На вопрос о том почему одни люди становятся лидерами, а другие нет, ученые отвечают по-разному. Можно, в частности, выделить следующие четыре популярные западные теории обоснования лидерства. Первая из них - * «теория черт лидера» - объясняет феномен лидерства выдающимися качествами личности.Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Политический лидер долженобладать особыми чертами, В частности, больше всего называют такие черты, как остроумие, энергичность, твердая воля, организаторские способности, компетентность и готовность к ответственности, умение предвидеть, ораторские способности, тактичность и т. д., и т. д. Перечисляются десятки черт - вплоть до чувства юмора, внешней привлекательности и фотогеничности, которые якобы обязательны для современного лидера.
И действительно, многие известные руководители и вожди проявляли и проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история знает и другие примеры: когда политические лидеры - заурядные, неяркие, не блещущие умом, серые личности. Недаром немецкий писатель Лион Фейхтвангер (1884-1958) в свое время отмечал, что «власть даже пустого человека наполняет содержанием». Следовательно, важны не только определенные личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства.
Такие обстоятельства учитывает, в частности, * ситуационная концепция лидерства. Согласно ей, не существует некоего универсального набора личностных качеств, подходящих для всех стран, периодов и любых ситуаций.
Скажем, сегодняшний политический лидер из демократической ФРГ оказался бы явно «не ко двору» в той же Германии периода гитлеризма или в нынешнем консервативном исламском Иране. То же можно сказать и в отношении конкретных ситуаций. Один человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в повседневной работе. Другой умеет повести за собой в личном общении с людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т. д.
Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он может завоевать «трон».
Свои обстоятельства предлагает и третья концепция - с условным названием * теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру, эта группа «делает» из нее (по-книжному, конституирует - создаст) своего лидера. Одновременно конституенты становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может оказаться марионеткой в руках своего окружения.
Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует * психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ — это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) и выросший затем в целое психологической учение. По Фрейду, людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения, прежде всего сексуального характера (лцбйдо3). Именно они являются движущей силой социальных действий и всей творческой активности людей. При этом «дурные» бессознательные сексимпульсы постоянно конфликтуют с «совестливым» сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и «борьбы» с обществом и самим собой. Когда же индивиду удается переключить свою «запретную» сенсуальную озабоченность на «нормальное» (приемлемое для общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий деятель - художник, писатель, политик и т. д.
Таким образом, политическими лидерами, согласно данной концепции, становятся люди, подавившие свое либидо, и компенсировавшие эту «потерю» активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может приобрести извращенные, крайне деспотические и даже садистские формы: жестокое полновластие над другими людьми доставляет им особое наслаждение и заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы».
В заключение и здесь нельзя не оговориться, что рассмотренные теоретические обоснования лидерства в реальной жизни тесно переплетены да к тому же не исчерпывают всего многообразия путей человека к власти. Это подтверждает и нижеследующая типология политических лидеров.