Схема 1 (рис. 18) построена так, что дает классификацию суждений на основании выявления формы, или структуры, суждений. Две основные группы суждений - ассерторические и модальные - выделяются на основании того, что в первых не устанавливается характер связи между субъектом и предикатом или между простыми суждениями в сложном, а во вторых устанавливается характер связи между субъектом и предикатом в простом модальном суждении или характер связи между отдельными простыми суждениями в сложном модальном суждении.
_________________________________
1Термин “алогический” греческого происхождения, он обозначает “необходимость”.
Основание классификации - форма (структура суждения).
Рис.18
Далее обнаруживается аналогия в структуре ассерторических и модальных суждении: во-первых, и те, и другие делятся на простые и сложные суждения; во-вторых, простые суждения делятся на утвердительные и отрицательные, а каждое из них, в свою очередь, делится на общие суждения и частные суждения, в результате чего возникли четыре вида простых ассерторических и четыре вида простых модальных суждений; в-третьих, аналогична структура сложных ассерторических и сложных модальных суждений: каждая группа включает конъюнктивные, дизъюнктивные, условные и эквивалентные суждения (либо ассерторические, либо модальные). Среди ассерторических суждений не выделены только выделяющие и исключающие суждения, так как они не очень вписываются в эту схему, являясь разновидностями общих или частных суждений.
Схема 2 (рис. 19) построена так, что дает классификацию суждений с учетом не формы (структуры) суждения, а его содержания. Ассерторические простые суждения делятся на три вида: суждения свойства, суждения существования и суждения с отношениями. Подразделение сложных суждений не проводится, так как оно такое же, как в схеме 1 (т. е. конъюнктивные сложные суждения, дизъюнктивные и т. д.). Модальные простые и сложные суждения могут быть подразделены на основании вида модальности, отраженной в суждении: суждения, содержащие эпистемические модальности, деонтические модальности и т. д. Отдельно выделены суждения, содержащие другие модальности, ибо не все модальности еще достаточно хорошо изучены и не все они могут быть перечислены. Правила деления понятий (и соответственно правила классификации) предусматривают (разрешают) введение в качестве отдельной группы других членов деления, когда число членов деления велико либо не все виды делимого родового понятия достаточно изучены или известны.
Задачи к теме “Суждение”
I. Являются ли приведенные ниже формулы законом логики (тавтологией, или тождественно-истинной формулой)?
Схема 2
Основание классификации – содержание суждения
101
II. Определить вид суждения, его субъект и предикат, их распределенность.
1. Некоторые растения не являются лекарственными.
2. Ни одно нераспространенное предложение не является предложением, имеющим второстепенные члены.
3. Иногда люди допускают несправедливость.
4. Всякий металл имеет свою температуру плавления.
5. Некоторые олимпийские чемпионы являются мастерами спорта по фигурному катанию.
6. Все ромбы - четырехугольники.
7. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
8. Ни один океан не имеет пресную воду.
9. Под лежачий камень вода не течет.
10. Некоторые сотрудники являются необязательными людьми.
11. Хорошее дело два века живет.
III. Определите вид следующих сложных суждений и запишите их структуру с помощью символов.
1. “Крепости на холмах медленно разрушались, царские дворцы зарастали травой, но кое-где люди стали постепенно возвращаться на старое место жительства. Вновь заселились некоторые ахейские холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень”. (Н. Н. Трухина. История Древней Греции. М., 1993. С.55).
2. Среди ахейских мастеров были оружейники, ювелиры, гончары, художники, но не было скульпторов.
3. В Элладе самыми сильными городами-государствами считались Афины и Спарта, самым богатым - Коринф (см.: там же).
4. Правильно ли построена формула для следующего сложного суждения? Если неправильно, то предложите свою формулу.
“Женщина, красивая, еще молодая, прекрасно одетая, с приятной улыбкой, степенная, склонилась над водой и от нечего делать выводит концом шелкового зонтика какие-то буквы на прибрежном песке” (О. Генри).
(а ^ b ^ с ^ d ^ е) ^ (f ^ q).
5. Правильно или неправильно построена формула для данного сложного суждения?
“Раджа, довольно тучный тридцатилетний малый, с радушным видом пошел мне навстречу, поцеловал меня, взял под руку, пасынка - под другую, уместил меня на седалище возле трона и воссел сам” (А. Д. Салтыков).
(а ^ b)^ (c ^ d) ^ (e ^ f).
IV. Произведите отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав формулой их структуру.
1. “Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу” (Б. Буаст).
2. Неверно, что эта студентка вечером будет вязать или слушать радио.
V. Определите с помощью “логического квадрата” отношения между следующими простыми суждениями.
Некоторые цветы - розы. - Неверно, что все цветы - розы. Все врачи ошибаются. - Ни один врач не ошибается.
VI. Определите вид модальности в следующих суждениях.
1. Вероятно, урожай пшеницы в этом году будет не ниже прошлогоднего.
2. Запрещается злиться.
3. “Цвет и рисунок обоев должны сочетаться с цветом мебели, например, для светлой мебели не следует выбирать слишком темные обои, для темной, наоборот, слишком светлые. Если декоративные ткани (обивка мебели, шторы и т. д.) имеют рисунок, то обои лучше подбирать гладкие или с малозаметным рисунком типа сетки... Для обоев однотонных и типа сетки бордюр нужно выбирать того же тона, но более яркого
цвета. Например, золотисто-желтые обои могут быть окантованы узким бордюром светло-коричневого цвета” (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., 1993. С. 73. Выделено нами. — А. Г.).
4. “В специально оборудованных вольерах для содержания горилл в зоопарках должны быть деревья, по которым они могли бы лазать, а также солома, ветки или бамбук для сооружения гнезд. Пищу следует давать небольшими порциями на протяжении всего дня, причем в таком виде, чтобы животные имели возможность заниматься ее подготовкой (скажем, обдирать кожицу или расщеплять стебли) или поиском, для чего лучше беспорядочно разбрасывать съедобные растения в вольере. Гориллам нужно обеспечить возможность пребывания на свежем воздухе” (Д. Фосси. Гориллы в тумане. М., 1990. С. 19. Выделено нами. - А. Г.).
VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
1. Кто и как нашел Трою? Какие еще открытия сделал этот человек? Какие племена жили на Крите?
2. Кто такие ахейцы? Что нам известно об ахейских городах, о населении ахейских царств? Когда и как начался в Греции “железный век”?
3. Кто знает те слова, что больше значат
Правдивых слов, что ты есть только ты?
Кто у себя в сокровищнице прячет
Пример тебе подобной красоты?
(В. Шекспир)
4. Помогайте людям, дарите им свою заботу.
5. Кормите птиц зимой!
6. Ax! этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!
(А. С. Грибоедов) 104
7. Зачем притворяешься ты
То ветром, токамнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучьменя больше, не тронь!
Пустименяк вещим заботам...
Шатается пьяный огонь
По высохшим серым болотам.
(А. Ахматова)
VIII. Являются ли суждениями русские народные пословицы?
Отвяжись, худая жизнь, привяжись, хорошая!
Не радуйся нашедши, не плачь потерявши.
Где наше не пропадало.
Плохо не клади, вора в грех не вводи!
За глаза про кого не говорят?'
IX. Простое или сложное суждение выражено в начале стихотворения М. Волошина “Кастаньеты”? Найдите здесь субъект и предикат (субъекты и предикаты).
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
________________________
Даль В. Пословицы русского народа. Сборник. М. 1957. С. 54, 59, 176,186. 105