Основные вехи развития социологии в России

В России из-за большевистской революции (1917), идеологических запретов и ограничений со сто­роны коммунистов социология в XX в. развива­лась крайне неравномерно. В целом в ее россий­ской истории можно выделить четыре основных периода (табл. 1.3). Первый этап (с середины XIX в. до 1920-х гг.) был наиболее разнообраз­ным и плодотворным. Российская социологическая мысль продви­галась здесь по целому ряду направлений. В чем состоит соци­альный прогресс? Какой путь к нему (эволюционный или рево­люционный) более естествен? Какова роль личности и широ­ких народных масс в истории? Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические и т.д.) оказывают наибольшее воздействие на развитие общества? Эти и другие проблемы волновали наших отечественных обществоведов в пред­революционный период.

Так, например, русский социолог, историк и правовед Мак­сим Ковалевский (1851-1916) видел прогресс общества в росте человеческой солидарности (от франц. solidaire - действующий заодно), во все большем единстве людей и социальной гармо­нии. Он не принял идею Карла Маркса о том, что противоречия в обществе разрешимы лишь через классовую борьбу. На смену разобщенности между трудом и капиталом, полагал он, посте­пенно идет сотрудничество. Неизбежные же конфликты можно улаживать мирно, с помощью государства. В связи с этим и ре­волюцию Ковалевский рассматривал как противоестественную форму развития общества, как случайное или даже патологичес­кое1 явление - следствие ошибок правительства.

Оппоненты Ковалевского, в частности, русский марксист Владимир Ленин (1870-1924), напротив, видели выход из соци­альных противоречий только в непримиримой борьбе пролетари­ата с буржуазией и в революции. Совершенный ленинцами октябрь­ский (1917) переворот в России предопределил и новые ориенти­ры социологических исследований.

На втором этапе развитие социологии было направлено по одному теоретическому руслу - руслу коммунистической идеоло­гии, и подчинялось потребностям строительства социализма в Рос­сии (с 1922 - в СССР) и стимулирования рабочего и коммунисти­ческого движения в мире.

На третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была прак­тически ликвидирована. Тоталитарный режим коммунистов не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях ре­альных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма», утверждение в обще­стве единой марксистско-ленинской идеологии и подчинение ей всей научной и культурной жизни страны (так называемая идеологизация).

Только после смерти Сталина (1953), с началом разоблачений культа его личности и наступлением «хрущевской оттепели», начался новый, четвертый этап в жизни отечественной социо­логии - этап ее постепенного и трудного возрождения. В Совет­ском Союзе стали появляться специализированные социологичес­кие учреждения, объединения ученых, журналы, вузовские кафед­ры, лаборатории и т.д. Однако наиболее широко и свободно (если не принимать во внимание жесткие финансовые ограничения) социологические исследования развернулись на волне «горбачев­ской перестройки» (вторая половина 1980-х) и особенно с пре­кращением господства КПСС и крушением советской империи (1991). В нынешней России, начавшей двигаться в направлении демократии, для социологов открываются все новые и новые сферы исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: