Формы активизации самостоятельной работы разнообразны: задачи и упражнения; тренинги; специально развивающие нестандартные вопросы; ролевые игры и упражнения; тесты на углубленное понимание материала; написание рефератов; компьютерные игры и т.д.
Кроме того, широко применяются задания для самостоятельного изучения определенной части учебной информации:
- слушание лекций по заранее разработанным преподавателем конспектам – схемам, в которые учащийся вносит дополнения, услышанные от учителя;
- проведение занятий по заранее определенной теме с использованием специальных учебно – методических разработок.
В этих формах самостоятельной деятельности важное значение имеет свободный выбор темы, формы и времени выполнения работы.
В практике преподавания экономических дисциплин наиболее распространены следующие формы самостоятельной деятельности студентов:
- работа с материалом учебника;
- рефераты по проблемным ситуациям;
- работа с конспектом – схемой;
- анализ производственных ситуаций;
|
|
- выполнение индивидуальных заданий;
- самопроверка с программированным контролем;
- решение задач;
- составление заданий по темам;
- коллоквиум;
- проведение проблемных семинаров;
- занятия в производственных условиях;
- работа с ЭВМ;
- участие в учебно – производственной игре.
Активизации познавательной деятельности способствует разработка системы учебных тестов, многовариантных заданий, использование кроссвордов, экономических загадок, викторин, диспутов, использование компьютеров.
К нетрадиционным формам домашних заданий можно отнести: ассоциативные рисунки, рефераты и курсовые работы на проблемные темы.
Для проведения самостоятельной работы используется методическая литература:
А) рабочая программа;
Б) методические указания;
В) конспекты – схемы;
Г) методические указания к деловым играм;
Д) учебная литература;
Е) специальные журналы;
Таким образом, чем больше в обучении будет самостоятельной деятельности учащегося, тем больше вероятность превратить его знания и умения в рациональное экономическое поведение в реальной жизни.
Тема 12. Контроль и оценка результатов экономического обучения.
1. Контроль как методическая проблема.
2. Методика оценки. Модульно – рейтинговая система оценки и особенности ее использования.
3. Тест – форма обучения, контроля и оценки знаний.
4. Психодиагностические навыки преподавателя.