Типы цивилизаций. Основные параметры запад Россия восток способ производства интенсивный путь развития

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗАПАД РОССИЯ ВОСТОК
способ производства интенсивный путь развития, натуральный обмен, доминанта охоты, ремесла, торговли, земледелия экстенсивный путь развития, доминанта собирательства, охоты, земледелия экстенсивный путь развития, доминанта собирательства, скотоводства, земледелия
государственное устройство демократизм, парламентаризм, коллективизм в управлении, следствием насилия государства над личностью являются революции выборность сочетается с патриархальностью наследственной властью, деспотией, тиранией, культом правителя, бюрократизмом и иерархичностью племенная и военная иерархия, строгая регламентирующая иерархичность, бюрократизм, тирания, деспотия наследственной власти
мировоззрение антропоморфное, монотеистичное, рациональное, расчлененное анализом, конкретноупорядоченное мышление, где мысль – есть частица структуры, целого. Доминирование интеллектуального постижения мира создает дробную картину мира. антропоморфное, политеистичное, космографичное, бинарное, образное мышление с помощью мысли-тире. Доминирование героико-природных приоритетов целостного мышления построено по принципу (не то, а это). зооморфное, анимистичное, алогичное, иррациональное, политеистичное, космографичное, целостное мышление с помощью мысли-волны построено на героико-природных приоритетах
отношение к науке и технике в соответствии с принципом (все для человека) доминируют естественные науки, а также философия, архитектурное строительство, искусствоведение, эстетика. Рациональное познание с отстранением субъекта от объекта познания направлено на интенсивное постижение и покорение природы процесс экстенсивного познания путем приближения к объекту познания воспринимается как необходимость, противопоставленная любмудрию (философской душевности). Практическая направленность приводит к развитию оборонной инженерии и с/х техники, а любомудрие с применением аналогии – к развитию гуманитарных наук. любовь мудрости при перевоплощении субъекта в объект познания имела побочным продуктом духовного творчества получение синтеза определенных гуманитарных и практически-бытовых знаний, распространяемых без необходимости экстенсивным путем
соотношение традиционности и новационности доминирует новационность, направленное на бесконечный прогресс, что порождает быстротечность, суетливость культурно-исторического развития долгая традиционность, воспринимаемая в качестве нормы жизни быстро сменяется новационностью, воспринимаемой в качестве необходимости, что порождает неоформленность и невосприимчивость чуждого доминирует традиционность, статичность (застывание форм), стремление к устойчивости, наряду со стихийностью, что порождает невосприимчивость к новому, дуалистичность, реалистичность
отношение к религии, духовности превалирует уход от мира при стремлении к красоте (эстетизм) и относительности добра и зла. Бог воспринимается в качестве пантократора, с которым возможно соединение с помощью литургии преобладает стремление к добру, красоте, душевности, самоочищению от греха. С Богом-заступником, с кем человек соединяется через молитву фанатичная религиозность, высокая духовность, мистицизм, стремление к красоте отражаются во всех сферах культуры, особенно в образовании и гуманитарных науках. Соединение с Высшим возможно путем медитации
отношение к природе преобразовательное, так как ориентируются на время в пространстве, боятся стихийности природы, стремятся все поставить на службу человеку любят ее суровость, бесконечность, преобразовывают только в силу необходимости созерцательная любовь, стремятся сохранить первозданную совершенную природу в ее бесконечности
определение места человека в мире человек – мера всех вещей, но он одинок не смотря на приоритеты мнения личности и семейственность (каждый сам за себя) человек слаб, ограничен в возможностях, поэтому уходит в себя и/ или из мира, растворяется в “миру”, так как ориентируется на мнение общества - семьи, рода (проявление соборности, общинности, землячества, особое ощущение родственных и преемственных связей) человек ограничен физически, но имеет высокие способности для развития духа. Глубокое познания человека и мира в их гармонии, следование законам Космоса поддерживает ощущение единства (клановости, семейственности, родственных связей в пространстве и времени)
специфика национального характера аудиовизуалы, экстраверты с культом героя живут по принципу “человек человеку – волк”, отличаются индивидуализмом, свободоустремленностью, деловитостью, мирной созерцательностью труда, доброжелательностью, но часто носят маски. Они выходят за пределы своего сознания, но не Я, ощущают сущность вовне, направлены на познание мира, стремятся к эволюции частного. Искусственность (часто внешнего) совершенствования, как и познание, направлены: от общего к частному, снизу вверх. В чуждых этносах видят врага, стремятся к борьбе, где проявляют упорство, энергичность, предприимчивость нервной и кипучей натуры. Их деятельность направлена на решение социально-политических проблем, часто путем военных действий и революций. Они стремятся к материальному благополучию и вхождению в стадию развитой цивилизации, хотят быть лучше других, отделяют чувства от разума, религию от философии. Это привело к крайним формам выхолощенной абстрактности. странники, мечтатели, книголюбы, мыслители, практики, кинестетики, интроверты живут по принципу “все мы люди, все мы христиане”. Отличаются миролюбивостью, незлобивостью, стихийностью и отходчивостью. Оборонительный коллективизм и направленность на приоритеты ценностей общины сформировали открытость восприятия, желание искать сущность около себя, правдолюбие и правдоискательство, масштабное реалистично-мистичное мышление. Стремятся жить по совести. Главный принцип бытия - соборность (единение всего в едином). Чувствительны, хитры, сочетают индуктивный и дедуктивный способы познания, (горизонтально) разноустремлены. Свойственны насмешливость, саркастичность, терпеливость, упорство, фатализм, направленность на решение как материальных, так и духовных (идеальных) проблем. Пытаются сохранить достижения культуры и развить новое (часто пришедшее извне) для ликвидации отставания в развитии. Проявляют синкретизм чувств и мышления, философии и религии; соборность в восприятии мира (общины) и природы интроверты, визуалы и аудиалы, фантазеры, мечтатели, мыслители, практики живут по принципу “человек человеку - брат”. Миролюбивы, агрессивны (воинственны), стремятся к коллективному сосуществованию. Отличаются созерцательностью, широким всеохватывающим мышлением, стремлением к самосовершенствованию внутреннего мира, стремлением к единению с Космосом и существованию по его законам, а также к сохранению культуры (ценностей, традиций, обычаев, ритуалов). Им свойственны: острый психологизм, фатализм, отшельничество, особая одухотворенность, чувствительность (эротизм), эмоциональность, утонченность. Они интуитивно познают мир от общего к частному, сверху вниз. Синкретизм философии и религии вызывает часто противоречивые чувства при отстранении от всего реального, земного. Иррациональная разнонаправленность вертикального восхождения духа сочетается с горизонтальной упорядоченностью в созидании окружающего пространства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: