Традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры

Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе легити­мации власти лидера в обществе, т. е. о способе признания народом законности этой власти (рис. 6.16). В частности, власть традиционных лидеров (вождей племен, религиозных лидеров, монархов и т.п.) узаконивается в силу вековых и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был особенно характерен для доиндустриальных обществ. ♦ Рационально-легальные лидеры - это законно и демократически избранные руководители общества, получив­шие власть в результате обдуманного, сознательного (рациональ­ного) выбора людей. Такой лидерский тип присущ современным Демократическим обществам.

Наконец, ♦ харизматические лидеры - это, как говорится, лидеры по призванию, народные вожди «от бога», наделенные, по мнению масс, выдающимися способностями к руководству, осо­бой мудростью, святостью, героизмом и т.п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в России, Ким Ир Сен (1912-1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (род. в 1927) на Кубе и др.

Однако харизма и притягательность подобных руководителей складываются не только из их реальных способностей. Подчас образ «богоизбранности» лидера создается его «свитой» и после­дователями, а затем «дорисовывается» и приукрашивается народ­ной молвой. При этом может возникнуть культ личности, т. е. предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно для тоталитарных обществ и многих госу­дарств Востока с патриархальной и подданнической политической культурой народных масс, верящих в «хорошего царя», все­сильного «отца» - благодетеля и склонных к страху, покорности и угодничеству перед любым «начальством». Наиболее ярким при­мером культа личности являлся культ Иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и Фиделя Кастро.

Харизма, кроме того, может обернуться для обладающего ею лидера и другой стороной. Воодушевленный этой харизмой народ ждет от своего кумира скорых чудес, а их, как известно, в суровой и «упрямой» реальности не бывает. Поэтому, не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая часть публики очень быстро ра­зочаровывается и бросается из одной крайности (безмерной люб­ви) в другую - охлаждение и огульную ненависть к «ставшему плохим» лидеру. Не это ли произошло с последними советскими и российскими руководителями?..

Таким образом, если в основе традиционного лидерства ле­жит привычка людей к определенному типу власти, то рацио­нально-легальное лидерство базируется на человеческом разуме, а харизматическое - на вере и эмоциях. При этом у каждого из этих трех типов лидерства есть свои плюсы и минусы и «свой» период в развитии общества. Например, харизматический вождь наиболее эффективен в кризисные моменты, когда нужно поднять массы на революционное обновление общества. В относительно спокойные времена, напротив, предпочтительнее рационально-ле­гальное лидерство - для кропотливой работы по регулированию и постепенному совершенствованию общественной жизни, для проведения необходимых реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: