double arrow

Исторические условия возникновения социологии


На процесс становления и развития социологии повлияли в основном три фактора:

1) рост промышленной экономики, основанной на фабричном производстве, развитие капитализма (промышленная революция);

2) стремительный рост городов (урбанизация);

3) новые идеи демократии и политических прав (Гоббс 1588-1679), (Локк 1632-1704), (А.Смит 1723-1790), политические революции, социально-политическая нестабильность. Восстановление социального порядка стало главной заботой классических теоретиков социологии. Социологическая теория формировалась также в качестве реакции против марксизма и социалистической теории.

Социология возникает из потребности преодолеть ограниченность философского метода познания социальной действительности (абстрактность, умозрительность, непрактичность философского метода).

2. Основные этапы становления и развития социологических учений

  • 1 этап – 40-80 гг. 19 ст. (О. Конт; Г.Спенсер; К.Маркс);
  • 2 этап – 90 гг. 19 ст. – 20 гг. ХХ ст. (Э.Дюркгейм; М.Вебер);
  • 3 этап – 20 гг. – 60 гг. ХХ ст. (Т.Парсонс, Р.Мертон, Г. Мид, Дж. Хоманс и др.);
  • современный этап – 60 гг. ХХ ст. – настоящее время.

1 этап. Становление основных социологических учений (40 - 80 гг. Х1Х ст.)

О. Конт (1798-1857) – французский философ, родоначальник позитивизма и основоположник социологии

(осн. труды – «Курс позитивной философии» (1842), «Система позитивной политики» (1854).

Основные положения социологии О.Конта:

1) ввел термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе;

2) сформулировал требования к социологии как науке, которая должна:

а)объединить все знания об обществе;

б)дать им строгую научную оценку;

в) основываться на изучении и проверке фактов, а не на умозрительных построениях (такой подход был назван позитивизмом);

г) социология должна быть отделена от философии и от любой науки, не базирующейся на опытном знании.

3) дал обоснование социологии на основе сформулированного им закона о трех стадиях интеллектуального развития человечества (критерий – прогресс типов познания):

1) теологическая стадия (до 1300 г. человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, используя понятие сверхъестественного (населяет мир богами, духами и т.д.) – это стадия примитивного общества);




2) метафизическая стадия (1300-1800 гг. - отказ от обращения к сверхъестественному, воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления. Мир объясняется при помощи абстрактных сущностей - природа, космос, материя, дух и др.). Задача стадии – критическая, т.е. разрушить прежние представления и подготовить третью стадию – позитивную, или научную стадию развития общества;

3) позитивная стадия – 1800 г. (Франц. революция) отказ от использования абстрактных понятий и переход к научному познанию, наблюдению за явлениями и фиксированию постоянных связей между ними (стадия индустриального общества, т.е. капитализма).

4) сформулировал закон разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам растет разнообразие в обществе и материальное благосостояние. Но эти же факторы ведут к разрушению общества.. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению Конта, социология.

5) делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.

  • Социальная статика изучает условия стабильного существования общества, его состав и строение (семья, государство, религия), механизм его интеграции и стабилизации (анатомия);
  • Социальная динамикаизучает законы развития общества, смены эволюционных стадий, формулирует теорию общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества (физиология).

На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса.



Конт был противником как революций, так и реставрации феодализма. Развитие промышленности и науки считал объективным и необходимым направлением развития общества. Его теория носила эволюционный характер, базировалась на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития.

Теория К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895).

Если Конт связывал надежду на выздоровление капиталистического общества с развитием промышленности, просвещения, наук, и в особенности социологии, то диагноз Маркса был иным: такое общество исправить эволюционным путем невозможно, его надо уничтожить и заменить новым справедливым обществом.

Основные положения теории Маркса и Энгельса:

  1. Общество развивается постепенно, но возникают периоды революционных изменений;
  2. Революционные изменения приводятся в действие через социальные противоречия и конфликты, через классовую борьбу;
  3. Классовая борьба является движущей силой истории;
  4. Разработал теорию материалистического понимания истории, составными элементами которой являются:

а) учения о «способе производства» и «ОЭФ»,

б) «базисе и надстройке»,

в) «социальной революции»,

г) «исторической миссии пролетариата», «диктатуре пролетариата», «руководящей роли КП», «коммунизме» как высшей стадии развития человеческого общества.

Многие положения их теории история не подтвердила.

Второй этап развития социологии (с 90-х гг. Х1Х ст. - по 20 гг. ХХ ст.)

Социологическая теория Э.Дюркгейма

Э.Дюркгейм (1858-1917) – фр. социолог, философ и историк. Основные труды: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и др.

Основные положения теории:

1) Цель социологии – открытие и формулировка причинных закономерностей в обществе. Она должна ориентироваться на методы естественных наук.

2) Общество это:

а) автономная социальная реальность, которая существует наряду с природной реальностью;

б) целостная система со своими законами функционирования;

в) система, элементарной ячейкой которой являются социальные факты, а не отдельные индивиды;

г) социальная реальность первична перед составляющими ее частями, она определяет поведение индивида, но не индивид функционирование общества;

д) общество выступает как независимая от индивидов вне- и надиндивидуальная реальность.

3) Предметом изучения социологии должны быть «социальные факты», которые объективны и их следует «изучать как вещи», через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др.

Социальные факты -это продукты взаимодействия индивидов, выраженные в конкретных социальных явлениях (право, язык, денежная система, ценности, традиции, обряды, предрассудки, и иные «коллективные представления»).

Социальные факты - это независимые от индивидов фрагменты социальной реальности, образующие общество, и которые:

а) выступают для индивидов внешними, безличными, объективными, материальными и наблюдаемыми;

б) связаны между собой отношениями причинности, что создает возможность формулировать социальные законы;

в) обладают принудительной силой по отношению к индивидам;

г) их источник находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

Признание объективной реальности социальных фактов являетсяцентральным пунктом социологического методапо Д.

4) Ядро социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности».

Солидарность рассматривает как высший универсальный принцип, как высшую моральную ценность.

Дюркгейм выделяет два основных типа социальных связей в эволюции общества, которым соответствует:

а) общество с «механической солидарностью»;

б) общество с «органической солидарностью».

Общество с механической солидарностью– это примитивное общество, в котором действия людей однородны.

Механическая солидарность:

а) основана на сходстве людей. Общество сплочено, так как индивиды еще не дифференцированы (доиндустриальное общество). Люди притягиваются друг к другу поскольку у них много общего: язык, обычаи, верования, историческая память. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой-чужой»;

б) индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь при органической солидарности.

Общество с органической солидарностью - это современное общество.

Органическая солидарность:

а) возникает в развитых обществах (индустриальных), порождена разделением трудаи основана на различиях между людьми, так как происходит обмен продуктами деятельности, что приводит к взаимозависимости индивидов;

б) называется органической по аналогии с органами «живого существа»;

в) может нарушаться в результате аномии, т.е. процесса распада норм. Поэтому необходимо следить за сохранением солидарности (социализация общества). Аномия - от фр. anomie – беззаконие, безнормность.

Конт формулирует закономерность, что общество развивается от механической к органической солидарности.

Механическая и органическая солидарность – это идеальные типы. В современных обществах проявляются оба типа солидарности в том или ином их соотношении.

5.Считал антагонизм труда и капитала результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества.

6. Видел причины кризиса капитализма в отставании культуры от далеко продвинутой экономики, в несовершенстве моральных норм, не соответствующих новым условиям. Возможность преодоления кризиса видел в сознательном введении новых норм, регулирующих поведение членов общества.

7. Конкретным выражением эффективности методологии Дюркгейма явилось социологическое исследование самоубийств. Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — это социальный фактпродукт действия социальных факторов.

В результате СИ установил факты, что:

· среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков;

· неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке;

· среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения;

· в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций;

· в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды стабильности;

· в городах самоубийств больше, чем в сельской местности.

Дюркгейм пришёл к выводу, что:

1)типичной причиной самоубийств служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция.

2) чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

Социология М.Вебера (1864-1920)

М.Вебер нем. социолог, философ и историк. Автор работ: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919). «Хозяйство и общество» (1921) и др.

Немецкий историк Дильтей сформулировал положение, что в социальных науках способы познания должны отличаться от способов познания естественных наук. Эта идея исходит из философии неокантианства.

Вклад Вебера в развитие социологии:

1. Вебер является основоположником понимающей социологии. Ее суть:одной из важнейших черт социологии должно стать понимание. Для этого вводится термин«Verstein»нем. «понимание». Социология должна изучать только такое поведение людей, которое:

а) осмысленно ими с точки зрения целей и средств их достижения,

б)ориентировано на других субъектов, учитывает влияние на них своих действий и их ответную реакцию. В этом суть социального. Схема: «стимул - реакция» - упрощенная схема;

в) для изучения человеческого поведения необходимо составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

  1. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей.

Необходимо понять сознательные установки субъекта на ценности, которые определяют содержание и направленность его деятельности.

Ценности это явление не надисторическое, а «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе направление интереса». Ценности из области надисторической переносятся в историю.

3. Сформулировал концепцию «идеальных типов» социального действия.

Идеальный тип - это теоретическая конструкция познавательного процесса, эталон, средство сравнительного анализа.

Вебер выделил четыре идеальных типа действия: (социальные факты объясняются типами соц. действий).

1) аффективное действие– происходит через аффекты т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства;

2) традиционное действие– осуществляются через привычку;

3) ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую или религиозную ценность определенного поведения. В качестве цели выступает само действие, заповеди предъявляемые себе – долг, достоинство, мораль, красота, религиозное предписание (капитан тонущего судна покидает его последним)

4) целерациональное человек ясно представляет и соотносит цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

В этой классификации степень осознанности наращиваетсяот аффективных действий к целерациональным.

В историческом процессе растет степень рациональности социальных действий во всех сферах общества. Воплощением рациональности Вебер считает капиталистическую экономику и правовое государство, которые развиваются на основе целерациональных действий. В реальном поведении людей присутствуют все типы действий.

4.Вебер сформулировал социологию господства, понятие и типы легитимной власти:

Вебер выделил три типа господства:

1) харизматическое господство, базирующееся на аффективном действии и слепой вере в вождя (от греч. Harisma - божественный дар, благодать);

2) традиционное господство,основанное на традиции,привычке;

3) бюрократическое, легальное господство,основанное на целерациональных действиях.

Он пришел к выводу, что трем типам господства соответствуют три типа легитимной власти:

1) харизматическая власть;

2) традиционная власть;

3) легальная власть, основанная на законе, рационально установленных правилах ее приобретения и использования.

Легитимность власти – это ее морально-ценностное обоснование, на основе чего люди принимают власть. Легитимность есть правомерность власти.

  1. На основе своей методологии разработал концепцию социологии религии.

Анализ карты Европы конца 19 ст.:

1) Католический Юг и Юго-запад – Италия, Испания;

2) Православный Восток и Юго-восток – Россия, Балканы, Греция;

3) Протестантский центр и Северо-восток – Англия, Германия, Скандинавские страны, США.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма»Вебер показал:

а)что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, как считали марксисты, но и духовные истоки;

б) что среди духовных, идеологических предпосылок развития капитализма важнейшая роль принадлежит религиозной протестантской этике;

в) что протестантская этика (и, прежде всего, доктрина Кальвина) внушала человеку ценность упорного и бережливого труда и образа жизни, и это стало важнейшей предпосылкой капиталистического предпринимательства. Спасение через упорный труд, бережливость и богоугодный образ жизни;

г) что существует взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью, что разные типы религиозной веры различным образом мотивируют людей в трудовой деятельности.

Третий этап развития социологии(20-60 гг. - ХХ ст.). Данный этап характеризуется:

1) активным развитием эмпирической социологии и особенно в США,

2) широким распространением и совершенствованием методов и техники КСИ;

3) созданием теории структурного функционализма Т. Парсонса(1902-1979), которая стала господствующей в средине 20 ст. Работы: «Структура социального действия» (1937), «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (1966) и др.

Основные черты его теории:

а) главная задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы, т.е. общества;

б) теория представляет общество как целостную систему;

в) в основе теории лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: