Руководитель игры должен знать сильные и слабые стороны игрового метода.
Трудности процесса внедрения ДИ связаны с тем, что:
- педагоги мало знают о пользе игр;
- не все преподаватели готовы присутствовать на игре 6-8 часов;
- существует обычное естественное сопротивление новому процессу;
- существует большое количество методических и организационных трудностей (жестко регламентированное расписание, постоянная нехватка свободных аудиторий и т.д.).
Чтобы понять игру и ее эффективность, необходимо обязательно принять в ней участие, получив и исполнив конкретную роль. Игра учит внедрять знания на рпактике, развивает творческие способности, воспитывает чувство коллективизма, усиливает интерес к будущей работе и уверенность в правильном выборе специальности.
Однако наряду с позитивными качествами имеются и недостатки ДИ, которые необходимо учитывать при проведении игры и оценке ее результатов:
1) ученик не может уделить работе столько времени, сколько необходимо. Он вынужден приспосабливаться к ритму игры;
|
|
2) ученик находится на грани эмоционального возбуждения;
3) если ученик не поверит в реальность происходящего, все усилия преподавателя будут напрасны, а игра превратится в обычный семинар;
4) чрезмерная трудоемкость игры.
Причины таких неудач чаще всего объясняются плохой подготовкой участников, слабым пониманием сути проблемы, лежащей в основе игры, плохой методической подготовкой.
Правильно организованная и проведенная ДИ выполняет следующие функции:
А) обучающая – развитие памяти, внимания, восприятия информации;
Б) развлекающая – создание благотворной атмосферы;
В) коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов;
Г) релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
Д) психологическая – подготовка к более эффективной деятельности, перестройка психики к восприятию больших объемов информации;
Е) гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей;
Ж) воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
В ДИ можно выделить три уровня активности участников:
1 уровень – репродуктивный: участник игры не выходит за пределы ранее найденного способа действия;
2 уровень – эвристический: участник игры не удовлетворен известными способами решения задач, а ищет оригинальное решение;
3 уровень – творческий: участник игры, найдя решение эвристически, не останавливается на этом, а стремится понять и использовать все его последствия и возможности. Активность на творческом уровне иная, чем на эвристическом: это уже путь к самостоятельному творчеству.
Тема 11.
Организация самостоятельной работы при изучении экономических дисциплин
1. Самостоятельная работа как методическая проблема.
2. Формы активизации самостоятельной работы.