Теория подражания

Известность Г. Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, который рассматривает в качестве основы для объяснения человеческого поведения интерсубъективную психологию. Если для инстинктивистов основой поведения является структура психики индивида, то здесь в основе социального поведения лежит взаимодействие индивидов, психология их взаимодействия. Если Спенсер начинает аналогией общества с организмом, с его специализацией и субординацией органов, то Тард полагает, что подобная аналогия справедлива только для общества, находящегося в состоянии войны, более того, для воюющей армии. Общество в обычном его состоянии справедливо, по мнению Тарда, сравнивать с мозгом как высшим психологическим механизмом, обладающим упорядоченным запасом воспоминаний и способностью создания новых представлений, некоторые из них впоследствии сами станут воспоминаниями.

Устройство общества сходно с устройством мозга, где индивиды – вполне равноправные клеточки, и связь целого – это «равновесие и солидарность между симпатизирующими друг другу эгоизмами». В его время полагалось, что мозг настолько универсальная структура, что он при повреждении какой-либо части способен выполнять функции этой поврежденной части. Такой компенсирующий перенос функций лишь иногда возможен, но все-таки возможен, тогда как в организме невозможно, чтобы функцию печени или сердца взял на себя какой-нибудь другой орган.

Следующая аналогия позволяет ему структурировать общество в три слоя по аналогии с содержанием психики индивида. Верхний слой – это слой недавних мнений, вкусов, идей, привычек человека и общества. Они не слишком взаимосвязаны между собой, не систематичны, могут друг другу и противоречить. Второй – это слой традиций и обычаев в обществе. У индивида – его ум и сердце. Это убеждения и страсти, они куда более тесно взаимосвязаны, и этот слой может противоречить мнениям поверхностного слоя. Еще глубже расположена ткань из почти неосознаваемых принципов и убеждений, его обычно называют характером, или духом как по отношению к обществу, так и индивиду.

Таким образом, структура общества упорядочена так же, как и структура человеческой психики. Сверху мимолетные мнения, оценки, суждения, которые бывают только частично упорядочены. Потом идут наши страсти, убеждения внутренние, на основе которых мы выстраиваем наши утверждения, решения – это ум и сердце человека и убеждения и принципы народа, традиции и обычаи, которые заставляют нас поступать, как принято в обществе. И последний слой – дух, характер, то, чего мы не знаем, но что в первую очередь определяет поведение как индивида, так и общества. Мы часто употребляем такие слова: «в характере немцев, англичан, американцев», «характер нации», «характер народа», «характер общества». Это то, чем в первую очередь мы объясняем поведение людей, потому что именно это и определяет их поведение.

История протекает, эволюционирует так же, как изменяется массив нашей памяти. На поверхности нашей памяти наше теперешнее «Я», говорит Тард, «скитается подобно блуждающему огоньку и непрерывно присоединяет новые восприятия, идеи, цели, которые станут убеждениями, привычками, традициями и, наконец, бессознательным духом, нашим характером». В обществе такую роль выполняет сегодняшний день истории.

Почему люди действуют согласованно, понимают друг друга и действуют «в такт»? Это делает психологический механизм подражания, он от природы присущ каждому человеку и укоренен в его природе как человеческое выражение механизма повторения, свойственного природе вообще на неорганическом, органическом и социальном уровнях. Итак, вопрос согласия и порядка решается просто: все мы, люди, от природы обладаем склонностью к подражанию. Эта склонность сродни гипнозу, то есть мы не можем не подражать и поэтому действуем согласованно.

Откуда берется новое, откуда берутся изменения в обществе? Новое рождается из изобретательности отдельных индивидов, и изобретательность эта также присуща человеческому роду, но проявляется явно, очевидно только у некоторых индивидов. Следовательно, перед социологией встает задача изучения механизмов распространения и усвоения изобретений. Исследование эволюции общества и есть изучение этих механизмов. Как происходит распространение и усвоение изобретений? Из точки, где произошло изобретение, а под ним понимается все, что угодно: от изобретения колеса, религии, телеграфа до плевания на спор в длину, способов дружбы и любви и прочего. Все, что люди делают, когда-то кем-то было изобретено. Из этой точки расходятся волны подражания, как круги на воде, и любое изобретение в принципе могло бы заполонить весь мир, если бы не встретилось с волнами, расходящимися от других изобретений.

Здесь вступает в действие другой психологический механизм, свойственный также природе человека, механизм оппозиции, или противопоставления. Очень часто перед нами встает вопрос, что выбрать? Эти колебания и есть действие механизма оппозиции, когда перед нами несколько возможных вариантов действия. Как индивиды принимают решения, так и целые общества. К примеру, Киевская Русь выбрала византийское христианство, но выбор происходил из нескольких конфессий. Механизм оппозиции и есть то, что подавляет новые изобретения. Если оппозиция сильна, то новые изобретения могут исчезнуть, даже не набрав силы, влияния. Механизм оппозиции действует в совершенно различных формах: от дискуссий, обсуждений до использования атомных бомб в качестве инструментов доказательства правильности моего выбора.

Следующий шаг – это включение механизма приспособления. Из всего богатства новых изобретений воспринимается и приспосабливается к старым такое, которое «наиболее способно в настоящий момент укрепить и увеличить сумму народной веры и спокойствия». То есть сохраняется то, что представляется народу наиболее подходящим духу его обычаев и привычек. Действие механизма приспособления в наиболее чистом виде предстает для Тарда в приспособлении индивидов друг к другу.

Отсюда понятно, как происходит эволюция общества. Индивиды, способные к изобретательству, придумывают массу изобретений, из этих всех придумок обществом аккумулируется, сохраняется через механизм подражания только то, что больше всего отвечает его теперешним потребностям. Иначе говоря, общество ставит вопрос, а изобретение на этот вопрос отвечает. Успешные ответы воспринимаются и сохраняются и тем самым делают ненужными другие подобные решения. Таким образом происходит эволюция общества как трансформация сохраняющегося порядка: все новые изобретения отвечают на общественные потребности и замещают собой некоторые старые изобретения. Метод исследования эволюции – это анализ статистических данных о поведении людей.

Социальные формы, в которых совершается процесс подражания, – это обычай и мода. В истории периоды господства обычая и моды сменяют друг друга, когда господствует обычай, подражают «своему и древнему», когда мода – «новому и чужому». Современная Тарду историческая эпоха характеризовалась господством моды. Мы с вами также можем заметить, что на фоне последних десятилетий прошлого века, когда нашу жизнь диктовала мода, в последнее время от подражания «новому и чужому» наметился поворот к «своему и древнему».

Теперь о социальных единствах, социальных группах, в которых протекает подражание. Это, во-первых, семья, во-вторых, толпа. Обычно в деревне подражание по преимуществу происходит в семье, в городе – в толпе. Тарда интересует механизм протекания подражания в толпе. В семье подражание очевидно: обычаи, традиции переходят из поколения в поколение, носителем их является отец и вообще старшие в семье, а младшие им подражают и так все усваивают. В толпе, которая, согласно Тарду, отличается эмоциональностью и иррациональностью и наличием вожака, действуют два механизма: похожесть и внушение. Поскольку в толпе снимается критичность и рациональность индивидов и они превращаются в единое эмоциональное целое, подражание может распространяться практически мгновенно. Достаточно вожаку в определенный момент выкрикнуть, что надо делать, и все: толпа понеслась выполнять.

Сам Тард полагал, что толпа – это прошлое, то, что уже отживает. В цивилизованном мире толпа постепенно заменяется публикой, которая, в отличие, от толпы является духовной и интеллектуальной общностью, рассредоточенной в пространстве. Для формирования публики необходимы публицисты, то есть те, кто печатается в журналах, газетах и прочих средствах массовой информации. Вокруг этих мест, где выступают публицисты, и формируется публика. Ее характеристики: 1) большая рациональность, 2) субъективность отношения к объектам подражания; 3) интернациональность; 4) подверженность моде.

Преобразование толпы в публику характеризуется ростом власти общественного мнения. Общественное мнение Тард воспринимал как слоеный пирог: местное общественное мнение, национальное и интернациональное, общечеловеческое. «Местное» – это значит местные общественные мнения социальных групп, к которым человек принадлежит. В обществах прошлых, традиционных общественное мнение существует как единогласие. Его высказывает местный лидер: старейшина, вождь, монарх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: