Вопрос 2. Рекомендации к проведению деловых игр

При проведении ДИ занятие следует разделить на несколько этапов:

1 этап. Формируется цель игры. Выдается необходимая исходная информация. Формируются малые группы и организовывается их работа.

2 этап. Самостоятельная работа участников ДИ в малых группах. Участники вникают в проблему с помощью преподавателя, вырабатывают навыки анализа информации, проявляют свои способности. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы каждый участник имел возможность высказать свою позицию.

3 этап. Межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта.

Методическое обеспечение игры: первая часть методических разработок готовится так, чтобы заинтересовать и настроить студентов на роли, которые они будут исполнять. Вторая часть методических разработок – это предметная и конкретная информация, при этом преподаватель на занятиях и консультациях учит студентов работать с этими материалами. Активность студентов на таких занятиях высока, так как они знают, что с этими материалами нужно будет выполнять соответствующую работу. Вторая часть методических разработок постоянно дополняется передовым и производственным опытом. В состав второй части методразработок могут входить конспекты – схемы, статистические и методические материалы, проблемные статьи и т.д.

До проведения игры можно провести занятие в производственных условиях того цеха, проблемы которого должны стать предметом анализа в процессе игры.

Распределение ролей в игре является очень важным методическим и организационным моментом. Его лучше всего проводить за 10-12 дней до начала игры. Характер внутригрупповых отношений студентов в процессе подготовки и проведения игры в основном определяется распределением ролей и самим составом группы. При этом необходимо учитывать пожелания групп относительно распределения ролей, учитывать реальные возможности студентов с точки зрения их общей подготовки, знать неформальных лидеров группы.

Роль преподавателя в игре. Подготовка и проведение игры требуют от преподавателя знаний, педагогического умения и очень большого напряжения сил. Основная сложность заключается в потребности наладить игру как самодостаточную систему так, чтобы деятельности преподавателя не было заметно, а игра происходила будто сама собой.

Особенностью игры как формы проблемного обучения является то, что ее участники должны «добывать знания» находить решение методом дискуссий, проб и ошибок. Именно поэтому игровую информацию необходимо распределять по принципу:

- необходимая информация;

- дополнительная информация;

- информация по требованию.

Преподаватель должен иметь свой собственный вариант выхода из проблемной ситуации. Но сообщить его он может только тогда, когда студенты зашли в тупик. Искусство преподавателя заключается в том, чтобы дать эту информацию в нужный момент, в нужной форме и нужным исполнителям. Только тогда будет эффективно выполняться условие проблемности обучения и максимально использованы способности студентов.

Цель преподавателя – в условиях конкретной проблемной ситуации дать алгоритм правильного решения.

Важным вопросом является уровень сложности проблемной задачи. Он определяется структурой и содержанием проблемы. Сложность познавательных задач зависит от системы исходных данных. Чем больше условий, тем сложнее задача. Поэтому каждая игра требует большого количества основной и вспомогательной информации (проблемные статьи, методические указания, консультации).

Игра требует от преподавателя досконального знания личностей студентов.

Преподаватель должен внимательно следить за ходом дискуссии, чтобы конструктивный анализ не превратился в демагогию и ссору. Реплики преподавателя должны быть четкими и продуманными. В игре студенты приобретают опыт социального и эмоционально – морального общения, активного сотрудничества, умение выступать сжато и конструктивно. В ходе коллективного решения проблемы у студентов формируются такие качества, как умение понимать другие взгляды, критичность, способность оценивать себя и других.

Практика проведения игр позволяет проанализировать негативный опыт и возможные ошибки. Прежде всего, много ошибок возникает в связи с неправильным распределением ролей. Кроме того, трудности возникают и тогда, когда в игру включается слишком много факторов и студентам просто не хватает знаний. В процессе игры необходимо добиться того, чтобы студенты почувствовали ответственность за принятое решение. Для этого используется моральное поощрение студентов. Важно правильно организовать отдых студентов, чтобы избежать быстрой утомляемости, уменьшающей эффективность игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: