1. Профессиональная подготовка гражданского служащего проводится в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в целях замещения им иной должности гражданской службы, требующей иных профессиональных знаний, при существенном изменении условий служебного контракта и должностного регламента гражданского служащего, при переводе в иной государственный орган и при ротации гражданских служащих в государственном органе или между государственными органами. Переподготовка осуществляется в соответствующем образовательном учреждении по установленным государственным стандартам и учебным программам и завершается сдачей экзамена, по результатам которого выдается диплом установленной формы. В зависимости от группы и категории должности гражданской службы, а также от формы переподготовки гражданского служащего устанавливаются сроки переподготовки от трех до шести месяцев. Конкретные сроки и формы переподготовки определяются представителем нанимателя. На период переподготовки за гражданским служащим сохраняются денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы, а также другие установленные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами государственные и социальные гарантии. Гражданскому служащему, направленному на переподготовку, государственным органом, в котором он замещает должность гражданской службы, и образовательным учреждением создаются надлежащие условия для обучения, а также возмещаются за счет средств государственного органа связанные с обучением расходы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Повышение квалификации или стажировка гражданского служащего проводится периодически, но не реже одного раза в три года, в соответствии с настоящим Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и актом государственного органа, а также в случаях принятия представителем нанимателя решения:
1) о назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) о включении гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) о направлении гражданского служащего на повышение квалификации по результатам его аттестации.
Повышение квалификации или стажировка завершается сдачей тестовых испытаний или экзамена по установленной форме с последующей выдачей свидетельства об успешном завершении повышения квалификации и стажировки. Успешная сдача тестовых испытаний или экзамена является преимущественным основанием для включения в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения должности гражданской службы.
3. Повышение квалификации может осуществляться:
1) непосредственно в государственном органе;
2) в образовательном учреждении;
3) в иной организации, в том числе за рубежом.
По решению представителя нанимателя повышение квалификации гражданского служащего проводится непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, в иной организации с освобождением от исполнения должностных обязанностей или без освобождения от исполнения должностных обязанностей.
4. Стажировка может осуществляться:
1) непосредственно в государственном органе;
2) в ином государственном органе или организации, в том числе за рубежом. Стажировка проводится с освобождением от исполнения должностных обязанностей.
5. В зависимости от группы и категории должности гражданской службы, а также от формы повышения квалификации и стажировки гражданского служащего устанавливаются сроки повышения квалификации и стажировки от двух до двенадцати недель.
6. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им государственной службы. Гражданскому служащему, направленному на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением, иным государственным органом или организацией, в том числе за рубежом, создаются надлежащие условия обучения, а также возмещаются за счет средств государственного органа связанные с обучением расходы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какова роль профессионального обучения в управлении персоналом современной организации? Как профессиональное обучение влияет на организацию, её сотрудников, общество в целом?
2. Чем определяется содержание программы и выбор методов профессионального обучения? Каковы наиболее распространённые методы обучения?
3. Какие методы наиболее эффективны для обучения поведенческим навыкам (ведение переговоров, проведение заседаний, работа в группе)?
4. Какие методы наиболее эффективны для обучения техническим приёмам (ведение бухгалтерского баланса, проведение исследования рынка, ремонт электродвигателя)?
5. Как оценить эффективность программы профессионального обучения?
6. От чего зависит успех программы внутрифирменного обучения? Какой может быть мотивация сотрудников для участия в таких программах?