В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Что делает каждый ученик проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы.
Таблица 6
| Учитель | Учащиеся |
| Первый этап - погружения в проект. | |
| Формулирует: | Осуществляют: |
| 1) проблему проекта | 1) личностное присвоение проблемы |
| 2) сюжетную ситуацию | 2)вживание в ситуацию |
| 3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
| Второй этап – организация деятельности. | |
| Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
| 4) организовывать группы; | 4) разбивку на группы; |
| 5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; |
| 6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
| 7) возможные формы презентации результатов; | 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
| Третий этап – осуществление деятельности. | |
| Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
| 8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
| 9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; |
| 10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; |
| 11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | 11) подготавливают презентацию результатов. |
| Четвёртый этап - презентация | |
| Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
| 12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели и задач; |
| 13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу. |
| 14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др. | 14) найденный способ решения проблемы. |
| 15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата. |
| 16) дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над 1-2 проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
Й этап
Учитель Ученик
>






