Вопрос 1. Самостоятельная работа как методическая проблема

Организация самостоятельной работы требует четкого согласования с целями обучения, воспитания и самообразования.

Обучение – это самообразование, которое базируется на самостоятельной работе учащихся. Педагогическое и методическое мастерство заключается в создании оптимальных условий для такой работы. Это особенно актуально для экономических знаний, так как они должны стать составляющей жизненной практики человека.

Цель преподавателя основ начальной экономики сводится к тому, чтобы на меньшем объеме теоретических знаний дать больше возможности работать самостоятельно для усвоения этого материала. При этом чем выше качество (а не количество) самостоятельной работы учащегося, тем эффективнее усвоение. Поэтому будущему педагогу необходимо учесть ряд психологических особенностей ученика как в выборе форм самостоятельной работы, так и в способах оценки его знаний. В задаче воспитания творческой личности важную составляющую часть занимает разработка таких форм обучения, самостоятельной работы и контроля знаний, которые бы создавали условия для обучения, которое развивает личность.

При выборе методики организации самостоятельной работы будущему учителю необходимо учесть следующие обстоятельства:

1) Самостоятельная работа – это не только домашнее задание. Это еще и организация самостоятельной работы в аудитории под руководством преподавателя.

2) Очень полезным элементом является право ученика на свободный выбор задания.

3) Важным условием эффективной организации самостоятельной работы является отведение специального времени для ее выполнения.

4) Выбор формы самостоятельной работы зависит от содержания предмета и уровня его изучения в конкретных учебных обстоятельствах.

При организации самостоятельной работы рекомендуется последовательно ответить на следующие вопросы:

- Какие условия необходимы для формирования умения самостоятельно решать задачи?

- Как обеспечить усвоение необходимых знаний?

- Как обеспечить контроль за действиями ученика?

- Как информировать студента о его достижениях в обучении?

- Какие внешние условия необходимо создать для успешной самостоятельной работы?

- Как учесть индивидуальные способности студентов?

- Как дать ученику возможность самому планировать свои действия?

- Как студент может корректировать свои действия?

- Все ли элементы организационно – психологической структуры деятельности охвачены?

Соответственно, программа действий преподавателя будет складываться из таких этапов:

1. Изучение должностных обязанностей учителя экономики.

2. Анализ учебного плана.

3. Определение возможного объема самостоятельной работы.

4. Подготовка перечня умений и знаний, необходимых учащемуся в области основ экономики.

5. Подготовка письменных контрольных заданий для входного контроля.

6. Разработка банка профессионально ориентированных задач для самостоятельной работы.

7. Группировка задач в блоки – задания.

8. Определение критериев оценки выполнения заданий.

9. Разработка системы поощрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: