ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
| ЗАПАД
| РОССИЯ
| ВОСТОК
|
способ производства
| интенсивный путь развития, натуральный обмен, доминанта охоты, ремесла, торговли, земледелия
| экстенсивный путь развития, доминанта собирательства, охоты, земледелия
| экстенсивный путь развития, доминанта собирательства, скотоводства, земледелия
|
государственное устройство
| демократизм, парламентаризм, коллективизм в управлении, следствием насилия государства над личностью являются революции
| выборность сочетается с патриархальностью наследственной властью, деспотией, тиранией, культом правителя, бюрократизмом и иерархичностью
| племенная и военная иерархия, строгая регламентирующая иерархичность, бюрократизм, тирания, деспотия наследственной власти
|
мировоззрение
| антропоморфное, монотеистичное, рациональное, расчлененное анализом, конкретноупорядоченное мышление, где мысль – есть частица структуры, целого. Доминирование интеллектуального постижения мира создает дробную картину мира.
| антропоморфное, политеистичное, космографичное, бинарное, образное мышление с помощью мысли-тире. Доминирование героико-природных приоритетов целостного мышления построено по принципу (не то, а это).
| зооморфное, анимистичное, алогичное, иррациональное, политеистичное, космографичное, целостное мышление с помощью мысли-волны построено на героико-природных приоритетах
|
отношение к науке и технике
| в соответствии с принципом (все для человека) доминируют естественные науки, а также философия, архитектурное строительство, искусствоведение, эстетика. Рациональное познание с отстранением субъекта от объекта познания направлено на интенсивное постижение и покорение природы
| процесс экстенсивного познания путем приближения к объекту познания воспринимается как необходимость, противопоставленная любмудрию (философской душевности). Практическая направленность приводит к развитию оборонной инженерии и с/х техники, а любомудрие с применением аналогии – к развитию гуманитарных наук.
| любовь мудрости при перевоплощении субъекта в объект познания имела побочным продуктом духовного творчества получение синтеза определенных гуманитарных и практически-бытовых знаний, распространяемых без необходимости экстенсивным путем
|
соотношение традиционности и новационности
| доминирует новационность, направленное на бесконечный прогресс, что порождает быстротечность, суетливость культурно-исторического развития
| долгая традиционность, воспринимаемая в качестве нормы жизни быстро сменяется новационностью, воспринимаемой в качестве необходимости, что порождает неоформленность и невосприимчивость чуждого
| доминирует традиционность, статичность (застывание форм), стремление к устойчивости, наряду со стихийностью, что порождает невосприимчивость к новому, дуалистичность, реалистичность
|
отношение к религии, духовности
| превалирует уход от мира при стремлении к красоте (эстетизм) и относительности добра и зла. Бог воспринимается в качестве пантократора, с которым возможно соединение с помощью литургии
| преобладает стремление к добру, красоте, душевности, самоочищению от греха. С Богом-заступником, с кем человек соединяется через молитву
| фанатичная религиозность, высокая духовность, мистицизм, стремление к красоте отражаются во всех сферах культуры, особенно в образовании и гуманитарных науках. Соединение с Высшим возможно путем медитации
|
отношение к природе
| преобразовательное, так как ориентируются на время в пространстве, боятся стихийности природы, стремятся все поставить на службу человеку
| любят ее суровость, бесконечность, преобразовывают только в силу необходимости
| созерцательная любовь, стремятся сохранить первозданную совершенную природу в ее бесконечности
|
определение места человека в мире
| человек – мера всех вещей, но он одинок не смотря на приоритеты мнения личности и семейственность (каждый сам за себя)
| человек слаб, ограничен в возможностях, поэтому уходит в себя и/ или из мира, растворяется в “миру”, так как ориентируется на мнение общества - семьи, рода (проявление соборности, общинности, землячества, особое ощущение родственных и преемственных связей)
| человек ограничен физически, но имеет высокие способности для развития духа. Глубокое познания человека и мира в их гармонии, следование законам Космоса поддерживает ощущение единства (клановости, семейственности, родственных связей в пространстве и времени)
|
специфика национального характера
| аудиовизуалы, экстраверты с культом героя живут по принципу “человек человеку – волк”, отличаются индивидуализмом, свободоустремленностью, деловитостью, мирной созерцательностью труда, доброжелательностью, но часто носят маски. Они выходят за пределы своего сознания, но не Я, ощущают сущность вовне, направлены на познание мира, стремятся к эволюции частного. Искусственность (часто внешнего) совершенствования, как и познание, направлены: от общего к частному, снизу вверх. В чуждых этносах видят врага, стремятся к борьбе, где проявляют упорство, энергичность, предприимчивость нервной и кипучей натуры. Их деятельность направлена на решение социально-политических проблем, часто путем военных действий и революций. Они стремятся к материальному благополучию и вхождению в стадию развитой цивилизации, хотят быть лучше других, отделяют чувства от разума, религию от философии. Это привело к крайним формам выхолощенной абстрактности.
| странники, мечтатели, книголюбы, мыслители, практики, кинестетики, интроверты живут по принципу “все мы люди, все мы христиане”. Отличаются миролюбивостью, незлобивостью, стихийностью и отходчивостью. Оборонительный коллективизм и направленность на приоритеты ценностей общины сформировали открытость восприятия, желание искать сущность около себя, правдолюбие и правдоискательство, масштабное реалистично-мистичное мышление. Стремятся жить по совести. Главный принцип бытия - соборность (единение всего в едином). Чувствительны, хитры, сочетают индуктивный и дедуктивный способы познания, (горизонтально) разноустремлены. Свойственны насмешливость, саркастичность, терпеливость, упорство, фатализм, направленность на решение как материальных, так и духовных (идеальных) проблем. Пытаются сохранить достижения культуры и развить новое (часто пришедшее извне) для ликвидации отставания в развитии. Проявляют синкретизм чувств и мышления, философии и религии; соборность в восприятии мира (общины) и природы
| интроверты, визуалы и аудиалы, фантазеры, мечтатели, мыслители, практики живут по принципу “человек человеку - брат”. Миролюбивы, агрессивны (воинственны), стремятся к коллективному сосуществованию. Отличаются созерцательностью, широким всеохватывающим мышлением, стремлением к самосовершенствованию внутреннего мира, стремлением к единению с Космосом и существованию по его законам, а также к сохранению культуры (ценностей, традиций, обычаев, ритуалов). Им свойственны: острый психологизм, фатализм, отшельничество, особая одухотворенность, чувствительность (эротизм), эмоциональность, утонченность. Они интуитивно познают мир от общего к частному, сверху вниз. Синкретизм философии и религии вызывает часто противоречивые чувства при отстранении от всего реального, земного. Иррациональная разнонаправленность вертикального восхождения духа сочетается с горизонтальной упорядоченностью в созидании окружающего пространства.
|