Развитие персонала – совокупность мероприятий в области обучения, повышения профессионального мастерства и квалификации персонала.
Потребность в постоянном развитии обусловлена следующими факторами:
- внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
- мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современные программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности труда;
- для предприятия более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
В крупных западных фирмах деятельность по развитию включает в себя следующие направления:
|
|
· планирование потребности в кадрах той или иной квалификации;
· организацию адаптации;
· обучение, тренинги, самообразование;
· работу с кадровым резервом;
· рационализаторство;
· формирование организационной культуры.
Ответственность за развитие несёт администрация, линейные руководители и сами работники. Для того чтобы программы развития имели успех, в них должно принимать участие высшее руководство предприятия, должна учитываться философия и цели фирмы. Практика показывает, что на развитие персонала необходимо тратить 10-15 % фонда зарплаты.
Развитие персонала бывает профессиональным и общим, может осуществляться на индивидуальном и институциональном уровнях.
Профессиональное развитие – подготовка сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождений между требованиями к работнику и качествами реального человека.
Саморазвитие, самообразование – процесс приобретения необходимых знаний, навыков, умений путём самостоятельных занятий на рабочем месте или вне его.
Признаки личности, умеющей самообучаться:
· любой вид работы рассматривает как источник пополнения, обновления знаний, навыков, умений;
· присматривается к другим людям, подмечает, чему у них можно поучиться;
· старается извлекать «уроки» из ошибок, неудач, промахов.
Разновидность саморазвития специалистов и руководителей – практика коучинга ( тренерство, наставничество). Цель коучинга – помочь руководителям и специалистам самостоятельно находить и принимать сложные решения в контексте особенностей самой компании и специфики её бизнес-окружения. Это творческое партнёрство по развитию личности, не инструктирование, а скорее развивающее обучение без отрыва от основной деятельности. Оно позволяет улучшить отношения с окружающими, эффективнее вести себя в критических ситуациях, генерировать идеи, повышает уверенность в себе.