double arrow

Культура Древней Руси

Культы, обряды славян сохранили традиции древних арийцев. До принятия христианства, умерших сжигали в ладьях вместе с предметами обихода, женами (вдова – позор для рода). Ладья должна была перенести их в мир мертвых. Корабль символизировал единство Вселенной / Мировое Древо: нос с головой птицы – небо, корма с змеиным хвостом – нижний мир, воду.

После объединения племен, ладьи с умершими стали предавать земле (прообраз гроба, связывающего два мира). Оргии (брачные)/ тризны на похоронах, освобождали племя от страха смерти, восстанавливали его жизненную энергию, возрождая предков в лице потомков.

В повседневной жизни славяне были связаны с полубогами и духами. Духи – это слуги Рода и Рожениц (добрые, злые и нейтральные). Добрые духи - берегини (души праведных людей). Злые духи – упыри (души порочных людей), злыдни – злые, вредные духи, приносящие беды и несчастья. Нейтральные - домовые и духи природы.

Домовые духи: домовой (прадедушка), кутный, кикимора – жена домового (прабабушка, кика - лебедь или птица, мора или мара – смерть), дед, спорыньи, спехи, дрема, балонок, лень, отеть, акоемы, прокуды, прокурой, банник.

Духи природы: лешие (беряшни), лесовик, лесунок, лашак, Микола Дупленский, Баровик, лукавый/Лук.

Злыдни: бесы – позже – черти (находящиеся за границей нравственности, правды), шишни (чертихи), Длака в звериной шкуре.

Берегини: Дид (прародитель, охраняющий клад Перуна), Русалка (Дева-птица, которая качается на ветвях и оберегает животных в воде), Баба-Яга/Яшка/Ящур (прародительница всех животных, хранительница традиций, животных, очага, домашнего хозяйства).

Полубоги (смертные, либо умирающие и воскресающие): Волкодлак (насылал болезни на людей), Калинники (от слова колить) – помощники Перуна (Морозко, Тряскунец, Карачун), Полкан – полуконь-получеловек, Чур/Щур (полубог границ, праздников), Коляда (от коло/ хоро, солнце-младенец с 25 декабря по 6 января), Среча (покровительница встреч и желаний), Купало (очищало воду, помогало в зачатии), Знич (огонь, пламя любви), Сварожичи (духи огня/домашнего очага), Вий (судья над мертвыми, насылал кошмары и привидения, “ясновидящий” среди мертвых).

В качестве оберегов от злых духов, сглаза, порчи, а также для сохранения покровительства добрых духов, богов славяне использовали символику ( в одежде, украшениях, при строительстве жилых и хозяйственных построек).

Женщины на одежде вышивали красным крестом (символ добра, красоты, солнца, здоровья) орнаменты, древо жизни (по груди, на юбках и фартуках ниже колена), ромбы, богинь (Макошь, затем Мару, позже - Ладу) и прочие знаки. Они никогда не работали на людях, защищали активные зоны обмена энергией (чакры). Замужние женщины с Нового времени стали носить кички (кика – священная птица), позже – туры (корова – символ материнства) и разделяли волосы на две косы. Девушки могли носить любую прическу, головной убор.

В качестве оберега на голове и мужчины, и женщины носили вышитую солярными и прочими сакральными знаками ленту. У князей, кузнецов ленту заменял металлический обруч. У мужчин вышивка наносилась по краям одежды в соответствии с датой рождения, родом занятий. У младенцев на рубашке вышивалась прямая, широкая красная полоса (символизировала долгую жизнь). Помимо этого, одежда украшалась бисером, металлическими бляхами, у князей - драгоценными камнями.

Специфика светской архитектуры и скульптуры:

Относится к срубному, а не к каркасному (как в Германии или Японии) типу построек с однообразной планировкой жилого дома (изба, клеть). Сруб или клеть из горизонтально уложенных бревен с очагом (печью) в правом углу перекрывалась двух или четырех скатной крышей. Основание крыши составляли длинные жерди, а ее верхушку венчал охлупень – бревно, прижимающее тесовую кровлю. Размеры бревен ограничивали длину и ширину строения, но выбор его высоты оставался свободным.

В холодных районах строили четырех стенные дома на высокой подклети. Изба (без окон, топилась по-черному) и двор находились под одной крышей. В Сибири несколько поставленных рядом срубов объединялись одной крышей. Они были похожи на закрытую со всех сторон крепость и назывались двойни и тройни.

В среднерусской полосе деревянные дома с завалинками обильно украшались резьбой, имели множество окон, затянутых бычьим пузырем. Импортируемое стекло использовали только родовитые, зажиточные бояре, а окна с цветными стеклами находились только в царских палатах.

Хоромы бояр, как и их быт, одежда мало отличались по своей сути от изб простых крестьян. Хоромы – система клетей, соединенных сенями и переходами.

В средние века возникает новый тип постройки - Кремль – укрепленная часть древнерусских городов (город в городе). Они находились внутри княжеского дворца или собора, окружались хозяйственными постройками, дворами бояр и церковной знати. За Кремлем по кольцевой планировке улиц строились дома горожан. Посадские поселения огораживались стенами и земляным валом. Первоначально, так называемые кремники начала ХIV века строились на берегу реки/ в месте слияния двух рек, или около озера. Они представляли собой деревянные, позже - каменные укрепленные стены с башенками, огороженные рвом с водой.

Еще одним типом укрепленных поселений были остроги. Остроги – срубные конструкции, образующие стены с открытым ходом наверху, несколькими башенками с небольшими шатрами, защищались бревенчатым забором. Дым от костров, разводимых на башенках в случае нападения кочевников, предупреждал население близлежащих городов об опасности.

Основные традиции деревянного зодчества были органично соединены с каменной архитектурой, пришедшей из Византии. Создается особый вид архитектуры – каменное зодчество, применяемый при строительстве мостов, теремов, крепостных стен, храмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: