Общественное бытие

Человек осознает свое отношение к природе, к космосу, продуктам труда, своей телесности только осознавая свои отношения с другими людьми. К.Маркс писал, т.к. человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом «Я есть Я», то человек сначала смотрит как в зеркало в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем Павел как таковой, во всей Павловской телесности становится для него формой проявления рода «человек».

То есть, идентифицируя себя с другими, человек осознает, что он из себя представляет. Тем самым, формируя свое отношение к своей телесности, к природе, к космосу, к продукту труда, осознает это отношение через призму своего отношения к другим людям, к обществу.

Человек – существо общественное, смысл жизни которого заключается в пребывании в обществе и взаимодействии с этим обществом. Высшая человеческая ценность- система общественных отношений, в которой возможно биологическое и духовное бытие человека.

Ребенок не может стать личностью в изоляции, для этого ему необходимо общество, которое регулирует и наполняет социальным содержанием его поведение. В истории известны 56 случаев, когда дети воспитывались среди животных, это не дало им возможности стать личностью. Сознание не является природным достоянием. Сознательные психические явления формируются в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Все многочисленные проявления бытия человека – биологическое духовное, все его отношения к окружающему миру – обретают свою значимость и смысл, если соответствуют таким фундаментальным нормам общественного бытия как право, истина, справедливость, красота.

Человек как обитатель вселенной, как духовный феномен и часть природы мог состояться, как человек и может раздвинуть границы своего бытия в пространстве и во времени лишь благодаря тому, что он создал и продолжает укреплять как высшую ценность – систему общественных отношений.

Общественные отношения – универсальная сторона бытия деятельной сущности человека, то пространство, в пределах которого только и возможно биологическое и духовное бытие человека, его самость и саморефлексия.

Рассматривая субстратную предпосылку индивидуального бытия человека нетрудно убедиться, что биологическое бытие предшествует общественному. Увидеть это просто на примере лечения агрессии. В Нидерландах, агрессия у мужчин передается в поколениях, ученые обнаружили, что при агрессии вырабатываются некоторые гормоны, поэтому ее научились лечить медикаментозно. Практически все нервно-психические заболевания то же лечат медикаментозно. В глобальном масштабе – лечение агрессии и насилия биохимическими средствами – это метод выключения из активной жизнедеятельности больших групп людей, т.к. гасится стремление к самовыражению, к человеческому общению. К счастью есть и другие исследования. Два американских автора сделали вывод из изучения 186 обществ: уровень насилия и агрессии в обществе прямопропорционален частоте, в которой эти общества вовлекаются в войны. Через 10 лет мирной жизни этот уровень падает, т.е. агрессия - социальный факт. Подмена организационной и воспитательной работы медикаментами замещает мораль или делает ее ненужной. Таким образом, агрессивность и стремление к насилию детерминируются общественным бытием человека, а наличие или отсутствие определенных гормонов - следствие, определенного состояния общественного бытия. То есть здесь мы опять встречаемся с законом экспансии – энергия социальной жизни может быть компенсирована биологической энергией лишь на уровне количественного измерения, а качественные преобразования в общественном бытии человека возможны с использованием исключительно социальной энергии. Ресурсы биологического бытия человека, попав под контроль социального субъекта, могут быть использованы как на пользу человека, так и во вред ему. Если общественные отношения являются непременным условием и социальной формой бытия человека, то материальной субстанцией, своеобразной исходной «клеточкой» бытия человека является человеческая деятельность. Выделяя акт «человеческой деятельности» в качестве исходной «клеточки» бытия необходимо разобраться с понятием «акт жизнедеятельности» или «акт социального действия».

Понятие «акт жизнедеятельности» было введено в Н. Сеченовым: «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная».

Структура «акта жизнедеятельности» может быть представлена следующим образом, начало (раздражитель), середина (сознание), конец (мышечное движение). Эту идею развил И.А. Павлов и А.Н. Леонтьев, сконцентрировав внимание на сознании (психике) как центральном звене акта, что имеет важное значение для изучения человека как субъекта психической деятельности. Но психология не может представить деятельность как социальный феномен. Очевидна несостоятельность попыток на распространение психологической категории «акт жизнедеятельности» на объяснение социально-деятельной сущности человека.

Структура «акта социального действия» изложена в работе Парсона и используется им в качестве универсального философского принципа при формулировании структуры личности, общественных отношений, иерархии социальных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: