Теория иерархии потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более «хитрый» механизм воздействия запросов людей на их поведение. Согласно ей, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Так, в одном из вариантов этой концепции выделяются следующие шесть уровней потребностей (рис. 1.6).
Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, человеку, как говорится, «не до театра», если он голоден или не имеет крыши над головой. Вместе с тем по мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более возвышенными и благородными».
Понятно, что подобное «рассортирование» потребностей по иерархическим «полочкам» весьма относительно и во многом сит условный и теоретический характер. Тем не менее, идеи Маслоу нашли и практическое применение - например, в программах улучшению стиля управления и «обогащению труда» (т. е. подстройке под запросы работников, облагораживанию, наполнению интеллектуальным' и творческим содержанием и т. д.), а также в сфере воспитания.