В России из-за большевистской революции (1917), идеологических запретов и ограничений со стороны коммунистов социология в XX в. развивалась крайне неравномерно. В целом в ее российской истории можно выделить четыре основных периода (табл. 1.3). Первый этап (с середины XIX в. до 1920-х гг.) был наиболее разнообразным и плодотворным. Российская социологическая мысль продвигалась здесь по целому ряду направлений. В чем состоит социальный прогресс? Какой путь к нему (эволюционный или революционный) более естествен? Какова роль личности и широких народных масс в истории? Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические и т.д.) оказывают наибольшее воздействие на развитие общества? Эти и другие проблемы волновали наших отечественных обществоведов в предреволюционный период.
Так, например, русский социолог, историк и правовед Максим Ковалевский (1851-1916) видел прогресс общества в росте человеческой солидарности (от франц. solidaire - действующий заодно), во все большем единстве людей и социальной гармонии. Он не принял идею Карла Маркса о том, что противоречия в обществе разрешимы лишь через классовую борьбу. На смену разобщенности между трудом и капиталом, полагал он, постепенно идет сотрудничество. Неизбежные же конфликты можно улаживать мирно, с помощью государства. В связи с этим и революцию Ковалевский рассматривал как противоестественную форму развития общества, как случайное или даже патологическое1 явление - следствие ошибок правительства.
|
|
Оппоненты Ковалевского, в частности, русский марксист Владимир Ленин (1870-1924), напротив, видели выход из социальных противоречий только в непримиримой борьбе пролетариата с буржуазией и в революции. Совершенный ленинцами октябрьский (1917) переворот в России предопределил и новые ориентиры социологических исследований.
На втором этапе развитие социологии было направлено по одному теоретическому руслу - руслу коммунистической идеологии, и подчинялось потребностям строительства социализма в России (с 1922 - в СССР) и стимулирования рабочего и коммунистического движения в мире.
На третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была практически ликвидирована. Тоталитарный режим коммунистов не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма», утверждение в обществе единой марксистско-ленинской идеологии и подчинение ей всей научной и культурной жизни страны (так называемая идеологизация).
Только после смерти Сталина (1953), с началом разоблачений культа его личности и наступлением «хрущевской оттепели», начался новый, четвертый этап в жизни отечественной социологии - этап ее постепенного и трудного возрождения. В Советском Союзе стали появляться специализированные социологические учреждения, объединения ученых, журналы, вузовские кафедры, лаборатории и т.д. Однако наиболее широко и свободно (если не принимать во внимание жесткие финансовые ограничения) социологические исследования развернулись на волне «горбачевской перестройки» (вторая половина 1980-х) и особенно с прекращением господства КПСС и крушением советской империи (1991). В нынешней России, начавшей двигаться в направлении демократии, для социологов открываются все новые и новые сферы исследований.
|
|