[359] Достоверность конкуренции не­возможно заведомо проверить эмпирически - в лучшем случае общество, полагающееся на конкуренцию, в конечном счете ус­пешнее других достигает своих целей, и это подтверждено истори­ей цивилизации.

По убеждению Хайека, именно конкуренция должна выявить результаты рыночного процесса, определить, какая информация является наиболее полезной. В отличие от социализма, где жестко детерминируется иерархия потребностей, которые необходимо удов­летворить, в спонтанном рыночном порядке используются знания всех членов общества. Несмотря на противоречивость индивидуаль­ных целей экономических агентов, влияние спонтанного рыночно­го порядка благотворно, так как в рыночном процессе происходит взаимное приспособление индивидуальных планов этих агентов, а также гарантируется производство определенных товаров с более или менее оптимальными издержками.

Хайек полагает, что конкуренция на рынке - это нечто вроде безличного принуждения. Централизованное планирование он счи­тает неэффективным потому, что централизованная система не в состоянии переработать весь массив информации, децентрализо­ванно перерабатываемый рынком, так как информация о конкрет­ном месте, времени и образе действий носит мимолетный харак­тер, быстро теряет свое значение и искажается при передаче.

Ученого интересуют этические проблемы конкуренции и рын­ка, он убежден, что полной свободы конкуренции нет, однако ог­раничения накладываются не искусственными барьерами государ­ства, а общими правилами поведения, спонтанно формирующи­мися в ходе социокультурной эволюции (отказ от присвоения чу­жой собственности, выполнение обязательств и т.п.). Если эти пра­вила соблюдаются, то экономическая конкуренция «из борьбы всех против всех превращается в борьбу всех ради всех».[360]

Много внимания Хайек уделяет процессу приспособления рын­ка к изменившимся обстоятельствам. Об изменениях на рынке люди узнают из рыночных цен. Цена поэтому выступает как средство пе­редачи нужной информации. Именно она позволяет каждому по­требителю приспосабливаться к изменившейся ситуации. «Целое действует как единый рынок не потому, что каждый из его членов способен обозреть все поле деятельности, - пишет Хайек, - но потому, что индивидуальное поле обзора каждого накладывается друг на друга так, что необходимая информация через многочисленных посредников передается всем».[361] Смысл ценового механиз­ма, по мнению ученого, состоит в сообщении индивидуумам ин­формации о возрастании или понижении спроса на то, что они делают, в силу не зависящей от них причины. Цена диктует не столько, как действовать, сколько, что производить. Такой подход к рынку и цене, по сути, дал возможность современным экономи­стам разрабатывать проблемы экономики информации.

На рынке, считает Хайек, существует только чистая логика вы­бора, в основе которой - представление о полезности, функцио­нирующей в условиях регулярности происходящих событий. Равно­весие на рынке поддерживает важнейшие пропорции в экономике таким образом, чтобы спрос на товары, масса денег для поддержа­ния этого спроса и предложение товаров соответствовали друг дру­гу - лишь при этих условиях используются все ресурсы. Основное следствие инфляции, по мнению Хайека, состоит в расстройстве структуры относительных цен, поскольку каждое очередное «впрыс­кивание» денег воздействует на экономику неравномерно: в одних секторах цены реагируют сразу, в других - с запозданием.[362] Поэтому информация, заключенная в относительных ценах, искажается, что приводит к неэффективному размещению ресурсов общества. В свя­зи с этим Хайек убежден в необходимости резкого, но непродол­жительного сокращения предложения денег, а поскольку нет ни­какой надежды на разумную денежную политику правительств, следует лишить государство монопольного права на денежную эмис­сию.

Теория циклов у Хайека носит монетаристский характер. Цикл исследователь связывает с производственным периодом, а особое внимание в цикле он уделяет избыточному инвестированию. При­чину хозяйственных потрясений Хайек видит в кредитно-денеж­ной экспансии банковской системы. Предлагаемые им пути выхода из кризиса - это снижение уровня потребления, стимулирование добровольного сбережения.

Как и вся австрийская школа, Хайек относит к капитальным благам затраты земли и труда, особенно в предшествующий период. Главную роль он отводит оборотному капиталу, который хотя и носит преходящий характер, однако дает «созреть конечным услу­гам». Капитал ученый рассматривает не как некий фонд, а как за­пас определенных товаров, который должен быть воспроизведен.

Хайек считает, что совокупность излишков, образующихся в форме разности между продажной ценой и издержками производ­ства во всем народном хозяйстве, составляет «естественный про­цент». В хозяйстве, где установился «естественный уровень процен­та», имеют место нормальное денежное обращение, полное использование ресурсов, отсутствует принудительное сбережение. Блага, перемещаясь от низших стадий производства к высшим, через равные промежутки времени, соответствующие продолжительнос­ти производственного периода, обмениваются на нейтральные день­ги. Сбережения исследователь рассматривает как об­щий поток ресурсов, направляемых в отрасли, выпускающие про­изводственные блага. Принудительное сбережение вызывает инф­ляционное давление на цены, поэтому потребители, чтобы восста­новить прежний уровень потребления, предпринимают усилия для «проедания» дополнительного капитала.

Вмешательство государства, по Хайеку, не только нарушает рав­новесие в экономике, но даже постепенно уничтожает свободу индивидуума и демократию. Поэтому чем больше государство опе­кает своих граждан, тем вернее оно лишает их всякой свободы. На основании этого Хайек отрицает государственное планирование, а социализм называет посягательством на права человека и грубей­шей ошибкой, приведшей в России к тоталитарному режиму. Он считает, что преобладание государственной собственности, всеоб­щность государственного контроля являются причиной концентра­ции власти в руках худших в моральном и творческом отношении слоев населения, в этом - причина политического тоталитаризма и коррупции. В связи с этим Хайек пишет: «Неверно думать, что выбор, перед которым мы стоим, - это выбор между системой, где каждый получает по заслугам в соответствии с некими абсо­лютными и универсальными критериями, и системой, где судьба человека в какой-то мере определяется случайностью или везением. В действительности это выбор между системой, при которой ре­шать, кому что причитается, будут несколько человек, и систе­мой, при которой это зависит, хотя бы отчасти, от способностей и предприимчивости самого человека, а отчасти от непредсказуемых обстоятельств».[363]

Хайек не устает повторять, что социализм, одно из наиболее влиятельных политических движений нашего века, основывается на ложных посылках (несмотря на благородные намерения некото­рых лучших умов). «Эта претензия разума на то, что человечество способно по заранее составленному рациональному плану контро­лировать и направлять свою будущую эволюцию, имела фатальные последствия для судеб индивидуальной свободы и подготовила по­чву для тоталитаризма».[364]

Идеи Хайека оказали и оказывают большое влияние на эконо­мическую теорию и практику Запада. Проведенные в 80-е годы XX столетия в западных странах денационализация собственности и ее приватизация - результат этого влияния. Не случайно ЮНЕСКО приняла решение об издании 22-томного собрания сочинении Ф.Хайека, и этот проект уже осуществлен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: