double arrow

Эволюция, революции и реформы

Ниже уже отмечалось, что развитие общества может происходить как эволюционным, так и ре­волюционным путем. Эволюция пред­полагает плавные изменения в обществе, кото­рые постепенно и естественным образом вырас­тают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество перехо­дит из одного качественного состояния в другое.

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (на­пример, промышленная, научно-техническая, культурная револю­ции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными могут касаться одного или нескольких об­ществ, или быть глобальными (как, скажем, современная НТР или одна из ее «ветвей» - «компьютерная революция»). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.

Социальные революции ломают общество «через колено», в, корне переворачивая всю его жизнь. Обычно они сопровождают­ся грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения, беззаконием и беспорядками в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию1, нежелательное отклонение от естественного хода истории.

Однако есть и другие оценки. Так, позицию марксистов по этой проблеме можно свести к следующему. (1) Революции - это полезные ускорители общественного прогресса. Они представля­ют собой «праздник угнетенных и эксплуатируемых», «высший акт политики», «движущую силу» и «локомотивы истории». (2) Революции - явление мировое, и «русская революция, - утверждал большевистский вождь Владимир Ленин, - есть только одно звено в цепи революции международной». (3) Насилие - нормаль­ный инструмент революции, «прекрасная вещь», и пролетариат «должен применять меры насилия», пока существуют другие классы, особенно капиталисты. (4) Революционера не должны останавливать законы государства. В борьбе нужно руководство­ваться высшим принципом - «революционной целесообразнос­тью», и «если закон препятствует развитию революции, он отме­няется или исправляется». (5) Тяготы и гибель людей в револю­циях неизбежны, поэтому лидеры марксизма относятся к ним рассудительно и спокойно. «...Во время революции, - изящно и образно констатировал'1 Карл Маркс, - не пахнет розовым маслом и... время от времени кто-нибудь даже оказывается забрызганным грязью...» С большей прямолинейностью высказался Владимир Ленин: «...Как бы не ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, - ничто и никогда не сравнится с тем огромным воспитательным значением, которое имеет революционная борьба для классов и масс».

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа (от лат. reformo - преобразовываю) - это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянс­кая реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и опре­делила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.

Практическое осуществление реформ происходит через при­нятие и обеспечение выполнения государственной властью соот­ветствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы «не идут».

Так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х - 1980-х гг. с «реформами» образовательной системы, хозяй­ственного механизма страны, отдельных отраслей производства и особенно многострадального агропромышленного комплекса (сельское хозяйство и сопряженные, с ним сферы экономики). Теоретические разработки этих реформ (замысел на бумаге) были весьма впечат­ляющи, и если бы они претворялись в жизнь, СССР наверняка суще­ствовал бы и по сей день. Более того, он еще заметнее укрепился бы в роли мирового лидера не только из-за своей военной и космичес­кой мощи (как это было), но и благодаря общеэкономическому, куль­турному процветанию и высокому благосостоянию своих граждан.

Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищ­но-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в част­ный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «Закона о гражданстве» в Латвийской Респуб­лике разделило население этой страны на «граждан» и «неграж­дан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвий­ского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них име­ют право на натурализацию, но, по мнению латвийских влас­тей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не ме­нее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «Зако­на о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при полу­чении латвийского гражданства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: