Психология масс

Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Славу ему принесли опубликованные почти одновременно книги «Психология народов» и «Психология толпы», где он сформулировал свою концепцию. В ней много сходного с концепцией Тарда, но основа совершенно иная. Это не психология индивидов или психология их взаимоотношений, а психология масс, народов, коллективная психология – вот главный объект его теоретизирования.

У его концепции есть цель идеологическая, мировоззренческая, а не социологическая, не научная. Эта цель – обосновать принципиальное неравенство народов как неизбежный продукт эволюции. В этом смысле он созвучен с расово-антропологической школой, он даже именует народы расами, только расы эти различаются у него в первую очередь не антропологически. Фундамент различия народов (рас) совершенно иной – это слой психики, эмоций, коллективной психики, то, что обычно называется характером или духом народа. Интеллектуальный, разумный слой психики поверхностен и несущественен. Главные характеристики коллективной психики, характера, духа народа: 1) бессознательность, иррациональность; 2) прочность, устойчивость. Психическая организация столь же устойчивая, сколь и анатомическая. Вот как он определяет ее содержание: «Люди каждой расы обладают, несмотря на различия их социального положения, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов мышления, составляющих бессознательное наследие их предков».

Национальный характер – это средний тип коллективной психики, присущий большинству представителей этого народа. Он определяет общепланетарную иерархию рас. Лебон делит расы на первобытные, к которым принадлежит традиционное население Австралии и Океании. Следующая ступенька – это низшие расы, к которым относятся негры. Еще ступенью выше располагаются средние расы: китайцы, японцы, семитские народы. И, наконец, на самом верху расы высшие, которые, разумеется, индоевропейцы. История и эволюция приводит к тому, что высшие расы куда более разнообразны, внутренне иерархичны, чем расы низшие. Чем выше народ, раса, тем больше ступеней между лучшими и худшими в этом народе. В каждой высшей расе присутствует внизу слой, принадлежащих к низшим расам, наверху – элита, религиозная, нравственная, интеллектуальная, правящая. Между ними большинство средних, именно они представляют характер расы, который определяет поведение индивидов.

Из чего складывается этот определяющий поведение характер: 1) наследственность, влияние вереницы предков, которое и создает характер народа («Раса – постоянное существо, не подчиненное действию времени. Покойники суть единственные, неоспоримые господа живых. Они управляют неизмеримой областью бессознательного, которая держит под своей властью все проявления ума и характера. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели»); 2) влияние непосредственных родителей, то есть наследственность в узком смысле, 3) воспитание, 4) влияние среды. Итак, за стабильность, за порядок в обществе отвечает характер и дух расы –это то, что формируется очень долго и изменяется чрезвычайно медленно. Теперешние расы, по мнению Лебона, являются историческими, а не природными. Они складывались в течение многих столетий скрещиванием природных и, возможно, исторических рас при благоприятных условиях.

Факторы эволюции рас разнообразны. Это возникающие новые потребности, борьба за существование, действия окружающей среды, успехи знаний и промышленности, воспитание и ряд других. Однако главный фактор эволюции – это влияние идей. Производят эти идеи и способствуют распространении в массах, в народе те, кто принадлежит к элите расы, народа, элите духовной, политической, военной, но духовной в первую очередь. При нормальной естественной эволюции рас именно элита порождает новые идеи, общественные институты, из которых история данного народа отбирает то, что соответствует характеру и духу расы. Отсюда чрезвычайно важная роль духовной элиты в эволюции расы.

Элита у Лебона не является наследственной, в противоположность взглядам расово-антропологической школы. Одаренность элиты сродни биологическому уродству, встречающемуся в природе, потому она не передается из поколения в поколение. Наследники элиты обычно возвращаются к среднему уровню, и на их место новые представители элиты, отмеченные уродством одаренности, выдвигаются из толщи народной. Он определяет взаимоотношение массы, народа и господствующих идей следующим образом: «По отношению к идеям мы только бараны, покорно идущие за вожатым, ведущим нас на бойню. Преклонимся перед силой идеи. Когда она уже достигла известного периода своего развития, то нет уже ни рассуждений, ни доказательств, которые могли бы ее победить. Чтобы народы могли освободиться из-под ига какой-либо идеи, нужны века или насильственные революции, а иногда и то и другое».

Идеи появляются, когда начинают формироваться расы. Их много разнообразных поначалу, пока некоторые из них не продемонстрируют свою силу, станут преобладающими и захватят массы. Именно их существование является смысловым центром духа народа, но существо их не осознается самим народом, массами, но только элитой. Это элита занята тем, что разрабатывает идеи, обсуждает, обосновывает, народ же воспринимает результаты этой деятельности бессознательно, принимая то, что сопрягается с глубинными слоями его психики.

Главные идеи, по мнению Лебона, религиозные. Они самые мощные по своему влиянию, самые способные к массовому заражению. Он полагал, что на рубеже XIX – XX веков происходит обветшание старых религиозных идей. Происходят постепенные изменения в воспитании, образовании, социальных институтах, привычках, обычаях, традициях народа. Лебон говорит, что мы имеем дело с веком толп. Толпа – это новое по отношению к расе, народу существо. Ее основа – характер расы. В толпе обычно преобладает один народ, одна нация. Он дает классификацию толп, но его самого в первую очередь интересуют, как источник и двигатель изменений, толпы организованные и одухотворенные. То есть толпы, поглощенные некоей идеей, неким единым стремлением, страстью и организованные наличием вожака. Новые характеристики толп по отношению к расе проистекают из следующих оснований: 1) безличность, всемогущество и безответственность толпы, то есть толпа настолько грандиозна и безлична, что человек в ней все ее огромное анонимное тело полагает своим собственным и поэтому ничего не боится; 2) способность передавать идеи, эмоции практически мгновенно, предрасположенность к заражению; 3) восприимчивость к внушению, которое порождает вождь, лидер толпы.

Отсюда возникают новые специфические характеристики толпы: бессознательность, поглощенность общими идеями и чувствами и стремление превратить эти общие идеи и чувства в действия немедленно. В зависимости от того, какие идеи и чувства могут быть внушены толпе, она может быть как преступной, так и геройской, как разрушительной, так и творческой. Однако разрушительные качества доминируют в толпе. Она сама по себе ничего придумать не может, она может только подхватить идею, брошенную в нее вожаком, лидером.

Вот это разграничение толпы и расы позволяет Лебону описать исторический круг жизни народа, расы, цивилизации. Народ, цивилизация рождаются как толпа, как некое случайное собрание людей под руководством вождей, лидеров. Затем в общих условиях природной среды происходит становление расы, рождение и подчинение расы главным идеям, затем с неизбежностью приходит старость как ослабление главных идей и вновь раса превращается в толпы. Таким образом, каждый народ проходит общий для всех цикл жизни: сначала его формирование из случайных толп, превращение в расу, которое занимает многие поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: